Логопедия ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:27, лекция

Краткое описание

ОНР. Этиология, патогенез, особенности.
- форма речевой аномалии, при которой нарушены все компоненты лексики, грамматики, строя речи, фонетики при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
ОНР может наб-ся у детей:
•с дизартрией,
•с ринолалилей,
• заиканием,
•С ЗПР,
•Умственно-отсталых детей.

Вложенные файлы: 1 файл

ОНР.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

   ОНР. Этиология, патогенез, особенности.

- форма речевой аномалии, при которой нарушены все компоненты  лексики, грамматики, строя речи, фонетики  при нормальном слухе  и сохранном интеллекте.

ОНР может наб-ся у  детей:

  • с дизартрией,
  • с ринолалилей,
  • заиканием,
  • С ЗПР,
  • Умственно-отсталых детей.

 ОНР выражается  в разных степенях: от полного отсутствия речи до связной речи с отдельными элементами фонетического и лексикограмматического недоразвития. Для детей с ОНР х-рна:

  • низкая речевая активность,
  • пассивность и специфичность общения,
  • нарушение мыслительных операций: сравнение,
  • обобщение,
  • синтез,
  • низкая познавательная активность, плохое запоминание и быстрое забывание,
  • нарушение моторики,
  • неполный объем движений.

Выделяют 3 уровня ОНР:

  1. отсутствие речи,
  • активный словарь не сформирован, присутствуют звукоподражание, лепетные высказывания сопровождаются жестами, мимикой,
  • названия предметов заменяются названиями действий,
  • пассивный словарь больше активного, но очень мал,
  • дети не понимают категории числа, рода, падежа, времени,
  • звукопроизношение и фонематическое развитие не развито.

1 уровень ОНР  сопровождается не сформированность  псих. процессов, работоспособность низкая.

2) дет.  владеют  обиходным словарем:

  • пользуются простыми фразами, не употребляют местоимений, предлогов.
  • Связная речь отсутствует, запасов меньше возрастной нормы.

Грубые ошибки:

  • смешение падежей, времени, чисел,
  • несогласованность существительных с глаголами, прилагательными.
  • Используют предложения из 2-3 слов.
  • Нарушено произношение твердых звуков звонких, глухих, свистящих, шипящих.
  • Не сформировано фонематическое восприятие близких на слух звуков.

3)фразовая  речь сформирована, но есть остаточные проявления лексикограм и ф-ф  недоразвития.

  • Неправильное употребление существительных и прилагательных множественного числа,  в косвенных падежах.
  • сопровождается плохим различением форм предметов, цветов и оттенков.
  • Речь смазанная, артикуляция не четкая, звуки не дифференцируются.

Т.Б. Филичева выделяет 4 уровень:

  • остаточными явлениями лексико-грамматич. и фонематических компонентов языка.
  • Речь на первый взгляд благополучна, лишь детальное обследование позволяет выявить остаточные проявления ОНР.
  • С трудом усваивают новые слова со сложной слоговой структурой: велосипедистка, регулировщик, милиционер.
  • Несколько вялая артикуляция звуков, не достаточная выразительность.
  • Низкий уровень дифференцированного восприятия фонем
  • Плохо справляются с подбором антонимов, синонимов
  • Допускают ошибки в уменьшительно ласкательных суффиксах
  • В употребление ошибок  в существительных Р.п. и В. п. множественного числа
  • Дети неправильно употребляют сложные предлоги: из-за, из-под
  • Могут пересказывать от первого лица, а от лица героя не могут

 

                            Основные направления коррекционной работы.

                                        Особенности работы воспитателя.

ОНР - различные сложные  речевые расстройства, при которых  нарушено формирование всех компонентов  речи: фонетики, лексики, грамматики.

Существ 3 уровня ОНР, для каждого из которых выделены свои направления коррекционной работы.

На 1 уровне - развитие понимания речи, активной подражательной деятельности в виде произношения звукосочетаний, развитие внимания и памяти.

На 2-м уровне: обучение отвечать на вопросы, задавать вопросы другим. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные словосочетания. Предложения составленные по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.

3 уровень: совершенствование связной речи, практическое усвоение лексикограммматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте.

4 уровень: совершенствование произносительной речи, лексико-грамматической речи, развитие самостоятельной развернутой речи.

 

                  Алалия. симптоматика, классификация. Х-ка форм.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи из-за органических повреждений речевых зон коры мозга внутриутробно или на раннем этапе развития.

 Причины: внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации, травмы, болезни с осложнением на мозг.

Алалия – системное недоразвитие речи при котором страдают все речевые компоненты.

2 формы  алалии: моторная и сенсорная.

Моторная  алалия (м.а.)- системное недоразвитие экспрессивной речи органического х-ра, обусловленное несформированностью языковых операций. Симптоматика  м.а. - речевая .

