Методика воспитания культуры поведения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.


^ Объект: процесс воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Предмет: культура поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2-4

Глава I. Теоретические аспекты в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….5-33

1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11

1.2 Характеристика понятия "культура поведения".

Этические нормы………………………………………………………….11-13

Глава II. Методика воспитания культуры поведения старших дошкольников………………………………………………….13-33

2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25

2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33

Заключение ……………………………………………………………….34-39

Список использованной литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 60.72 Кб (Скачать файл)

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 
 
Введение ……………………………………………………………………2-4 
 
Глава I. Теоретические аспекты в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….5-33 
 
1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11 
 
1.2 Характеристика понятия "культура поведения".  
 
Этические нормы………………………………………………………….11-13 
 
Глава II. Методика воспитания культуры поведения старших дошкольников………………………………………………….13-33 
 
2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25 
 
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33 
 
Заключение ……………………………………………………………….34-39 
 
Список использованной литературы ……………………………………39-42 
 
Введение 
 
Нравственное воспитание – процесс приучения детей к моральным человеческим ценностям и определенному социуму. Со временем ребенок привыкает и понимает принятые в обществе людей правила поведения, присваивает способы и формы выражения отношения к себе и к людям. Как результат такого воспитания – появление и утверждение в личности нравственных качеств. 
 
Детство – очень важный период в культурном становлении личности дошкольника. С помощью конкретных педагогических воздействий, знакомству ребенка с нормами поведения в процессе разной деятельности (игры, труда), культура поведения ребенка становится на новый высший уровень.  
 
Этичное отношение к другим людям, эстетику поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе, и составляет воспитание культуры поведения у ребят. 
 
Культура поведения – признак хорошего воспитания. Именно поэтому культура поведения и ее воспитание у детей является обязательной и важной частью процесса воспитания, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку. 
 
Основные причины, доказывающие важность вопроса воспитания культуры поведения: 
 
1.  Под влиянием различных ситуаций в окружающей среде у дошкольников формируются качества личности как положительные, так и отрицательные, что определяют дальнейшие поступки, знания и представления, чувства и отношения, навыки и привычки, мотивы. 
 
2.  Для детей старшего дошкольного возраста характерна произвольность, что регулирует и контролирует стабильность поведения. 
 
3.  У детей-дошкольников достаточно неустойчивые привычки поведения, что указывает на систематическую работу воспитателя, обязательно учитывая при этом индивидуальные особенности детей. 
 
4.  Процесс формирования культуры поведения сложный и поэтому не следует рассчитывать на оперативный результат. Воспитатель должен подбирать разные методы и приемы и терпеливо добиваться нужного результата. 
 
Моральное воспитание нашло свое определение в разных педагогов давних времен. В Древней Греции идеальным считался тот, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.  
 
По мнению греческого философа Сократа (469-399 г. г. до н. э), прежде всего необходимо познать себя и довести свою культуру поведения до совершенства. Это и есть главная цель воспитания. 
 
В философии Аристотеля (384 – 322 г. г. до н. э.), большое значение имели навыки и упражнения в нравственных поступках. Основные три источники воспитания – развитие навыков, природные задатки и разум. [21] 
 
О культуре поведения было упомянуто и детально рассмотрено в произведениях Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка и других. 
 
Среди отечественных философов-просветителей можно отметить А. И. Герцена, В.Г. Белинского, А. Н. Радищева, которые считали моральное воспитание необходимым условием для гармоничного развития личности. 
 
Современные педагоги и психологи И. Н. Курочкина, В. И. Петрова, С. Н. Николаева и другие также интересуются данной проблемой. [15] 
 
Таким образом, тема воспитания культуры поведения имеет актуальность и в давние времена, и сейчас.  
 
Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. 
 
 
^ Объект: процесс воспитания культуры поведения старших дошкольников. 
 
Предмет: культура поведения детей старшего дошкольного возраста. 
 
Задачи: 
 
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";  
 
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста; 
 
- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников. 
 
Методы: анализ педагогической, методической литературы и передового опыта по теме воспитания культуры поведения и ее формирование у старших дошкольников. 
 
 
  
 
^ I. Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста 
 
  
 
^ 1.1 Индивидуальные особенности дошкольников 
 
  
 
В психическом развитии ребенка возраст старшего дошкольника имеет значительную особенность: формируются новые психологические линии поведения. 
 
В этот период формируется будущая личность: структура мотивов делается устойчивей; появляются новые общественные потребности (желание выполнять дела, полезные для других; потребность в уважении взрослого; потребность в понимании и признании ровесников; потребность совершать поступки поступать соответственно с общепринятыми правилами и нормами и т.д.); ребенок принимает данную систему моральных ценностей, социальных норм и правил поведения в обществе, иногда он может, вопреки своим желаниям, поступать правильно.  
 
Старшие дошкольники переживают значительные изменения в их сознании: они уже не наивные, а практически недоступны для понимания взрослых, что их окружают. Это и есть разделение внутренней и внешней стороны ребенка.  
 
До этого периода (приблизительно до семи лет) поведение дошкольника совпадает с его переживаниями. Он ведет себя понятно для окружающих, присутствует наивность и непосредственность. Но наступает момент, когда, прежде чем следовать своим желаниям, ребенок сознательно обдумывает каждый свой шаг. Участь интеллекта дошкольника видна и в других сферах жизни: он осознает отношение к себе других людей и свое отношение к ним и к самому себе, результаты собственной деятельности, индивидуальный опыт и т.д. 
 
Осознание своего "Я" в социуме и создание собственной социальной позиции является одним из главных достижений старшего дошкольника.  
 
В этот период ребенок осознает расхождение между своим положением и реальными возможностями и желаниями. Он стремится занять более ответственное положение в жизни и делать что-то полезное не только для себя, но и для других. Поэтому у дошкольника пропадает интерес к обычным видам деятельности, зато появляется желание занять социальное положение школьника и выполнять более ответственные обязанности и поручения. Дети хорошо осознают свое положение в детском саду и стараются как можно быстрее повзрослеть и стать школьником.  
 
Для ребенка каждое переживание становится осознанным, появляется стабильная оценка самого себя и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности, что соответствуют ей (для одних важна тяга к успеху и достижениям, а другим важнее всего избежать неудач). 
 
Представление ребенка о своих собственных возможностях и качествах, а также осознание того, каким он должен быть, формируется в процессе развития. 
 
При совпадении реального "Я" с идеальным дошкольник является эмоционально благополучным. 
 
Положительная самооценка имеет в своей основе самоуважение, осознание ценности самого себя и позитивное отношение ко всему, что относится к представлению о самом себе. Негативная самооценка выражается неприятием себя, самоотрицанием, негативным отношением к своей личности. 
 
У старших дошкольников возникает возможность анализа своей деятельности и сопоставления своих мнений, поступков и переживаний с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка старших дошкольников становится более объективной. В непривычной ситуации и незнакомых видах деятельности самооценка детей завышена [5]. 
 
Отечественные психологи А. В. Запорожец и Л. С. Выготский подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок меняет ситуативное поведение на деятельность, подчиненную социальным нормам и требованиям. В этот период главным для ребенка становится личностное общение. 
 
Личностный тип общения должен сочетаться с познавательным. Задания для активизации умственной активности детей по-прежнему необходимы. В занятиях пятилетнего ребенка интересует увидеть и показать перед другими свои умения и знания. Выбирая соседа по рабочему столу, партнера для игр дети принимают во внимание то, что данный ребенок многое знает и умеет. 
 
Но все-таки разные проявления каждой из сторон личности развиваются не одинаково. Так, прослушав рассказ о доступном их пониманию событии, рассмотрев картинки, старшие дошкольники верно и эмоционально критикуют или хвалят поступки персонажей, что есть показателем высокого уровня развития моральных представлений и чувств. Однако в жизненных ситуациях действуют по правилам далеко не все. Сильнее всего активизирует моральные бескорыстные действия присоединение детей к делам взрослых, к которым они привязаны. Другие приемы, такие как опора на собственный пример окружающих, не столь эффективны. 
 
Педагогам следует обратить внимание на то, что с возрастом детей их действия в каждом из видов деятельности (в играх, на занятиях, быту, труде и других режимных моментах), а также освоенные ими умения недостаточно прочны. 
 
Знание педагогом уровня сформированности основных компонентов любой деятельности и определяет уровень устойчивости воспитанных у детей форм поведения и навыков. 
 
У шестилетнего ребенка аппарат сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога достаточно сформирован, в результате понижается восприимчивость к внушению, а появляется отстаивание своей точки зрения. Механизм сопоставления дает возможность старшему дошкольнику усвоить правило, что оценка своей деятельности должна соответствовать ее результату. 
 
Адекватная самооценка дает характеристику уровня самосознания, является стимулом для развития личности. В развитии самооценки участвуют многие причины: положение ребенка в детском коллективе, отношения между детьми в разных ситуациях, отношение к ребенку в семье. Отношение педагога и оценка им результатов их деятельности считается главным по отношению к воспитанникам. Можно выделить 6 типов отношения педагога к детям и результатам их деятельности (за В. Гербовой): 
 
1.  Истинная педагогическая заинтересованность. 
 
2.  Завышенные требования. 
 
3.  Заниженные требования. 
 
4. Подавление детской инициативы. 
 
5. Неустойчивое отношение. 
 
6. Формальное отношение. 
 
Лишь первый тип отношения педагога к детям содействует формированию у них адекватной самооценки, а сам он имеет авторитет в глазах воспитанников. 
 
Основные характеристики личности сформированы в программе развития ребенка-дошкольника "Истоки".  
 
Базисные характеристики личности характеризуют неповторимую индивидуальность человека. К ним можно отнести: креативность, компетентность, инициативность; самостоятельность и произвольность, неотделимая от ответственности, свободы поведения и безопасности, а также способность к самооценке и самосознание личности. 
 
Эти характеристики формируются в дошкольном детстве не одновременно, а постоянно развиваются и меняются. Педагог-воспитатель должен учитывать разное содержание данных характеристик в разном возрасте детей и не допустить деформаций в развитии базисных характеристик личности, создавать благоприятные условия для своевременного их становления.  
 
Креативность — умение дошкольника иметь творческий подход в любых ситуациях и видах деятельности. 
 
Компетентность — комплексная характеристика личности, состоящая из ряда аспектов: языкового, социального, интеллектуального и др., которые показывают достижения личностного развития ребенка. 
 
Языковая компетентность выражается в намерении показать свои желания, намерения, а также в пояснении смысла своих действий с помощью мимических, пантомимических, жестовых средств.  
 
Очень заметна языковая компетентность детей в культуре речевого общения. Знание и употребление вежливых слов, умение сочувствовать своим сверстникам, радость успеху друга искренними словами - показатель сформированности морально-ценностной «кладовой» ребенка. В социальную компетентность входит несколько компонентов: 
 
• мотивационный (проявления доброты, заботы, помощи, внимания, милосердия); 
 
• когнитивный (познание другого человека – взрослого, сверстника, – и способность понять его интересы и потребности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.); 
 
• поведенческий (связан с выбором подходящих для ситуации способов общения и образцов поведения). 
 
Социально компетентный дошкольник отличается хорошей ориентацией в новой обстановке, способностью выбрать соответствующую линию поведения, знанием меры своих возможностей, умением попросить о помощи и оказать ее, пониманием и уважением к другим людям. Он владеет умением сдерживать себя и вежливо сообщить о своих потребностях. Ребенок чувствует свое место среди других людей, владеет своим поведением и способами общения. 
 
Интеллектуальная компетентность подразумевает сформированность интеллектуальных операций: действовать, чтобы достичь цели; выбирать подходящую информацию для нового действия; пользоваться опытом, извлеченными из успехов и неудач. 
 
Инициативность проявляется у ребенка-дошкольника во всех видах деятельности, прежде всего — в общении, экспериментировании, игре. Этот показатель творческого интеллекта является обязательным условием повышения детской креативности и компетентности. 
 
Имеет место позитивное и поощряющее отношение взрослых к детской инициативности, это черта личности качество требует особого внимания и обязательной поддержки и развития. 
 
Самостоятельность — это качество личности, отражающая уровень развития ребенка. 
 
Характер общения взрослых с дошкольником, своевременность их помощи имеет значение для развития его самостоятельности. Самостоятельный ребенок — это ребенок, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого. Ответственность тесно связана с проявлением волевых усилий. 
 
Произвольность — управление своим поведением соответственно с конкретными правилами и нормами. Важные моменты формирования произвольности – внутренняя мотивация и овладение нормами поведения.  
 
Обязательным условием свободы поведения является воспитание в ребенке чувства меры, предусмотрительности и осторожности. В инициативной деятельности ребенка и формируется свобода поведения. Один из важнейших моментов для обеспечения свободы поведения и самостоятельности – это владение разными средствами для построения собственной деятельности (изобразительной, игровой, конструктивной, театральной и др.). 
 
В дошкольный период у ребенка появляется осознание своего «Я» под влиянием оценок окружающих — взрослых и ровесников. Этот процесс характеризуется отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, возникновением собственных желаний, стремлением к познанию самого себя. 
 
Наиболее важной чертой самосознания дошкольника является чувство собственного достоинства. Это ценное качество, которое требует поддержки и охраны со стороны воспитателя и родителей. 
 
^ 1.2  Понятие культуры поведения. Нормы поведения 
 
Культура поведения дошкольника – совокупность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикету. 
 
Культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки – компоненты культуры поведения дошкольников. [ 20] 
 
И правило, и норма – это определенный, общепринятый порядок действий. Но правило имеет более узкий смысл, оно может быть единичным, относиться к конкретной ситуации, конкретному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма более широкое и обобщенное понятие, она информирует об общей направленности отношений и поведения, конкретный смысл определяется правилами. Например, воспитатель сообщает детям: когда занимаем свои места за столами для занятия, стульчики надо придвигать тихо; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть – это правила. Норма, исходящая из этих правил – быть внимательным и заботливым по отношению к другим людям. 
 
В старшем дошкольном возрасте у детей слаживается более покладистое отношение к соблюдению правил, желание понять их. Дошкольники начинают понимать необходимость применения определенных правил в разных ситуациях, осознают противоречивость некоторых правил (нужно ли всегда помогать другу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т.д.). Очень важно, чтобы дети креативно и с умом подходили к соблюдению правил и норм.  
 
Необходимым положением успешного усвоения норм для дошкольника является упражнения в поведении. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при нужных условиях превращаться в норму поведения каждого воспитанника и всей группы. Сформированность культуры поведения старшего дошкольного возраста особенно проявляется в отношениях к себе, окружающим людям, сверстникам и взрослым, обязанностям, природе, труду и т.д. 
 
Воспитание культуры поведения содержит обучение детей правильно есть, используя необходимые приборы; быть опрятными; следить за своей осанкой; уметь использовать речевый этикет. 
 
Существуют четыре группы правил поведения:  
 
- правила культуры общения; 
 
- гигиенические правила; 
 
- общие правила морали; 
 
- правила культуры деятельности. 
 
 Культура деятельности определяется поведением детей на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, в играх. 
 
Сформировать у ребенка культуру деятельности – означает воспитать у него умение приводить в порядок свое место для занятий, игр, труда; приучить доводить до конца начатое дело, аккуратно относиться к игрушкам, вещам, книгам. 
 
Дети старшего дошкольного возраста должны уметь приготовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки, подходящие для игры. Тяга к интересным занятиям – показатель культуры деятельности. Старший дошкольник учится контролировать свою деятельность и отдых, организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.  
 
Культура общения означает умение не только правильно себя вести, но и воздерживаться от неуместных действий, слов, жестов.  
 
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Она состоит из наличия у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить, сохраняя спокойный тон. 
 
Культурно-гигиенические навыки – это необходимость быть опрятным ребенком, содержать в чистоте лицо, руки, тело, прическу, одежду, обувь. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. 
 
Педагоги и родители должны принимать во внимание, что привитые навыки с детства приносят человеку пользу в течении всей его дальнейшей жизни [18].  
 
 
Глава ІІ. Методика воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста 
 
^ 2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения 
 
Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального воспитания ребят-дошкольников. Воспитание привычки играть, заниматься и трудиться вместе; стремление радовать взрослых хорошими поступками предвидит в своем содержании "Программа воспитания и обучения в детском саду". 
 
Для достижения успеха в воспитании нравственности поведения в детском саду и семье нужны необходимые условия. Условиями можно назвать обстоятельства, от которых что-то зависит. [24] 
 
Доминирующим условием морального воспитания можно считать создание позитивного микроклимата в группе детского сада. [18] Тогда каждый из детей может свободно воплощать свои замыслы, контактировать с товарищами, воспитателем, не чувствуя эмоционального напряжения при этом, полностью удовлетворяя свои потребности в интересной ему деятельности, получая положительное отношение к себе со стороны детей и педагога. 
 
Общение педагога с каждым из детей считается одним из преимущественных средств, что обеспечивают создание в группе дружественной обстановки между детьми. Воспитатель должен общаться с воспитанниками по самым различным поводам, однако следует обратить особое внимание на самостоятельную деятельность детей. [4] Заручившись общением и поддержкой авторитетного взрослого, ребенку становится проще и легче организовать интересную деятельность, всегда с пониманием относится к сверстникам и всегда пребывать в позитивном настроении. Дошкольник овладевает коммуникативными навыками в процессе совместной практической деятельности с воспитателем, где также имеет место педагогическое общение. У воспитанников возникает больше возможностей для общения с окружающими, что придает ему чувство комфорта и стремление к общению усиливается. 
 
Актуальным вопросом является эмоциональное самочувствие старшего дошкольника в семье и в детском саду, так как доказано, что душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. 
 
Эмоциональное неблагополучие – это стабильное негативное эмоциональное состояние, является достаточно редким в практике дошкольных учреждений. Воспитателям нужно вовремя выявлять негативные изменения в поведении ребенка, это поможет ему преодолеть трудности в общении с педагогом и ровесниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Воспитатель помогает установить дружеские отношения между одним ребенком и другими детьми из группы, что вернет дошкольнику душевное равновесие, даст возможность ощутить радость от совместной деятельности. Вследствие, ребенок быстрее овладевает нужными навыками, научится быть целеустремленным и добиваться своего. Вместе с этим, помощь педагога в решении конфликта может восстановить позитивную эмоциональную обстановку доверия в группе. Общение воспитателя с дошкольником окажет хорошее воздействие на него лишь тогда, когда содержание общения будет соответствовать потребностям ребенка (потребность во впечатлениях, в активной деятельности, потребность во внимании и уважении окружающих людей; в познании окружающего мира и др.) 
 
Педагог должен понять потребность, что испытывает ребенок в каждой определенной ситуации, и оказать ему помощь в преодолении негативного дискомфорта. Во время взаимодействия с ребенком воспитателем используются различные формы общения, но он выбирает из них наиболее подходящие для данной ситуации (ситуативно-деловая, внеситуативно-личностная, внеситуативно-познавательная, непосредственно-эмоциональная). Воспитатель может оценить эмоциональное самочувствие детей, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Длительные наблюдения выявляют ситуации, что приводят к снижению эмоционального состояния ребенка и его индивидуальную реакцию в различных ситуациях.  
 
Выделяются три группы ситуаций, которые являются факторами негативного эмоционального состояния. [18] 
 
Первая группа связана с неудовлетворением у старшего дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем. Очень часто в такие ситуации попадают дети во время привыкания к условиям детского сада или же не находящие эмоционального понимания в семье. Это следующие ситуации: 
 
1. Неимение интереса к деятельности ребенка у педагога. 
 
2. Нежелание педагога участвовать в совместной деятельности с дошкольником. 
 
3. Неправильное использование воспитателем доверительных сообщений ребенка. 
 
Таким образом, стремление к воспитателю может принимать различные формы: необходимость в совместной деятельности с педагогом, желание к его поощрению и признанию, потребность в единстве эмоциональных переживаний и общности в контроле событий и явлений. 
 
Второй тип – неудовлетворение потребности дошкольника в общении с ровесниками. В процессе общения с товарищами начинается познание самого себя при помощи сравнения себя с ним. Помимо того, ребенок получает практические навыки общения с разными детьми. Признание сверстников оказывают большое воздействие на самооценку каждого ребенка-дошкольника, в том числе отношение и представление о самом себе. К такому типу ситуаций можно отнести: 
 
1. Непоявление в группе предпочитаемого товарища. 
 
2. Отказ сверстника в предложении ребенка об общей деятельности. 
 
3. Желание нескольких детей лидировать в группе. 
 
Третья группа связана с неудовлетворенной потребностью ребенка в достижении успеха в деятельности. 
 
К этому типу ситуаций относятся такие: 
 
1. Несовместимость замыслов участников совместной деятельности. 
 
2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников. 
 
3. Ребенок что-то невольно ломает, роняет, проливает.  
 
Неудовлетворение потребности ребенка в активной деятельности, в общении с ровесниками, в осознании собственной неудачи в значимой для него деятельности и приводят к перечисленным выше типам ситуаций. 
 
Детям, не испытывающим потребности в общении с воспитателем и ровесниками, нужно повысить степень их привлекательность в глазах сверстников с помощью подчеркивания особых интересов детей. Это и есть одна из главных задач для педагога. Позитивная оценка воспитателя, заинтересованность в успехах в процессе деятельности, что в дальнейшем поможет осилить создавшийся эмоциональный дискомфорт, очень важны для детей. Личностная форма общения оказывается предпочтительной в этом случае, необходима тесная связь с воспитателем, который вынужден найти решение в проблеме отсутствия желания общаться с окружающими.[9] 
 
Итак, педагогу нужно осмыслить причину душевного дискомфорта дошкольника, чтобы достичь его эмоционального благополучия в детском саду, и избрать форму общения, которая наиболее подходит характерному для ребенка-дошкольника типу поведения. 
 
Связь ребенка и воспитателя, а также способность самого ребенка осилить ситуацию душевного дискомфорта существенно для предупреждения стабильного эмоционального неблагополучия дошкольника.  
 
Целесообразно прибегнуть к таким приемам, как: 
 
1.  Радость педагога при встрече с воспитанником, демонстрированная словами и невербальными средств (теплый взгляд, интонация голоса, улыбка). 
 
2.  Передача расположения педагога с помощью употребления тактильных средств. 
 
3.  Рассмотрение вопроса о причинах волнения ребенка с соблюдением осторожности по отношению к ребенку. 
 
Пребывание дошкольников в детском саду предопределено многими правилами. Для организации различных видов работы детей-дошкольников, их связи со сверстниками, установления в группе положительной атмосферы, в которой принимаются во внимание круг интересов сверстников, осознается их привилегия на реализацию личных замыслов необходимо вырабатывать у старших дошкольников умение предопределять свои действия, ориентируясь на имеющиеся правила. В дальнейшем все актуальнее становится вопрос развития у детей понимание значимости и правильности правил, что вводятся. 
 
У ребят-дошкольников недостаточно сформированы моральные мотивы. Часть детей стремится к поощрению и похвале со стороны взрослых, другая часть берет пример с окружающих сверстников. И только незначительная часть воспитанников воплощает правила в жизнь с осознанием своей личности и собственной самооценки. 
 
Правила поведения для детей могут быть условно объединены в группы:

  •  
    правила, регулирующие расположение к ровесникам;
  •  
    правила, связанные с демонстрацией уважительных взаимоотношений к старшим;
  •  
    правила, регулирующие действия ребенка в группе с учетом окружения сверстников. [ 4]

 
Тем не менее, запаса правил не хватает для полноценного воспитания детей-дошкольников. Обнаруживается разница между знаниями детей о правилах поведения и реальными их действиями.  
 
Вследствие этого, появляется проблема неимения опыта в выполнении правил с самоконтролем собственного поведения, в приведении соотношений в навыках детей вести себя подобающе в окружении сверстников. Воспитание у детей-дошкольников понимающего отношения к правилам, постижения их значения и целесообразности при организации своей деятельности и поведения играет огромную роль в решении этого вопроса. [17] 
 
Работа воспитателя, связана с воспитанием у старших дошкольников понимающего отношения к правилам поведения, что выражает дружеское отношение к сверстникам, содержит: 
 
а) формирование у старших дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития сопереживательного отклика на чувства другого; 
 
б) на основе взаимосвязи во влиянии на разные сферы ребенка происходит обогащение опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил; 
 
в) утверждение отношений с детьми, основанных на доверии в ходе личностно ориентированного общения при ознакомлении с вводимыми правилами; приобретение понимания детьми их смысла и ценности для себя и окружающих.[13] 
 
Уместно применять юмористическое высмеивание разных неправильных поступков в целях предупреждения морализирования. 
 
Юмор в художественных произведениях представляет героев в смешном виде и стимулирует детей воздерживаться от негативных действий. Юмор высмеивает героев, попадающих в такую обстановку через свое нежелание придерживаться правил, советов и справедливых замечаний. 
 
Во время прослушивания юмористических произведений, к примеру, стихотворения Г. Остера "Вредные советы" или С. Михалкова "Фома", воспитанники смеются над героями, попадающими в неловкую ситуацию через свое нежелание соблюдать общепринятые правила, но и стараются сравнить себя с позитивным героем. 
 
— Если так поступать, от тебя все ребята отвернутся! 
 
—Я так не делаю! Это некрасиво! 
 
