Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:04, реферат
Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе.
В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как никогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией.
Введение
Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте
Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников.
Заключение
Список использованной литературы
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
Факультет: Управление
Кафедра: «Гуманитарные и социальные дисциплины»
по дисциплине: Теория обучения и воспитания
Тема: Методика нравственного воспитания
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе.
В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как никогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремление приобщиться к лучшим образцам духовной культуры создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатом которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств.
1.Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка как субъекта воспитания в определенный возрастной период.
Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст - период 7-10 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни.
Нравственное формирование человека и его поэтапное развитие находятся в определенном соответствии. Первые годы (примерно до 3-4 лет) ребенок находится как бы по ту сторону добра и зла. Мир моральных представлений, мотивов, оценок ему неведом. Он приобщается к этому миру вначале пассивно и только в более позднем возрасте (в 8-10 лет) у него появляется уважительное отношение к системе нравственных правил. Отметим, что возрастной диапазон от 6-7 лет до 10-11 лет соответствует младшему школьному возрасту (1-4 классы школы).
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность
к игре. В условиях игровых
отношений ребенок добровольно
упражняется, осваивает
2) Невозможность
долго заниматься монотонной
деятельностью. Как утверждают
психологи, дети 6-7-летнего возраста
не могут удерживать свое
3) Недостаточная
четкость нравственных
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать
противоречие между знанием,
-А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла возле него.
- Игорь в
парах ходить не умеет: то
толкается, то на ноги
- Сегодня
он чуть не сбил с ног
учительницу из другого класса.
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1.Ты живешь
среди людей. Не забывай, что
каждый твой поступок, каждое
твое желание отражается на
окружающих тебя людях. Знай, что
существует граница между тем,
что тебе хочется, и тем,
что можно. Проверяй свои
2. Ты пользуешься
благами, созданными другими
3. Все блага
и радости жизни создаются
трудом. Без труда нельзя
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен
к злу. Борись против зла,
обмана, несправедливости. Будь непримиримым
к тому, кто стремится жить
за счет других людей,
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
Младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления знаний, период преимущественно усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
- произвольность
психических процессов
- проявление
интереса младших школьников
к различным видам
- формирование
личностной рефлексии, которая
предполагает осознанность
Таким образом, ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности.
Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, дискомфорта .