Личностно-ориентированный подход в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:31, реферат

Краткое описание

Ведущим стратегическим направлением развития системы образования, на сегодняшний день, является личностно - ориентированное образование.
Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

E.V.Kislinskaya.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Е.Кислинская,

старший воспитатель 

 

Личностно-ориентированный  подход в воспитании

Ведущим стратегическим направлением развития системы образования, на сегодняшний день, является личностно - ориентированное образование.

Личностно-ориентированное  образование есть системное построение  взаимосвязи учения,  обучения,  развития.  Это целостный   образовательный   процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000 г.).

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное  обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто.

Личностно-ориентированная  педагогика создает образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе.

Личностный подход является ведущим  в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый воспитанник чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность воспитанника и личность педагога – главное мерило наличия и развития воспитательной системы.

Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и целью нашей работы является раскрытие этой личности.

Воспитание, формирование личности ребёнка  осуществляется нами каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность воспитанника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с одноклассниками, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания.

Каждый воспитанник – в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходит в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг... Надо только помочь ребёнку раскрыться.

При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые  им для достижения хороших результатов  в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего и не получится.

Когда наш коллектив  начал работать с шестиклашками, то мы ориентировались на личность каждого ребёнка, на его индивидуальность. Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно-ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый воспитанник должен в чём-то самоутвердиться.

На первых порах важно  оценивать успехи воспитанника не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.

В начале учебного года перед  педагогическим коллективом стояли следующие задачи: адаптация воспитанников  к новым условиям жизни и обучения, формирование классного коллектива, раскрытие талантов воспитанников, выработка единой системы обоснованных, последовательных  требований, установление норм взаимоотношений между одноклассниками и воспитателями.

Решая поставленные в  начале года задачи, нам удалось раскрыть те возможности и таланты воспитанников, о которых ранее никто не догадывался.

В первые дни воспитатели  выявляли, кто на что способен, чтобы  в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности  детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте.

Воспитанники 6-х классов являются активными участниками и победителями проводимых мероприятий в училище, доказательством является  наличие грамот, наград и кубков. Множество побед завоевано 5  классами в олимпиадах по учебным предметам. Дополнительным образованием во внеурочное время охвачено  100% воспитанников. Они посещают кружки и секции по интересам.

Репетиции, которые организуются в классах, имеют большое значение в воспитании детей, так как во время их проведения дети общаются и незаметно для себя показывают то, на что они способны. Распределение ролей исходя из сил, способностей и желания каждого. На этих мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым детям. Воспитанники  учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Встречи, организованные с  неординарными личностями, как поэты, актеры, то есть творческими людьми, оказывает положительное влияние на воспитание детей.

Таким образом, личностно-ориентированное  обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно  быть  направлено на  развитие  личности  человека,  раскрытие  его  возможностей,   талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие воспитанника как личности (его  социализация)  идет  не  только  путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное  обогащение, преобразование  субъектного опыта,  как важного источника   собственного развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Осипова И.    Личностно ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися. 2006.
  2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.
  3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной  школе. М.: Сентябрь, 1996.
  4. www.openclass.ru
  5. www.edu.ru

 

 

 


Информация о работе Личностно-ориентированный подход в воспитании