Метод проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью выполнения их с помощью имеющегося опыта и представлений о культуре поведения принесет педагогу огромную пользу. Например, дать воспитанникам задание, в котором они должны принять решение, как поделиться конфетами со всеми, если количество конфет меньше, чем детей. 
 
Так при помощи простой ситуации педагог может постигнуть мотивы поведения дошкольников, дать оценку действиям воспитанников, соотношение их к моральным правилам. 
 
Также очень продуктивно рассказывать дошкольникам про хорошие поступки ровесников и ставить их в пример другим. 
 
Поведение дошкольников принимает более организованный характер, уровень самостоятельности и нравственных мотивов повышается, опыт обогащается эмоционально-моральными отношениями между детьми, что побуждает детей к хорошим поступкам под влиянием все большего понимания значения правил и необходимости их соблюдения. 
 
Понимание правил поведения не дает гарантии, что поведение ребенка всегда будет достойным. По словам А. С. Макаренко, между знанием как действовать и умением так действовать должен существовать небольшой промежуток, заполненный опытом. 
 
Совместная деятельность со сверстниками приносит старшим дошкольникам опыт взаимодействия, отчего условиями воспитания культуры поведения у воспитанников являются создание коллективной деятельности и развитие способов сотрудничества. 
 
Существуют такие виды общей творческой деятельности: 
 
1. Объединение детей с целью организации продуктивной деятельности. 
 
а) Этап соединения результатов 
 
Воспитанники с поддержкой педагога создают книгу "Наши добрые дела". Задание охватывает каждого дошкольника: нужно придумать свой сюжет, нарисовать эпизод. Все работы объединяются в одну книжку. 
 
б) Этап распределения общего задания и объединения результатов 
 
Детям поручают вылепить из глины различные фрукты и овощи в подарок малышам средней группы для игры в магазин. Это вызывает потребность слаженно договориться, кто будет лепить овощи, а кто разные виды фруктов. 
 
в) Этап согласования при распределении работы, создания композиции, обобщения результатов 
 
Аппликация "Цветы в вазе". Дети договариваются о выборе цветов для создания разноцветного букета, расположении их в вазе (комбинация цвета, формы), достижения наиболее удачной композиции. 
 
2. Объединение детей на основе организации подвижных игр 
 
а) Этап объединения результатов 
 
Дети разделяются на команды. Каждый игрок пытается бросить мяч так, чтобы попасть в цель. Количество мячей, попавших в цель от бросков всех игроков команды, подсчитывается. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков. 
 
б) Этапе выбора водящих 
 
К примеру, игра "Гуси-лебеди". Воспитанники выбирают водящих (хозяйку, волка) по очереди или по считалке. 
 
3. Сгруппирование детей на основе речевой деятельности 
 
а) Детям предлагают выдумать рассказ по сюжету (или пересказать любую сказку), используя последовательные картинки, представляющие логический его ход, например: 1) дети вышли на прогулку зимой; 2) увидели птичку с больным крылышком; 3) ухаживают за ней в группе; 4) весной отпускают на волю. От детей нужно согласовывание последовательности рассказа при учете фрагмента, придуманного каждым рассказчиком. 
 
б) Детям предлагается скомпоновать описательный рассказ за картинкой с условием: каждый из рассказчиков выбирает для описания одну любую часть картинки. Общее описание картинки составляется из рассказов детей. [4] 
 
В воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста воспитатель применяет различные методы: этические беседы, чтение художественной литературы с ее обсуждением, организация различной деятельности. В каждом из них можно увидеть присутствие оценочных действий. 
 
Оценка применяется воспитателем в разных целях: для выражения своего отношения к результатам деятельности дошкольника, его действиям, свидетельствующим о наличии морально-волевых качеств, соблюдения конкретных правил, проявление гуманных чувств к ровесникам, для регулирования детских взаимоотношений. Дети осознают смысл и значение определенного поступка после пояснения педагогом данной оценки (надо поступать таким способом не оттого, что воспитатель так требует, а оттого, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к пониманию дошкольниками правильности или недопустимости разных поступков, учат справедливости и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Таким образом, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую функции. 
 
В период детства дошкольника значимый взрослый становится для него бесспорным авторитетом. Дети оценивают поведение сверстников глазами взрослого, и при положительной оценке того или иного поступка они понимают и осознают его как пример для подражания; при отрицательной оценке поступок становится таким самым и для них. Кроме того, если педагог дает позитивную оценку рисунка одного ребенка, но не оценивает успехи соседа по столу, то тот сам обращается к нему: "А у меня красиво?", что указывает на потребность ребенка-дошкольника в поощрении воспитателя. 
 
Аналогичная ситуация и с оценкой педагогом личных качеств дошкольников. Если он при оценке их поступков применяет положительные эпитеты "ласковый", "добрый", "внимательный", иногда сравнивая с полюбившимися литературными героями, то дети при этом ощущают позитивные чувства (в их памяти оживают пережитые раньше эмоции, вызванные при чтении художественного произведения). 
 
Воздействие оценки не ограничивается влиянием на одного ребенка, она задевает также и его ровесников, что является еще одно важной особенностью оценки. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Оценка воспитателем хороших действий сверстника воспринимается детьми как ориентир. Так, если педагог отмечает одного мальчика, указав, что он красиво рисует, то дошкольники начинают считать этого мальчика хорошим, а значит, с ним можно дружить, играть и т. д. Поэтому, чтобы оказывать воздействие на отношения между детьми, совершенствовать у них стремление друг к другу, очень важно часто применять положительную оценку в течении дня. Необходимо находить поводы для положительной оценки каждому ребенку. Воспитатель имеет возможность распоряжаться поведением старших дошкольников и содействовать развитию у них гуманных чувств и отношений, правильно пользуясь оценкой. 
 
В старшей группе детского сада уместно провести беседы на темы: "Учимся помогать товарищам", "Умеем ли мы дружить?", "О справедливости" и подобные. 
 
Настоящая культура поведения формируется в дошкольников не через постижение моральных правил и самосознание, а через вырабатывание особого видения другого и отношения к нему. 
 
Следственно, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. 
 
В возрасте старшего дошкольника активно продолжается развитие духовных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержимое воспитательного процесса на этом этапе включает воспитание уважения к родным, осознанное стремление порадовать старших позитивными действиями, привязанность уважения к воспитателям, готовность быть полезным окружающим. У воспитанников старшей группы следует активно и шаг за шагом создавать дружеские связи, привычку совместно обучаться и играть, умение покоряться требованиям, в своих поступках брать пример с положительных старших людей, позитивных и героических персонажей известных литературных произведений. 
 
Воспитание культуры общения занимает большое место в нравственном воспитании дошкольника. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив занимает в жизни детей все большее значение, усложняются отношения детей. 
 
В поведении ребенка взаимодействие нравственных  качеств и свойств личности с интеллектом, отношением к окружающему миру, к взрослым и ровесникам, к деятельности, к себе выступают все ярче и приоритетнее. Дошкольник умеет поступать определенным образом, учитывая интересы партнера или группы сверстников, во время общения может быть сдержанным, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но это только основание умения, которое необходимо совершенствовать и укреплять. 
 
Приоритетным в целесообразной воспитательной деятельности педагога по отношению к детям-старшим дошкольникам продолжает оставаться организация видов деятельности и жизни ребенка, что соответствует опыту содержательного общения, развитию положительных взаимоотношений к окружающим и ровесникам. 
 
^ 2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников 
 
Также целесообразно и продуктивно использовать литературные произведения. Художественная литература воздействует на ум и чувства воспитанника, дает возможность развиваться его впечатлительности, чувствительности. 
 
В зависимости от конкретно поставленных воспитательных задач, воспитатель подбирает соответствующие литературные произведения. Воспитательные задачи педагога во многом зависят от содержания художественного произведения. 
 
При подборе литературы для дошкольников важно принимать во внимание, что моральное влияние литературного произведения на ребенка зависит от его художественной ценности. За В.Г. Белинским, два главных требования к детской литературе – этическое и эстетическое. Что касается этической направленности детской литературы, то художественное произведение должно задевать душу ребенка с целью появления у него сопереживания и отзывчивости персонажу. [3] 
 
Принципиальное значение имеет проведение этической беседы о прочитанном для понимания детьми сути произведения. Беседы по прочитанным рассказам позволяют расширить представления воспитанников о большом количестве разных поступков, которые указывают на правило, конкретизированное в каждом случае. 
 
К примеру, во время беседы за рассказом В. Осеевой "Строитель", логичнее будет прочитать детям первую половину рассказа, где говорится о негативном поступке мальчиков, а потом предложить воспитанникам оценить данный поступок. И вслед за тем прочитать вторую половину рассказа. Употребление этого приема учит дошкольников исследовать определенное обстоятельство ситуацию, развивает опытность в предусмотрении результатов конкретных действий, помогает в формировании самоконтроля. 
 
Существуют критерии отбора литературы для чтения: 
 
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы; 
 
- идейная направленность книги; 
 
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;  
 
- конкретные педагогические задачи; 
 
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.  
 
При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт. 
 
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому важно всегда проводить этическую беседу о прочитанном. 
 
Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому что он спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении. 
 
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. 
 
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. 
 
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно. 
 
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. 
 
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. 
 
Еще одним эффективным методом систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа.  
 
Этическая беседа как метод воспитания культуры поведения отличается своеобразием. Ситуации из жизни, действия окружающих людей и самих воспитанников составляют содержание этических бесед. Поступки, увиденные где-то или совершенные им самим в общении со сверстниками и взрослыми, полностью характеризуются и оцениваются воспитателем. 
 
Такие характеристики развивают у старших дошкольников умение быть справедливыми и объективными, анализируя разные действия, дают ему ориентир в той или иной ситуации и учат действовать, соблюдая правила нравственного поведения. 
 
Этические беседы – это организованные и подготовленные занятия, содержание которых предусмотрено требованиями программных документов. Но, применяя программные задачи воспитания, педагог вынужден уточнять их, отрабатывать правила и нормы поведения, формирование которых следует увеличить в данной группе, учитывая индивидуальные особенности детей. 
 
Количество этических бесед составляет приблизительно пять-семь в год, раз в течение полутора или двух месяцев.  
 
Воспитателю необходимо помнить, что приоритетная цель этических бесед состоит в том, чтобы выработать у дошкольника мотивы поведения, подобающие правилам.  Базисом для таких бесед являются реальные ситуации и явления из жизни и деятельности воспитанника среди сверстников. 
 
Перед проведением этической беседы воспитателю принадлежит рассмотрение предмета особенно ярких впечатлений детей, восприятие ими увиденного. 
 
При желании воспитателя включить в этическую беседу отрывки любого литературного произведения, то он обязан подчинить содержание функциям воспитания. 
 
  При подборе правильных вопросов, присутствии игровых моментов беседа становится интересной для детей, о чем свидетельствуют яркие эмоции, заинтересованные вопросы, искренние оценки: воспитатель имеет возможность увидеть внутренний мир дошкольника, убедиться в успешном восприятии детьми идеи и морали произведения и тактично корректировать их дальнейшие действия. А совместный анализ и оценка фактов поведения в разных ситуациях вызывает у детей сочувствие, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений. эмоционально влияет друг на друга.  
 
Поступки детей старшего дошкольного возраста неоспоримо свидетельствует о характерном в этот период переходе от осознания определенных действий к общему понятию о хорошем поведении. С помощью этических бесед педагог разрабатывает основу будущей системы моральных оценок детей, связывая в сознании детей отдельные представления в целое . Формирование понятий справедливости, добра, общего блага и общего понятия о человеческом достоинстве происходит происходит посредством постижения этических понятий. 
 
 Воздействие морального сознания на саморегуляцию поведения старшего дошкольника еще незначительно. Однако в старшем дошкольном возрасте дети в состоянии выражать свое поведение на окружающих. Таким образом, тематика этических бесед должна обязательно заключать в себе ведущие для конкретной возрастной группы понятия: «Мои товарищи», «Детский сад», «Моя семья», «Я дома», «Моя мама» и др. Содержание основных и дополнительных тем непременно должно быть связано с содержанием педагогического процесса, без чего невозможно создать условия эффективности воспитания культуры поведения, а также помогают сгруппировать и синтезировать представления о нравственности, приобретенным детьми в предыдущих группах. 
 
В поступках детей в разных ситуациях должны выражаться результаты этических бесед, что является значительным фактором в закреплении результатов педагогического влияния. 
 
Итак, с помощью специальных условий в детском саду и семье можно достичь успешного воспитания культуры поведения. Условия: 
 
1.  Дружеская душевная обстановка, позволяющая ребенку ощущать себя эмоционально защищенным. 
 
2.  Осведомленность детей в правилах поведения, выявление их морального смысла. 
 