  • Полностью искажено произношение звуков, последовательность звуков в слоге, слов во фразе.
  • Не переключается с одного слова  на другое. Это приводит к парафазии (перестановке) и персеверации (застревании на слове).
  • нарушение подвижности основных нерв процессов.
  • У р-ка с м.а. при слухе и понимании речи норма собственная речь самостоятельно не развивается, оставаясь на уровне отд звуков, слов.
  • Словарь развивается медленно искаженно, происх замена слов по сложности, сходству, контрасту.
  • Словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой, словообразование отсутствует.
  • Граммат строй речи: детям трудно согласовывать слова в предложении. Они не исп предлоги. Фраза состоит из 1-2 слов. Речь сбивчивая, непонятная, страдают причинно-следственные и временные связи.

Неречевая симптоматика: 

  • неврологическая с различной степенью выраженности: от стертых проявлений ММД и единичных знаков ЦНС, до парезов;
  • общая моторная неловкость, дискоординация, нарушение равновесия.
  • Память: р-к не запоминает стихи, не пересказывает, не выполняет команды, инструкции. Зрит память развита лучше.. у детей с м.а. вторичная задержка умственного развития.

Коррекционная работа при моторной алалии:

Задачи и  содержание определяются:

    • взависимости от речевых возможностей детей
    • коррек. работа направлена на создание механической речевой дея-сти:

- формируется мотив, 

-коммуникативное намерение

- отбора лексико-грамматических  средств,

- отбор грамматического  структурирования

    • предусматривается развитие сенсорных и общедвигательных возможностей
    • огромное влияние уделяется елкой моторике
    • развиваются прогнозы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения
    • учить различать, называть, систематизировать предметы по форме, величине, цвету
    • работа связана с предметно – практической деятельностью

Коррекционная работа про речевому развитию ведется поютпапно:

1 этап: воспитание речевой активности, формирование пассивного словаря, ведется работа над диалогом.

2 этап: формируется фразовая речь на фоне усложнения. Учим пользоваться сначала простым нераспространенным предложением, потом распространенным. Формируем высказывания как единицу ……………….

3 этап: формирование связной речи. Формируем умение составлять описательные рассказы и учим пересказывать короткие тексты.

Средством обучения яв-ся дидактический и языковой материал. Словесно игровой материал. Общение с нормальными говорящими детьми

Сенсорная алалия (с.а.).

Осн. симптом – нарушение понимания речи вследствии нарушения работы рече-слухового анализатора. Р-к слышит, но не понимает речь. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, слово не воспринимается целиком.

                                                                   АФАЗИЯ

 

Афазия -  это распад уже сформированной речи.

Афазия  – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причины:

  • черепно-мозговые травмы,
  • кровоизлияние в мозг
  • опухоль головного мозга

Коррекционная работа.

  • Медикаментозное лечение с ЛФК
  • Массаж
  • Физиотерапия
  • Логотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Мероприятия на социально-трудовой и бытовой реабилитации

Формы Афазии: проявляются системные нарушения речевой функции, которые затрагивают фонему, лексику, грамматику.

Классификация А.Р. Лурия.

  • Моторная афазия Афферетного типа
  • Моторная афазия Эфферетного типа
  • Динамическая афазия
  • Сенсорная (акустическая)
  • Акустикамистическая афазия
  • Симантическая афазия

Афферетного типа вызвана поражением нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного полушария головного мозга.

Главным расстройством яв-ся оральной апраксией (больные теряют способность совершать движение языком, губами, челюстью).

  • В устной речи у больных прояв-ся отсутствием артикуляции, искаженным воиспроизведением.

Эфферетного типа вызвана поражением нижних отделов премоторной зоны левого доминантного полушария головного мозга.

Зона в  норме обеспечивает плавную смену артикуляторного акта, что необходимо для слияния артикуляции в последовательные кинетические двигательные мелодии.

  • Речь больного становиться разорвана, сопровождается застреванием на каких-то фрагментах высказывания.
  • Происходит нарушение письменной речи.
  • Легко произносят отдельные звуки, но испытывают трудности при произнесении фраз

Динамическая  афазия – возникает при поражении мозга в задних левых отделах лобного полушария.

  • Речь отличается односложностью, бедностью речи.
  • Наблюдается агроматизмы в речи.

Сенсорная (акустическая) афазия – возникает в зоне Верника.

  • Нарушается понимание речи
  • Речь хар-ся обилием речевой продукции

Акустикамистическая афазия – больные теряют способность к удержанию в памяти в восприятии ……………………..

  • Приводит к трудностям понимания развернутых видов дея-сти, требующих участие слухоречевой памяти.
  • В собственной речи, больных отмечается бедный словарный запас.

………………………………………..

Симантическая афазия – главные проблемы в формулировке предложений, фраз6

  • Отмечается большое кол-во ошибок
  • Искожение звуков

 

                                     Востановление речевой функции:

  • Должно быть строго дозирована и носит щадящий хар-р.
  • Требует системного подхода: работа над восстановлением словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

Афферетного типа – восстановление артикуляционных схем, отдельных звуков.

Эфферетного типа – восстановление способности переключения с одной артикулемы на другую, с одного фрагмента слова на другой

Динамическая афазия – восстановление способности к созданию программ и преодолению расстройств грамматического строя.

Сенсорная (акустическая) афазия –восстановление фонематического строя

Акустикамистическая афазия – расширение слухоречевой памяти

Симантическая афазия –восстановление способности к восприятию сложных логико - грамматических оборотов речи.


Информация о работе Логопедия ОНР