Концепция Кабанова Е.Н.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер. Эта концепция также связана с формированием операций мышления, которые она называет приемами учебной работы. Под приемами учебной работы Е. Н. Кабанова-Меллер понимает систему действий, служащих для решения учебных задач (Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981. - С. 7). По ее мнению, именно они играют существенную роль в умственном развитии учащихся и являются основой, на которой у школьников формируются свои учебные умения и навыки.

Вложенные файлы: 1 файл

Кабанов.docx

— 19.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

ГОУ ВПО «Калужский государственный университет

имени  К.Э. Циолковского»

Институт социальных отношений

 

 

 

 

 

Концепция Кабанова Е.Н.

 

 

 

Выполнила

студентка очного отделения

 

 

 

 

 

Калуга, 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер. Эта концепция также связана с формированием операций мышления, которые она называет

123

приемами учебной  работы. Под приемами учебной работы Е. Н. Кабанова-Меллер понимает систему действий, служащих для решения учебных задач (Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981. - С. 7). По ее мнению, именно они играют существенную роль в умственном развитии учащихся и являются основой, на которой у школьников формируются свои учебные умения и навыки.

К приемам учебной  работы Е. Н. Кабанова-Меллер относит сравнение, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, наблюдение, составление характеристик изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков понятий.

В проблеме развивающего обучения Е.Н. Кабанова-Меллер выделяет два круга вопросов: 1) показатели умственного развития; 2) условия, создающие это развитие, т. е. способы организации обучения.

По мнению Е.Н. Кабановой-Меллер, общим показателем умственного развития служит усвоенность приема учебной работы, который распадается на два показателя:

1) способность учащегося  рассказать, из каких действий  состоит учебная работа; 2) способность  перенести прием в новую ситуацию, т. е. умение использовать прием  в решении новых задач.

Явление переноса как  качество ума, как показатель творческого  мышления изучался Е.Н. Кабановой-Меллер специально. В результате экспериментальных исследований она выделила в качестве показателей умственного развития ряд явлений, связанных с переносом. Причем эти показатели выявляли умственное развитие лишь в условиях развивающего обучения, которое способно обеспечить формирование обобщенных приемов.

Было установлено, что с возрастом изменяется самостоятельный  перенос обобщенных приемов учебной  работы, он становится межпредметным, повышается возможность нахождения новых приемов учебной работы. Так, старшие школьники при решении проблемных задач легче находят новые приемы, чем младшие.

Возрастные изменения  связаны с умением самостоятельно применять знания из все более  сложных систем, которые перестраиваются, комбинируются. Важной стороной умственного  развития при этом является развитие абстрактного мышления во взаимодействии с конкретным. Восприятие школьников все более "пронизывается" мышлением.

К приемам управления учащимися своей учебной деятельности Е. Н. Кабанова-Меллер относит планирование, самоконтроль (включающий оценку своих действий), организацию учения и

124

отдыха, управления своими познавательными интересами, вниманием. Каждый из этих приемов становится обобщенным, если учащийся осознает его  состав и использует в разных учебных  предметах.

В качестве условий  развивающего обучения в концепции  Е.Н. Кабановой-Меллер выступают следующие:

  • - все звенья обучения (программы, учебники, методика, школьная практика) должны быть признаны идеей формирования у школьников системы приемов учебной работы разной степени обобщенности (внутрипредметные и межпредметные);
  • - в каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и формировать их у учащихся;
  • - формирование знаний должно обеспечить взаимодействие мышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся;
  • - формирование приемов управления со стороны учащихся своей учебной деятельностью.

Концепции, учитывающие личностное развитие

Приведенные выше концепции  связаны с развитием психических  функций (в основном мышления) учащихся в целях общего психологического развития (Л.В. Занков), развития творческого мышления (З.И. Калмыкова) или формирования операций мышления (Е.Н. Кабанова-Меллер).

Кроме этих широкое  распространение получили концепции, ставящие в качестве второго (равноценного) ориентира организации учебной  деятельности развитие личностных качеств  учащегося. К ним относятся концепции  развивающего обучения Г.А. Цукерман, В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина, С.А. Смирнова. Развивающее обучение в этих концепциях понимается не только какинтеллектуальное, но и как социальное, личностное развитие учащихся.

Одной из важнейших  задач школы является подготовка учащегося к жизни в окружающем его обществе, развитие его как  субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей  самореализации своих сил и способностей.

Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер также связана с формированием

операций мышления, которые она  называет приемами учебной работы и  определяет их

как систему действий, служащих для  решения учебных задач

1.

К приемам учебной работы она  относит сравнение, обобщение, раскрытие

причинно-следственных связей, наблюдение, составление характеристик изучаемых

явлений, разделение существенных и  несущественных признаков понятий. Эти

приемы, необходимые для самостоятельного решения задач и овладения  знаниями,

играют существенную роль в умственном развитии учащихся. Они являются

основой, на которой у школьников формируются учебные умения и  навыки.

     В проблеме развивающего обучения Ё.Н. Кабанова-Меллер выделяет

два круга вопросов. Первый - показатели умственного развития, второй - условия,

определяющие это развитие, т.е. организация обучения и формирование учебной

деятельности. По ее мнению, общим  показателем умственного развития служит

степень усвоения приема учебной работы. Это значит, что учащийся может

рассказать, из каких действий состоит  этот прием, может использовать его  в

решении новых задач, т.е. может перенести известный прием в новую ситуацию.

Явление переноса как качества ума, как показатель творческого мышления

изучалось Е.Н. Кабановой-Меллер экспериментально. Она выделила ряд

показателей умственного развития, связанных с переносом. Эти показатели

позволяют выявлять уровень умственного  развития в условиях развивающего

обучения, которое должно быть направлено на формирование обобщенных приемов.

Было установлено, что с возрастом  изменяется самостоятельный перенос

обобщенных приемов учебной  работы. Он становится межпредметным, повышается

возможность нахождения новых приемов  учебной работы. Так, старшие школьники

при решении проблемных задач легче  находят новые приемы, чем младшие.

Возрастные изменения связаны  с самостоятельным применением  знаний из все

более сложных систем. Важной стороной умственного развития при этом является

развитие абстрактного мышления во взаимодействии с конкретным. Восприятие

школьников все более "пронизывается" мышлением.

 

 

 

 


Информация о работе Концепция Кабанова Е.Н.