3.  Организация общей деятельности, в которой дошкольник осуществляет правила поведения, освоенные ним. 
 
4.  Обладание педагогом методики воспитания культуры поведения старших дошкольников. 
 
Этапы воспитания культуры поведения 
 
Первый этап начинается с ранних лет и имеет своей целью собрать много фактов-упражнений в поведении, поощряемом обществом и родителями. 
 
На следующем этапе детям поясняют о поведении в разных ситуациях, которое заслуживает похвалы. Это так называемая "методика предвосхищения". Взрослый предвосхищает своими предупреждениями нежелательные поступки дошкольника и помогает не допустить его. Методика предвосхищения стимулирует детей к правильному поведению. На втором этапе создаются благоприятная обстановка для достижения удовлетворения ребенка от своего достойного поведения. Неважно, что он много еще делает с целью похвалы от взрослых, этого не нужно бояться на данном этапе. Одобрение укрепляет у дошкольника уверенность в себе, что немаловажно для него.  
 
Третий этап характеризуется осознанием детьми значения норм и правил этикета, что требует больше внимания со стороны воспитателя, продолжают создаваться условия для культурного поведения. Можно проинформировать дошкольников об истории создания этикета, о культуре поведения людей в разные эпохи и в разных странах и непременно о соблюдении норм этикета в группе. 
 
Необходимо обучать детей определенным формам поведения и выражения отношений и чувств, учить усмирять чувства, которые могут навредить окружающим. 
 
Одной из задач воспитания культуры поведения является развитие самоконтроля в поведении воспитанников старшей группы. 
 
Самоконтроль – это умение предотвращать возможные ошибки в поведении и деятельности и корректировать их; ориентиром для самоконтроля являются общепринятые нормы социума. Понятие "самоконтроль в поведении" можно уточнить как способность старшего дошкольника ребенка предугадать результаты предполагаемого действия для себя, взрослого, ровесника, чувствовать эмоциональные переживания по этому поводу (чувство благодарности или стыда, удовлетворения или обиды и т.п.), что позволяет или убедиться в его правомерности, или переменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих. [11] 
 
Из этого следует, что для осуществления самоконтроля за действиями в определенной ситуации, дошкольнику надлежит: понять значение ситуации и выяснить собственные действия в ней; подобрать моральное правило, регулирующее поведение в этой ситуации; постичь объективность этого правила как соответствующее необходимым действиям, его этическое содержание, личностную значимость; предусмотреть последствия предполагаемого поступка; выказать волевое усилие, сделать поступок. Работа по воспитанию у дошкольников самоконтроля включает в себя: 
 
•  развитие у детей понимания моральной ценности правил поведения и применения их в собственной деятельности; 
 
•  воспитание у дошкольников способности предусмотреть последствия будущего действия, переживаний за него (чувства радости, удовлетворения, стыда, смущения, гордости, недовольства собой, чувства собственного достоинства); 
 
• формирование у воспитанников понимания значения поступков с моральным смыслом. 
 
Обсуждение с детьми определенной обстановки, которая требует поиска выхода из нее, опираясь на моральные правила, имеет большое значение в создании самоконтроля. Моделирование можно использовать как один из основных приемов в беседах с дошкольниками, оно содержит графическое изображение всех мыслительных действий главного персонажа в ситуациях, содержащих в себе моральный смысл. Используя сюжет рассказа об определенном поступке литературного героя, каждый из последовательных кадров обозначается условным знаком-заместителем. 
 
 
Заключение 
 
Таким образом, под воздействием объективных условий жизни, в процессе различной деятельности, обучения и воспитания, усвоения общечеловеческой культуры и происходит формирование культуры поведения старших дошкольников как педагогический процесс, организация всей жизни ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. По этой причине учебно-воспитательная работа должна реализоваться в разных эффективных формах, плодотворно и при полной эмоциональной насыщенности, в ней также должны присутствовать нравственные идеи. 
 
Множество видов деятельности вне занятий, разнообразие идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники развития духовности детей. 
 
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены понятия «культура поведения» и «нормы поведения». 
 
Два данных понятия тесно связаны между собой, но отличаются конкретностью требований. Культура поведения представляет перечень общепринятых правил, как себя вести в разных ситуациях. Нормы поведения более конкретно указывают, каким способом подобает себя вести, что говорить, что сделать и т.п. 
 
Воспитанники старшего дошкольного возраста должны быть осведомлены с помощью педагога о значении данных понятий и необходимые в их возрасте нормы поведения (в общении со взрослыми и ровесниками, в поведении за столом, в поведении в детском саду вообще) им необходимо осознать и усвоить. Дополнительно им может быть предложено рассмотрение культуры поведения разных стран и времен.  
 
Чтобы добиться успеха в воспитании культуры поведения, необходимо:  
 
- знание “механизмов” формирования; 
 
- осознание сути воспитания нравственности как психолого-педагогического процесса; 
 
- способность проектировать работу по формированию культуры поведения, иметь навыки в разработке и применении на практике путей и средств духовного воспитания. 
Огромное значение для духовного воспитания имеет положительный этический опыт, особенная значимость, для накопления которого имеет место коммуникация и совместное дело воспитанников. Когда поведение будет реализовываться по высоким мотивам, то тогда опыт приведет к цели.  
 
Нравственные взаимоотношения, представления, действия, которые формируются на занятиях, укрепляются или немного изменяются в свободное время. Это может быть совместная забава или коллективный труд. Но все противоречивые данные, полученные из разных источников, должны объединиться в сознании дошкольника и стать базисом для развития моральных представлений. В процессе разных бесед, игр, занятий, упражнений на тему нравственности происходит решение этой задачи. Нравственное правило выводится в конце, его соблюдение нужно требовать от всех детей. 
 
По причине того, что воспитательные влияния воспринимаются страшим дошкольником с учетом имеющегося у него опыта и его психических особенностей процесс формирования личности необычайно сложный. Применяя аналогичные воспитательные воздействия на всех детей, формирование личности может проходить по-разному. Следственно, проведение воспитательных мероприятий не дает гарантии на развитие моральности у детей. 
 
Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи имеет огромное влияние на продуктивность воспитания культуры поведения старших дошкольников. Работа должна вестись синхронно, дополняя друг друга. 
 
Что касается индивидуальных особенностей старших дошкольников, то в этом возрасте они особенно чувствительны, проводят дистанцию с другими людьми, обозначая границы Я – концепции. Повышенная чувствительность детей к определению собственной Я – концепции делает их уязвимыми к любым влияниям других людей. Истоком их развития является защищенное окружение. 
 
Дошкольник осознает такие духовные и этические категории, как добро и зло, что помогает сохранению отношений с другими людьми. Немаловажную роль в этом периоде играют знакомые дошкольнику с детства сказки о вечном торжестве добра над злом.  
 
В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослыми, прежде всего за счет овладения речью. Речь выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков. 
 
Сюжетно-ролевая игра, в этот период, становится ведущим видом деятельности. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. 
 
Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. 
 
В игре и через игру формируется самопознание ребенка, усвоение нравственных норм и правил поведения, развивается знаковая функция речи. 
 
Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. 
 
В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности. 
 
В игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять личное – коллективному, управлять собой, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый должен подчиниться требованию командира, импульсивный — проявить выдержку, не умеющий действовать согласованно с другими ребятами - считаться с правилами игры и т.п. подобные действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферу ребенка. В игре, как ни в какой другой деятельности, формируются черты личности и формы поведения. 
 
Рассматривая игру как основной вид деятельности дошкольника, важно выделить те ее структурные компоненты, которые несут на себе главные воспитательные функции. В первую очередь - это правила, которые регулируют поведение детей. Действуя по правилам, дети приучаются к сдержанности, организованности, у них формируются начала дисциплинированности. Требуется согласование действий с партнерами, умение считаться с ними. 
 
Главным новообразованием детей дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, а также соподчинение мотивов (преобладание мотивов «Я должен» над «Я хочу»), развитие самооценки, усвоение этических норм поведения. 
 
Для воспитания культуры поведения педагог должен владеть методикой воспитания, применять множество различных методов, приемов и форм работы.  
 
Одним из самых важных факторов воспитания является непосредственное общение воспитателя с детьми, ведь в старшем дошкольном возрасте у детей возникает естественная тяга к взрослому, который является для них авторитетом. Поэтому педагогу очень важно прислушиваться к сообщениям детей, ни в коем случае не отклонять их предложения, быть внимательным, рассудительным и добрым. 
 
Положительная атмосфера в детском саду также оказывает свое влияние на любые занятия, действия, но особенно на воспитание культуры поведения. С мудрым и справедливым воспитателем, который помогает детям при потребности, учит их хорошо себя вести, демонстрируя при этом и свой собственный пример, воспитанники чувствуют себя эмоционально комфортно и радостно. 
 
В целях предупреждения неверных поступков детей педагог должен уместно применять юмор. 
 
Хорошо учит детей осознавать значимость культуры поведения и метод проблемных ситуаций, где ребенок должен подумать, прежде чем совершить поступок. 
 
Этические беседы на актуальные для старшего дошкольника темы также имеют место в детском саду. Они создают основу правильного поведения детей на подсознательном уровне. 
 
Неплохо влияет на развитие нравственности дошкольников и художественная литература. Правильно подобранные произведения и совместное их обсуждение с детьми дают пример для подражания литературным персонажам. 
 
Педагог должен уметь давать правильную, справедливую и уместную оценку поступкам каждого ребенка. Этим самым воспитатель укрепит детский коллектив и даст понять детям, как надо поступать, а как не стоит. 
 
Воспитание культуры поведения должно иметь определенные этапы, разработанные педагогом, благодаря которым успешно достигается поставленная цель. 
 
Список использованной литературы

  1.  
    Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2001. - 12 с.
  2.  
    Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста: Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
  3.  
    Алябьева Е. А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". – М., - 2003. - 95 с.
  4.  
    Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. – 2-е изд. М.: Академия, 2005 – 130с.
  5.  
    Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. - 2001. - № 3.
  6.  
    Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004. – 175 с.
  7.  
    Васильева Л. – Гангус. "Азбука вежливости". – М.,- 2005. – 130 с.
  8.  
    Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., - 2005. – 120 с.
  9.  
    Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий;авт.-сост. В.П. Ватаман.-Волгоград: Учитель, 2008. - 182 с.
  10.  
    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Рос. гос. пед. университет им. А. И. Герцена, кафедра дошкольной педагогики; [В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой и др.].-3-е изд., - СПб.:Детство-Пресс,2008.-244 с.
  11.  
    Захараш Т. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников, - М., - 2004. – 84 с.
  12.  
    Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, - 2001. - № 9. - С. 18-27.
  13.  
    Козлова С. М. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп / СМ. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
  14.  
    Котова Е. В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей". – М., - 2007. – 180 с.
  15.  
    Киянченко Е. А. "Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004. – 230 с.
  16.  
    Крулехт М.В. Качество дошкольного образования как актуальная педагогическая проблема / М.В. Крулехт // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5. - С. 26-28.
  17.  
    Кудрина Г.А., Ковалева Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. - Иркутск, 2000.
  18.  
    Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша".//Д.В. №9 – 2007.
  19.  
    Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., - 2001. – 145 с.
  20.  
    Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание, - № 10. - 2003. - С.31-43
  21.  
    Лаврентьева М. В. "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста". //Детский сад от А до Я. –- № 4. – 2004. - С.11-15.
  22.  
    Лисина В. Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада".//Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004. – 256 с.
  23.  
    Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие Николаев, 2005. — 76 с.
  24.  
    Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с.
  25.  
    Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.,-2007. – 63 с.
  26.  
    Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. – 300 с.
  27.  
    Усачева Т. "Учим детей вежливости" //Дошкольное воспитание. -№5. - 2006. - С.5-14.
  28.  
    Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей".// Вопросы психологии. №1, - 2001.
  29.  
    Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., -2006. – 300 с.
  30.  
    http://www.bestreferat.ru/referat-203659.html
  31.  
    http://www.bestreferat.ru/referat-50331.html
  32.  
    http://kref.ru/info/shkolnajaprogramma/132119/
  33.  
    http://festival.1september.ru/articles/414322/
  34.  
    http://50ds.ru/metodist/6362-perspektivnyy-plan-raboty-po-vospitaniyu-kultury-povedeniya-u-starshikh-doshkolnikov.html
  35.  
    http://rudocs.exdat.com/docs/index-524410.html
  36.  
    http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta
  37.  
    http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kultura-povedeniya-detei-doshkolnogo-vozrasta
  38.  
    http://obrazovanie2012.at.ua/publ/osobennosti_stanovlenija_kultury_povedenija_starshikh_doshkolnikov_i_pervoklassnikov_shestiletnego_vozrasta/1-1-0-217

 


Информация о работе Методика воспитания культуры поведения старших дошкольников