Концепция самовоспитания школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:12, доклад

Краткое описание

Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел в 7 лет и стал отличником. Поступил в химико-механический техникум, затем направлен в военное летное училище. В это время и стал проявляться его педагогический талант.
В 1954г. поступил в Ярославский ГПИ имени Ушинского. Окончил его по специальности «Учитель физики и основ производства». Во время учебы рботал в вечерней школе. В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук. Затем он преподает в вечерней школе и в институте, становится деканом. В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontseptsia_samovospitania_shkolnika.docx

— 24.71 Кб (Скачать файл)

Концепция самовоспитания школьника. Автор Г.К. Селевко.

 

  1. Информация об авторе.

Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел в 7 лет и стал отличником. Поступил в химико-механический техникум, затем направлен в военное летное училище. В это время и стал проявляться его педагогический талант.

В 1954г. поступил в  Ярославский ГПИ имени Ушинского. Окончил его по специальности «Учитель физики и основ производства». Во время учебы рботал в вечерней школе. В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук. Затем он преподает в вечерней школе и в институте, становится деканом. В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента. В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования». В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского. В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Это уникальное учебное и справочное пособие для учителей, студентов педагогических вузов, институтов системы дополнительного профессионального образования, руководителей, методистов и других работников образования содержит достаточно полное описание около 500 образовательных технологий и будет незаменимым по различным курсам «Педагогических технологий». Методологической основой книги является концепция образовательной технологии, выдвинутой профессором Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного. В 1998 году вышла работа Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов, слушателей институтов повышения квалификации. В 2000 году вышеупомянутый труд был признан педагогическим бестселлером. В 2005 году второе издание получило премию губернатора Ярославской области. Г.К. Селевко – действительный член Международной Академии наук педагогического образования. Герман Константинович активно участвует в международном сотрудничестве, выступает с докладами на международных симпозиумах, встречах, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье (Казахстане, Беларуси, Словакии).

 

 

  1. Определения понятия «воспитание», цели.

Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Цель воспитания: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:

 

- одухотворенность, идейная  направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным  ядром личности;

- устойчивость целей и  задач самосовершенствования, превращение  их в доминанту жизнедеятельности;

- владение, оснащенность  совокупностью умений самосовершенствования;

- высокий уровень самостоятельности  личности, готовность к включению  в любую деятельность;

- творческий характер  деятельности человека;

- осознанное поведение, направленное  на улучшение себя, своей личности;

- эффективность работы  по самоформированию.

 

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре груп­пы задач.

 

I группа - задачи  в области обучения:

 

а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

в) формировать общеучебные умения и навыки;

г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.

 

 II группа - задачи в области воспитания:

 

а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;

б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

е) формировать веру в себя;

ж) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

 

 

 

 

 

III группа - задачи  в области психического развития:

 

а) развивать индивидуальные способности ребенка;

б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

в) формировать доминанту самосовершенствования личности;

г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.

 

IV группа - задачи  в области социализации:

 

а) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

в) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности личности - подготовить ребенка к социальной автономизации;

г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

 

  1. Принципы воспитания, содержание.

 

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.

 

1. Все высшие духовные  потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию.

 

2. Доминанта на самовоспитание  и самосовершенствование как  установка на осознанное и  целенаправленное улучшение личностью  самой себя может быть сформирована  на основе потребностей саморазвития.

 

3. На внутренние мотивы  и процессы самовоспитания, самосовершенствования  и саморазвития можно и нужно  влиять с помощью организации  внешней части педагогического  процесса, включая в него специальные  цели, содержание методы и средства.

 

4. Важнейшей предпосылкой  реализации технологии самовоспитания  личности в практике воспитательной  деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

 

5. Демократизация учебно-воспитательного  процесса выступает необходимым  условием саморазвития личности  учащихся. Она воплощается в свободе  выбора, самостоятельности, удовлетворении  интересов и потребностей уча­щихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

 

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

 

7. Личностный подход в  воспитании является решающим  условием саморазвития учащегося  и формирования его положительной  Я-концепции.

 

8. Внеурочная сфера жизнедеятельности  школьника должна рассматриваться  как пространство деятельностного формирования у ребенка умений и навыков самосовершенствования.

 

9. Ведущий вектор развития  личности учащегося при использовании  технологии самовоспитания направлен  на подготовку выпускников школы  к жизни, на обеспечение их  всем необходимым для последующей  самостоятельной жизнедеятельности  в открытой социальной среде.

 

 

Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.

 

  1. Механизмы воспитания, критерии и показатели эффективности процесса.

Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Профессор Г. К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии.

 

Данная технология состоит из трех подсистем:

 

I - «Теория», II - «Практика», III - «Методика».

 

Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы:

 

- «Самосовершенствование  личности»;

- «История науки и культуры  в личностях»;

- «Организация учебного  труда»;

- «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисциплинах);

- «Основы менеджмента  и маркетинга» (в курсе экономики);

- «Основы художественного  творчества»;

- «Развитие творческих  способностей»;

- «Теория решения изобретательских  задач»;

- «Логика»;

- «Физиология высшей нервной  деятельности»;

- «Выбор профессии»;

- «Этика и психология  семейной жизни»;

- «Основы безопасности  жизнедеятельности».

 

 

 

Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает:

 

а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся;

б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П. Иванову) с акцентом на самовоспитание;

в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт;

г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных занятиях любых других предметов.

 

Третья подсистема «Методика» - это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих ус­пешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организация учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты:

 

- педагогическое руководство  самовоспитанием и самообразованием  личности становится приоритетным  в организации учебно-воспитательного  процесса;

- акцент переносится с  преподавания на учение;

- используется не только  познавательная, но и нравственно-волевая  мотивация деятельности учащихся;

- ставка делается на  самостоятельную творческую работу  учащихся;

- активизируется и стимулируется  процесс осмысливания учения, субъект  занимает рефлексивную позицию;

- центр тяжести педагогического  процесса переносится в сторону  формирования способов умственных  действий;

- систематически и последовательно  формируются общеучебные умения и навыки.

 

Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала обратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г.К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями и показателями.

Критерии: факта (поступка); отношений (социометрический); метода (самостоятельный – конформист); времени (готовность к самостоятельной жизни); доминантности.


Информация о работе Концепция самовоспитания школьника