Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Пермский
государственный профессионально-педагогический
колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: ИКТ в профессиональной
деятельности
Тема: Место и роль учебной дисциплины
«Информатика и информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности»
в системе профессиональной подготовки
учителя начальных классов. Цели, задачи
и структура учебной дисциплины.
Выполнила: студентка I курса,
группы 150з
заочной формы обучения
специальности 050146
«Преподавание в начальных
классах»
Агафонова Надежда Эдуардовна
Проверил: преподаватель
Данилова Марина Александровна
г. Пермь 2013
Содержание
Введение
Современное представление
о качественном образовании включает
в качестве необходимого элемента свободное
владение информационными технологиями,
в связи с этим компьютер воспринимается
как один из инструментов реализации учебно-воспитательного
процесса. Введение в школу компьютера,
приобретение программно-методических
комплексов по предметам позволяют совершенно
по-новому строить процесс преподавания.
Компьютер можно и необходимо
использовать на всех стадиях обучения:
подготовки занятий, всех этапах его проведения,
закрепления и контроля знаний.
Проблема внедрения информационных
технологий в учебный процесс четко обозначилась
в конце 90-х годов. Значительный результат
и реальные методические рекомендации
учителям были разработаны в ходе реализации
проекта ИСО.
Участники проекта отмечали,
что внедрение новых информационных технологий,
использование мультимедиа значительно
повышает качество образовательного процесса,
а главное, эффективно влияет на познавательную
мотивацию детей. Развитие информационных
технологий дает широкую возможность
для использования новых методов преподавания
в образовании и тем самым повысить его
качество. Разработано множество универсальных
методов, позволяющих использовать информационные
технологии на предметных занятиях, однако
практически отсутствуют механизмы отслеживания
эффективности использования ИКТ, как
у учителя предметника, так и у администрации
образовательных учреждений.
Место
и роль учебной дисциплины ИКТ в профессиональной
деятельности и в системе профессиональной
подготовки учителя начальных классов.
В конце XX в. человечество вступило
в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное
общество. Суждение: «Мы живем в век
информации и коммуникаций» не совсем
верно, поскольку и информация, и коммуникации
были всегда, но постиндустриальное общество
уникально тем, что его характеризует
исключительно быстрое развитие информационных
и коммуникационных технологий, а их возможности
становятся беспрецедентными для развития
человека, для эффективного решения многих
профессиональных, экономических, социальных
и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться
этими возможностями смогут лишь те члены
общества, которые будут обладать необходимыми
знаниями, позволяющими ориентироваться
в новом информационном пространстве.
Сохраняя свою самобытность, они будут
использовать преимущества глобализации,
когда люди, живущие в разных городах и
странах, на разных континентах, благодаря
легкости и оперативности коммуникаций
могут работать над одним целостным проектом,
вести совместные исследования и оперативно
обмениваться результатами. Речь идет
об изменении содержания образования,
об овладении информационной
культурой — одним из слагаемых общей
культуры, понимаемой как высшее проявление
образованности, включая личностные качества
человека и его профессиональную компетентность.
Заметим, что понятие «культура» трактуется
по-разному. Но при всех различиях наиболее
существенными ее атрибутами признаются
«глубокое, осознанное и уважительное
отношение к наследию прошлого, способность
к творческому восприятию и преобразованию
действительности в той или иной жизненной
сфере».
В контексте такого понимания
культуры сегодня для становления учителя
как личности просто необходимо его приобщение
к информативно-коммуникативным возможностям
современных технологий, овладение подлинной
информационной культурой, которая открывает
ему и его ученикам путь к достижению одной
из главных целей образования: от диалога
людей и культур через выявление и развитие
творческого потенциала личности прийти
к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию
человеческих сообществ. Современные
информационные и коммуникационные технологии,
созданные отнюдь не для нужд системы
образования, ведут к подлинной революции
в образовании. Мы уже стали свидетелями
того, как система образования встраивается
в сетевой мир, где уже прочно заняли свое
место средства массовой информации, реклама,
банковская система, торговля и т. п. Это
естественный путь, которому нет альтернативы.
Первенство в практическом внедрении
сетевых технологий здесь принадлежит
высшему образованию (например, в открытом,
дистанционном образовании). В то же время
высшие учебные заведения сталкиваются
в своей работе с определенными противоречиями,
практически неразрешимыми в рамках их
современной структуры. В качестве примеров
таких трудностей можно привести следующее:
рост информации, тем или иным
образом определяющей содержание образования, несовместим
с ограниченным временем обучения;
вузам отводится роль одного
из главных хранилищ традиций и научного
наследия, а это вступает в противоречие
с тем обстоятельством, что вузы должны
находиться на переднем крае науки и использовать
в обучении ее новейшие достижения. Однако, притом, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных
технологий, в том числе - информационных;
также противоречиво положение
о том, что высшие учебные заведения призваны
вести широкую подготовку специалистов,
соблюдая общие требования соответствующих
государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный
процесс с учетом индивидуальных особенностей
и возможностей студентов;
высшие учебные заведения дают
образование людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому
предполагается их сознательное отношение
к получению знаний. Однако на практике
это оказывается далеко не так, и требуется
вариативный подход к организации учебно-воспитательного
процесса.
Ожидается, что именно широкое использование
информационных и коммуникационных технологий
будет способствовать преодолению этих
противоречий. Здесь возможны различные
решения — от действительного встраивания
учебного заведения в сеть в том виде,
в каком оно существует, до полной реорганизации
структуры этого заведения, так же, как
это происходит при внедрении новых информационных
и коммуникационных технологий в другие
сферы человеческой деятельности
.И в том, и в другом случае данные
изменения должны обогащать деятельность
высших учебных заведений, улучшая качество
образования и расширяя его доступность.
От современного высшего учебного заведения
требуется внедрение новых подходов к
обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных,
творческих и профессиональных навыков
учащихся на основе потенциальной многовариантности
содержания и организации учебно-воспитательного
процесса. Такие подходы должны не заменить,
а значительно расширить возможности
имеющихся традиционных технологий обучения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что
решение проблем образования начинается
с профессиональной подготовки педагогов.
Без качественного роста педагогического
профессионализма мы будем обречены, оставаться
в прошлом. В связи с этим чрезвычайно
актуальным становится такое обучение
будущих учителей школ и преподавателей
вузов, которое основано не только на фундаментальных
знаниях в избранной области (математика,
химия, биология, литература и т.д.), в педагогике
и психологии, но и на общей культуре, включающей
информационную. То есть необходима основательная
подготовка в сфере современных информационных
и коммуникационных технологий. Педагоги
нового поколения должны уметь квалифицированно
выбирать и применять именно те технологии,
которые в полной мере соответствуют содержанию
и целям изучения конкретной дисциплины,
способствуют достижению целей гармоничного
развития учащихся с учетом их индивидуальных
особенностей.
Таким образом, содержание педагогического
образования, обогащенное применением
информационных и коммуникационных технологий,
с которыми связывают получение таких
ключевых компетенций, как социальная,
коммуникативная, информационная, когнитивная
и специальная, станет намного глубже
и осмысленней при выполнении следующих
условий:
при создании реальных условий
для подготовки педагогических кадров,
способных принять активное участие в
реализации федеральных и региональных программ
информатизации образования;
значительного повышения уровня
профессионального и обще-гуманитарного взаимодействия
педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения
совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;
появлении качественно новых
условий для реализации творческого потенциала студентов
за счет расширения возможностей традиционных
библиотек и лабораторий вуза благодаря
доступу к электронным библиотекам и виртуальным
лабораториям, к научным, учебным и другим культурно
и социально значимым ресурсам сети Internet;
при повышении эффективности самостоятельной
работы студентов с традиционными и электронными
ресурсами благодаря развитым системам
для самоконтроля и поддержки обратной
связи с преподавателем;
реализации непрерывного открытого
образования, когда студенты смогут принимать самое
активное участие в организации процесса
обучения, выбирая курсы, доступные в любое
время благодаря телекоммуникациям.
Выполнение перечисленных условий будет
способствовать достижению основной цели
модернизации образования — улучшению
качества обучения, увеличению доступности
образования, обеспечению потребностей
гармоничного развития отдельной личности
и информационного общества в целом. Соответствующая
подготовка очень важна еще и потому, что
именно педагогам отводится решающая
роль в проектировании и содержательном
наполнении создаваемой на базе технологий Internet информационной
образовательной среды России, основное
назначение которой — сделать доступным
и востребованным национальный научный,
культурный и образовательный капитал.
Современное представление
о качественном образовании включает
в качестве необходимого элемента свободное
владение информационными технологиями,
в связи с этим компьютер воспринимается
как предмет необходимости.
Цели
и задачи ИКТ
Цели ИКТ:
становление информационной
культуры учащихся и педагогов;
внедрение в образовательный
процесс новых средств, технологий контроля
и управления качеством образования, изменение
формы учебных занятий;
реализацию у педагогических
работников и обучающихся образовательных
и творческих возможностей, связанных
с доступом к современным информационным
ресурсам;
повышение качества образования
на основе современных информационных
технологий.
Для чего ввели информационно-коммуникативные
технологии в образовательный процесс?
Чтобы помочь педагогу организовать его
так, чтобы ребенок активно, с интересом
и увлечением работал на уроке (занятии),
видел плоды своего труда и мог оценить
их. Сочетание традиционных методов обучения
и современных информационных технологий,
в том числе компьютерных, позволяет увлечь
учащихся, так как стремительное развитие
новых информационных технологий наложило
определенный отпечаток на развитие личности
современного ребенка.
Основная задача курса информатики –
заложить основы грамотной работы с информацией:
восприятие информации и ее
адекватная интерпретация;
целенаправленное использование
информации в учебной деятельности и повседневной
жизни;
формирование у школьников
первоначальных навыков использования
средств информационно-коммуникационных
технологий в познавательной и практической
деятельности.
Используя компьютерные программы, педагоги
решают задачи разной педагогической
направленности:
расширение познавательной
деятельности, закрепление умений и навыков
учащихся, сформированных при изучении
различных предметов, отработка навыка
работы учащихся на компьютере с современным
программным обеспечением;
воспитание самостоятельности,
воли, стремления к получению конкретного
результата;
развитие мышления, внимания,
памяти, зрительного и слухового восприятия,
ориентации в мире неречевых звуков, коммуникационных
и произносительных навыков;
коррекция личностных проявлений
учащихся, отношения к результатам своей
деятельности, эмоционально-волевой сферы
учащихся, устной и письменной речи.
Таким образом, внедрение информационных
технологий в образовательный процесс
открывает новые перспективы для всех
участников. Однако от выбора педагогом
программного обеспечения, цифровых образовательных
ресурсов и методов и форм организации
учебной деятельности зависит практическая
реализация этих перспектив.
Структура
ИКТ
Заключение
Учителя отмечают, что в настоящий момент
создано большое количество мультимедийных
ресурсов, распространяемых на CD и DVD дисках
или сети Интернет. Эти ресурсы позволяют
педагогу проектировать занятия с широким
использованием ИКТ.
Статьи, размещенные на форумах
учителей, использующих ИКТ в профессиональной
деятельности, позволяют сделать вывод
об эффективности применения информационных
технологий при изучении отдельных тем.
Поэтому систематическое и
целесообразное использование информационных
технологий позволяет повысить качество
учебной деятельности.