Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 03:23, лекция

Краткое описание

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников.
^ Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.
^ Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар педагогика.docx

— 26.35 Кб (Скачать файл)
  1. Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. 

Средство воспитания - это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.

В современных энциклопедиях  и словарях понятие «форма» имеет  несколько значений: 1) внешнее выражение  процесса воспитания; 2) совокупность организаторских  приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение  воспитательной работы; 3) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. Таким  образом, форма – это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

  1. В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям: 
     
    1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские). 
     
    2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.); 
     
    3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.). 
     
    4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); 
     
    5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся; 
     
    6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные; 
     
    7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; 
     
    8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Рассмотрим особенности  некоторых форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников. 
 
^ Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя. 
 
^ Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов. 
 
^ Коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования.  
 
Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитательной деятельности различны. Они зависят от возрастных особенностей воспитанников, целей воспитания. С воспитанниками младшего возраста воспитатель является ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, с воспитанниками старшего возраста - советчиком, консультантом, участником, помощником. Воспитателю важно расположить к себе воспитанника, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями; при этом необходимо проявлять демократичное, уважительное, тактичное отношение к личности. 
 
Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию форм воспитательной деятельности: 
 
-простые (как процесс ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в многочисленные отношения); 
 
-кратковременные и длительные; 
 
-групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.; 
 
-традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и принятые многими педагогами), творческие (нестандартные, нетрадиционные); 
 
-спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные; 
 
-регулярные и эпизодические. 
 
Для успеха дела воспитатель должен хорошо знать возможности своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность. 
 
Форма воспитательной работы может быть коллективной творческой (если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле); по исполнению - неповторимой. 
 
В процессе коллективной творческой деятельности (КТД) воспитанники вместе с взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. 
 
Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач. 
 
Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Общие методы воспитания и их классификация 
 
Методы воспитания называются общими потому, что они используются: 
 
-в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.); 
 
-для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.); 
 
-разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями); 
 
-для решения не одной, а совокупности задач. 
 
В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. 
 
^ Классификация методов - это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса. 
 
Представим некоторые из них. 
 
Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию: 
 
-методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример); 
 
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение); 
 
-методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание). 
 
В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на методах изменения: 
 
-деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения); 
 
-отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений); 
 
-компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития). 
 
Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя - выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования. 
 
Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: 
 
1) убеждения; 
 
2) упражнения; 
 
3) поощрения; 
 
4) наказания; 
 
5) примера. 
 
В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга. 
 
^ Метод убеждения. Убеждение - это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении. 
 
Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. 
 
С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения. 
 
Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека. 
 
Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут. 
 
Рассказ (информационный метод убеждения) – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников. При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений. 
 
Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников. Для эффективности результата воспитателю важно продумать систему вопросов, подводящую воспитанника к правильным выводам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эвристический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспитанника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д. 
 
Беседы могут проводиться с одним воспитанником (индивидуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спланированными и срочными (по следам события, поступка). 
 
А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании «отсроченные» беседы (например, касающиеся поступка воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное). 
 
Требования, предъявляемые к беседе: 
 
-ее материал должен быть близок детям, их опыту, вызывать интерес, волновать их; 
 
-необходимо так строить вопросы, чтобы заставлять воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу; 
 
-в ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам; 
 
-продолжением беседы должна быть деятельность воспитанников по реализации утвержденных норм поведения. 
 
Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активизации воспитанников с целью выработки у них умения вести полемику, защищать свои взгляды, с уважением относиться к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины. 
 
Алгоритм проведения диспута может быть следующим: 
 
-обоснование темы;  
 
-обсуждение материала, высказывание воспитанниками суждений; 
 
-самостоятельные выводы и обобщения; 
 
-заключительное слово воспитателя, в котором он формулирует выводы, намечает конкретную программу деятельности. 
 
Условия эффективности диспута: 
 
1) тема диспута должна волновать воспитанников, быть связанной с их переживаниями и поступками; 
 
2) в коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;  
 
3) диспут должен быть тщательно подготовлен (проведено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.); 
 
4) на диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение. 
 
^ Метод упражнения. Упражнение - многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. 
 
Упражнение - это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека). 
 
К применению данного метода предъявляются определенные педагогические требования: 
 
-воспитанники должны осознавать полезность и необходимость упражнения; 
 
-вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты; 
 
-успех воспитанника, полученный в результате упражнения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.  
 
Функцию упражнения выполняет и система поручений. 
 
Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закрепление, анализ и оценка результатов, ориентация на повседневное использование. 
 
Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь. 
 
^ Метод поощрения. Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим. 
 
Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания. 
 
К применению метода поощрения предъявляются определенные педагогические требования:  
 
-поощрять следует за действительные успехи и обоснованно; 
 
-необходимо обеспечить гласность поощрения; 
 
-не следует поощрять часто и одних и тех же; 
 
-не следует поощрять однообразно; 
 
-поощрение должно соответствовать возрасту; 
 
-поощрение должно соответствовать индивидуальным особенностям; 
 
-поощрять необходимо всех воспитанников без исключения; 
 
-поощрения могут быть обращены не только к отдельным лицам, но и к коллективам воспитанников; 
 
-при поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются несмелые, неуверенные личности. 
 
^ Метод наказания. Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния. 
 
Наказание - средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания. 
 
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми. 

Технологии  воспитания классифицируют:

  1. По философской основе:
    • материалистические;
    • прагматические;
    • гуманистические,
    • антропософские.
  2. По научной концепции:
    • поведенческие;
    • деятельностные;
    • интериоризаторские,
    • нейролингвистического программирования.
  3. По категории объекта:
    • индивидуальные;
    • групповые;
    • коллективные;
    • массовые.

 


Информация о работе Лекция по "Педагогике"