Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:35, реферат
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:
1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;
2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;
3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;
5) реализация совместных образовательных программ;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОНЦЕПЦИЯ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ
МОБИЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(обсуждена и одобрена на совещании ректоров
в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки
Республики Казахстан от 19 января 2011 года)
Астана, 2011
Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений
I. Преамбула
11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров образования стран – участниц Болонского процесса (в г.Будапешт, Венгрия и г.Вена, Австрия) Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.
Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства.
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:
1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;
2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;
3) обеспечение академической
мобильности студентов и
4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;
5) реализация совместных образовательных программ;
6) создание условий
для обеспечения
Главная цель, ради которой осуществляется движение в международное образовательное пространство - обеспечение качества казахстанского высшего образования в соответствии с мировыми стандартами, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.
Одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей.
В предстоящем десятилетии до 2020 года нам предстоит достичь высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.
Казахстан может преуспеть в этом усилии только в том случае, если будет максимально использовать способности и возможности своих граждан, будет полноценно участвовать в процессе обучения на протяжении всей жизни, а также в расширении участия в высшем образовании.
Обучение, ориентированное
на результат, и мобильность помогут
обучающимся развивать компетен
II. Анализ текущей ситуации. Условия для развития академической мобильности
В высшем образовании Республики Казахстан реализованы основные принципы Болонской декларации. Во всех вузах внедрена кредитная технология обучения. Вузы республики активно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами.
Осуществлен полный переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.
Образовательные программы бакалавриата состоят из трех циклов, каждый из которых включает обязательный (то есть государственный) компонент - ОК и компонент по выбору (то есть вузовский и элективный компонент) - ВК. Среднее соотношение между ОК и ВК составляет 60(50):40(50). Это позволяет формировать высшим учебным заведениям совместные образовательные программы, студентам – индивидуальную образовательную траекторию. В рамках ВК студенты могут изучать дисциплины и осваивать кредиты других – казахстанских и зарубежных вузов.
В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы будут расширяться границы академической свободы высших учебных заведений. В результате этих тенденций соотношение ОК и ВК будет доведено до 30:70.
На сегодняшний день контингент обучающихся в бакалавриате составляет 620442 человека, из них на основе госзаказа – 140533 человека.
Образовательные программы магистратуры реализуются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования. Образовательная компонента магистерских программ состоит из двух циклов дисциплин: базового и профилирующего, каждый из которых складывается из ОК и ВК.
Более широко представлена
академическая свобода
При этом образовательный блок в общем объеме магистерской программы составляет от 74% в научном и педагогическом направлении до 78-80% в профильном направлении:
при профильной подготовке – не менее 24 кредитов, из них 19 кредитов образовательной компоненты (со сроком обучения 1 год) и не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них 28 кредитов образовательной компоненты;
при научной и педагогической подготовке – не менее 46 кредитов, из них 34 кредита образовательной компоненты.
На сегодняшний день контингент обучающихся в магистратуре составляет более 10,0 тыс. человек, из них на основе госзаказа – 5,9 тыс. человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного магистранта составила 396,0 тыс.тенге.
Лицензии на подготовку кадров магистров имеют 118 вузов, в том числе 9 национальных, 31 государственных, 9 акционированных, 5 негражданских, 64 частных. Госзаказ на подготовку магистров размещен в 56 вузах и 2 НИИ.
В целом в Казахстане образовательную и научно-исследовательскую деятельность осуществляют 148 вузов и 162 НИИ.
Количество ППС вузов составляет 39 600 человек, из них ученые степени имеют 18037 человек, или 45,5%.
Средний возраст докторов наук составляет – 56,8 лет, кандидатов наук – 48,5 лет. Наблюдается старение научно-педагогических кадров.
Для увеличения научного потенциала заявлена потребность в магистрах вузами на 10729 человек, НИИ – 1066 человек, государственных органов – 1670 человек.
С учетом заявленной потребности с 2011 года будет увеличен объем госзаказа в магистратуре до 5000 мест при распределении на научную и педагогическую и профильную в соотношении 70:30 (3500 мест на научно-педагогическую и 1500 мест на профильную магистратуру).
Образовательные программы докторантуры осуществляются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному с присуждением высшей академической степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю. Срок обучения в докторантуре – не менее 3-х лет.
Образовательные учебные программы докторантуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по направлению научной специализации.
Структура образовательной докторской программы содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную.
Образовательная компонента состоит
из теоретического обучения, включающая
базовые и профилирующие
ОК по циклу базовых дисциплин составляет 40% от общего его объема, а цикл профилирующих дисциплин полностью представлен КВ.
Научная компонента образовательной
программы формируется из научно-исследовательской/
Обязательным условием является наличие зарубежных партнеров-университетов.
С 2005 года в режиме эксперимента в вузах республики начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. Первоначально в двух вузах: Казахском национальном университете им. аль-Фараби и Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. С каждым годом число вузов включаемых в эксперимент увеличивается. В настоящее время 29 вузов, в 16 из них размещается государственный образовательный заказ.
С 2008 по 2010 годы состоялись выпуски первых докторов PhD: всего 184, из них в КазНУ им. аль-Фараби – 112 человек и ЕНУ им. Гумилева – 72.
На данный момент контингент обучающихся в докторантуре составляет более 540 человек, из них на основе госзаказа обучаются 497 человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного докторанта составила 1270,0 тыс.тенге.
Первый опыт подготовки докторов PhD показал как положительные стороны, так и негативные моменты данного эксперимента.
Положительные стороны:
Несмотря на радикальные
изменения в подготовке научно-
В целом в образовательной деятельности вузов не на должном уровне находят реализацию основные постулаты Болонской декларации:
Одним из инструментов повышения качества образования, как показывает мировая практика, является академическая мобильность. Берлинское коммюнике (2003 г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования».
Кроме того, в Лювенском коммюнике (2009 г.) мобильность характеризуется отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.».
III. Видение развития академической мобильности
Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.
Сегодня академическая
мобильность обучающихся в
В программе студенческой
и преподавательской мобильност
В рамках второго консорциума стипендий программы Erasmus Mundus за 2009-2010гг. Казахстану присвоено 20 стипендий (бакалавриат – 9, магистратура – 5, докторантура – 3, пост докторантура – 1, преподавание – 2).
Информация о работе Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений