Мелкая моторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:03, реферат

Краткое описание

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Мелкая моторика.docx

— 22.60 Кб (Скачать файл)

Мелкая моторика  —  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. 

Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят  ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как воспитатель, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.

Цель этой работы - систематизировать материал о развитии сохранных и последовательном восстановлении нарушенных двигательных функций рук у детей с церебральным параличом, в частности, формирование и развитие мелкой моторики рук. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. 

Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов), мышление в действии (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова).

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях воспитателя, логопеда, психолога, музыкального работника и других специалистов.

Развитие мелкой моторики у детей  с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата

 
Целью коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей с диагнозом ДЦП является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

  1. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.
  2. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.
  3. Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.
  4. Творческое использование таких основных дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих ДЦП.
  5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
  6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.
  7. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
  8. Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук  

               При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. 

     Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж  ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений. 
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно 
можно разделить на 3 составляющие:

 
1.       Пальчиковая гимнастика. Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).  
2.       Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция. Хорошо зарекомендовали себя  

           3.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

  1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
  2. нанизывание колец на тесьму;
  3. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
  4. сортировка монет;
  5. перебор крупы;
  6. работа со спичками;
  7. работа с бумагой;
  8. лепка (глины, пластилин, тесто);
  9. шнуровка на специальных рамках, ботинок;
  10. завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
  11. игры с песком, водой;
  12. наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  13. закручивание шурупов, гаек;
  14. игры с конструктором, кубиками;
  15. рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

Важное место в работе воспитателя по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом при формировании мелкой моторики рук у детей с с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата  необходимо учитывать следующее:

1. Принципиальный  путь помощи детям с ЦП - это  раннее комплексное и целенаправленное  коррекционное воздействие с  учетом индивидуальных особенностей  и возможностей ребенка.

2. Особое внимание  должно уделяться интенсивности  развития сохранных и коррекции  нарушенных функций ребенка.

3. Коррекционно-развивающие  занятия предполагают постепенное  усложнение приемов, направленных  на формирование психических  функций ребенка. 
 

 


Информация о работе Мелкая моторика