Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:13, контрольная работа

Краткое описание

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Требования к отбору поэтических произведений для детей………………..3
2.Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах…….5
3.Приемы обучения выразительному чтению стихов………………………….7
Практическая часть……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
Приложение………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

k_r_4kurs_7sem_po_razvitiyu_rechi.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

 

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра

 Теории и методики дошкольного образования и домоведения

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу

«Теория и методика развития речи»

 

Тема:

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        студентки 3 курса з/о группы А

                                                           

                                                            Специальность: « ПиМДО»

                                Проверил: Михайлова С.Г.

                                   

  

 

             

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

 

План:

Теоретическая часть

Введение………………………………………………………………………….3

1.Требования к отбору поэтических произведений для детей………………..3

2.Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах…….5

3.Приемы обучения выразительному чтению стихов………………………….7

Практическая часть……………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. 
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

          Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др[2].

 

 

 

1.Требования к отбору поэтических произведений для детей

 

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.  
Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду.  В «Программе воспитания в детском саду» педлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций [1]. 

 В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:  
1)простота и четкость ритма;  
 
2)краткость самого стишка и отдельных строк;  
 
3)простота и ясность знакомых детям образов;  
 
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

 
            Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие  стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. 
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. 
             В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый). 
              В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А.Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников». 
                Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

 

2.Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

 

Занятие обычно строится по плану: 
1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 
2) чтение воспитателем всего текста, 
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 
4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью. 

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности[6].

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой  объем стихов дают возможность часто  повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как  специальное занятие или как  его часть, где ставится задача запомнить  произведение. Рекомендуются более  сложные по содержанию и форме  стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться  на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения  в средней группе можно в кратком  анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

 В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи[4].

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более  глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой  по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Методические требования к заучиванию стихов: 
- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности. 
- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. 
- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах[3]. 
 

3.Приемы обучения выразительному чтению стихов

 

Анализируя  и синтезируя все рассмотренные  способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А.[5], можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 
1.      подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа); 
2.      выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности; 
3.      беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы расрывающие отношения ребенка к произвелению, к герою, к поступкам,  вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения; 
4.      повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание; 
5.      воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для кукы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором! 
6.      Закрепление произведения на следущих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

 
          Жуковская Р. И.[7] в своей работе «Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951» описывает  некоторые приемы для лучшего запоминания стихов: 
-игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком); 
-досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; 
-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: 
«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте; 
-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; 
-воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)

Информация о работе Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений