Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:08, статья
Традиционно конечным этапом обучения в высшем учебном заведении является усвоение студентом предлагаемого учебного материала. В широком смысле сущность усвоения – это превращение накопленного человечеством опыта в достояние личности. Более актуальным сегодня становятся овладение методологическими основами профессиональной деятельности. Математическое образование по праву является методологической основой большинства естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин технической подготовки.
УДК 51: 378.147
математическоЕ мышлениЕ как основа фундаментализации профессиональной подготовки специалиста
mathematical thinking as the basis of fundamental nature of professional training.
Ю.Г. Киреева
J.G. Kireeva
ФГБОУ ВПО " Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", г. Нижний Новгород
Аннотация. Установлено, что фундаментализация профессиональной подготовки специалиста требует, прежде всего, формирование стиля научного мышления, предполагающего характерные черты научного подхода к различным объектам и явлениям.
Abstract. Found that fundamentalization professional training requires, above all, the formation of the style of scientific thinking, assumed-saving features of the scientific approach to various objects and phenomena.
Ключевые слова: математика, мышление, математическое мышление.
Keywords: mathematics, thinking, mathematical thinking.
Традиционно конечным этапом обучения в высшем учебном заведении является усвоение студентом предлагаемого учебного материала. В широком смысле сущность усвоения – это превращение накопленного человечеством опыта в достояние личности. Более актуальным сегодня становятся овладение методологическими основами профессиональной деятельности. Математическое образование по праву является методологической основой большинства естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин технической подготовки.
Развитие творческих умений у будущего инженера средствами математических знаний - это один из путей, который позволяет сформировать нового специалиста, обладающего умением провести инженерный анализ, т.е. дать оценку определенным разработкам с точки зрения их общественной необходимости и эффективности. Знание математических законов позволяет студенту лучше усвоить технические знания, дает широкую специализацию, способствует выработке умений принятия решения.
Математика объективно
относится к сложным наукам. Она
рассматривает не объекты природы
и реальные явления, а идеальные
понятия и абстрактные
Фундаментализация профессиональной подготовки требует, прежде всего, формирование стиля научного мышления, предполагающего характерные черты научного подхода к различным объектам и явлениям.
Темпы интеллектуальной перевооруженности науки и техники сегодня таковы, что студент в своей будущей деятельности столкнется с законами, процессами и технологиями, с которыми он принципиально не мог познакомиться в вузе. Без постоянного обновления знаний специалист не сможет соответствовать современным требованиям.
Аргументом в пользу чрезвычайной важности математики служит тот факт, что ее язык, состоящий из знаков и символов, является универсальным языком всей науки. Изучение математики дает возможность приблизиться к пониманию вершин творения человеческого разума. Математика является фундаментом, на котором покоится большинство специальных дисциплин.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова сказано, что «мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, сужениях, понятиях».
Математика имеет большие
Б.Т. Лихачев считает, что «мышление человека есть продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности». [5, с.44].
Так как математическое образование является компонентом общей культуры и важной частью профессиональной подготовки специалистов, методическая система обучения математике должна рассматриваться как подсистема общей системы профессионального образования студентов технических вузов.
Осмысление реальной действительности предполагает:
Мыслительная деятельность человека проявляется, прежде всего, в решении разнообразных мыслительных задач на основе понимания объектов мышления. Решение таких мыслительных задач можно разбить на несколько этапов:
Решая конкретную проблему, мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Мыслительные операции различны и, какие именно применит человек в своей мыслительной деятельности, зависит от поставленной задачи и от характера подвергающейся обработке информации. Поэтому, только грамотно применяя все составляющие мыслительных операций, а именно анализируя, синтезируя, сравнивая, абстрагируя, конкретизируя, классифицируя и обобщая можно достичь желаемого результата мыслительной деятельности, формируя мышление как высшую ступень познания человеком действительности. Рассмотрим подробнее элементы мыслительной деятельности.
Мышление возникает в
Говоря о способах мышления в определенной области знания, естественно возникает вопрос о правомерности выделения различных типов мышления, а именно: исторического, физического, математического и других, связанных с определенной научной сферой деятельности человека. По мнению И.Я. Лернера, специфика мышления естествоиспытателей, гуманитариев, математиков и представителей технических наук обусловлена реальными отличиями этих предметов и соответственно различной организации процесса научного познания в них, хотя и не существует точного определения специфики мышления по отдельным видам научной деятельности.
Математическое мышление имеет следующую компонентную структуру:
Математический тип мышления невозможен без таких составляющих, как глубокая теоретическая основа, логическое построение мысли, пространственное воображение, точная аргументация и четкое оперирование математической символикой.
Математическое мышление является формой теоретического мышления. Математические истины нельзя доказать при помощи серии проведенных опытов, поэтому яркое выражение теоретического аспекта мышления проявляется в мысленном эксперименте.
При обучении математике надо развивать у студентов не просто умение доказывать теоремы, решать задачи, производить вычисления, а научить делать это наиболее рациональным и коротким путем. Кроме того, учитывая тот факт, что математическое мышление неразрывно связано с логическим мышлением, в математике как ни в одной другой науке, четко видна при решении поставленных задач четкая расчлененность хода рассуждений, «разложение материала по полочкам». [3, с.60].
Таким образом, в математике как «в любой дисциплине нет ничего более существенного, чем присущий ей способ мышления», - писал известный американский психолог Дж. Брунер. [3, с.32]. «Мышление человека есть продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности». [5, с.44].
Известный математик и педагог А.Я. Хинчин в своих работах выделяет два аспекта культуры мысли в отношении математики – это правильность мышления и стиль мышления [3, с.59].
Целенаправленная работа по формированию у студентов логической схемы рассуждений способствует повышению общей культуры мышления. Особый смысл в математике при подачи и усвоении учебного материала, развитии математического творчества отводится символике, сформировавшейся на протяжении всей истории развития математической науки.
Перед системой высшего технического образования стоит задача выпуска специалистов высшей квалификации, способных осваивать существующие технологии и создавать новые. Среди основных требований, изложенных в Госстандарте высшего профессионального образования к уровню общей подготовке инженера на первом месте стоят следующие:
В результате приобретенных в процессе обучения математических знаний, математической интуиции и математического стиля мышления происходит формирование у студентов математической культуры. По мнению С.А. Крыловой математическая культура, это и уровень владения математическим содержанием и средствами решения задач, и философское осмысление и саморефлексия предмета, это и способ творческой самореализации специалиста в использовании математики в разнообразных видах профессиональной деятельности и общении.
Л.Д. Кудрявцев, говоря о современной математике, считает, что математическая культура, её уровень после завершения обучения в высшем учебном заведении должен обеспечить умение разбираться в математических методах, необходимых для работы по специальности, но не изучавшихся в вузе, умение читать нужную для этого литературу, умение самостоятельно продолжить своё математическое образование. [2, с.114].
Таким образом, одним из условий
фундаментализации
Литература.
АВТОР:
Киреева Юлия Геннадьевна – аспирант кафедры кристаллографии и экспериментальной физики ФГБОУ ВПО " Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", г. Нижний Новгород
AUTHOR:
Kireeva Julia Gennadievna - graduate student of crystallography and Experimental Physics FGBOU VPO «Nizhny Novgorod State University Lobachevsky», Nizhny Novgorod