Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:07, доклад
МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на
решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.
Методы и приемы обучения дошкольников математике.
МЕТОД (гр. - путь к чему-либо)
означает способ достижения цели, определенным
образом упорядоченную
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на
решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система.
Методы бывают:
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского
мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно
взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в
предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между
предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
I) распознающего характера,
с помощью которых формируются
знания о свойствах и
величина и т. д.);
2) за изменением и
окружающего мира;
3) репродуктивного характера,
когда по отдельным признакам,
устанавливается состояние
Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Особенно в математике, воспитатель должен не только рассказать основные правила, но грамотно донести до детей суть предлагаемой темы.
Программа обучения предполагает
не использование какого-либо одного метода
в обучении, а сочетание данных методов
при изучении того или иного материала.
При выборе методов учитываются цели,
задачи обучения, содержание формируемых
знаний на данном этапе, возрастные и индивидуальные
особенности детей, наличие необходимых
дидактических средств и т. д.
При выборе метода также важен учет
содержания формируемых знаний. Так,
при формировании пространственных
и временных представлений
Практические методы
К данным методам относятся
упражнения, опыты, продуктивная деятельность.
Сущностью этих методов является выполнение
детьми действий, состоящих из ряда операций,
причем самостоятельное выполнение с
применением дидактического материала.
Особое внимание среди практических методов
уделяется упражнениям, в которых ребенок
повторяет полученные практические и
умственные навыки.
Требования к упражнениям:
· содержание упражнений должно обеспечивать высокий уровень умственной нагрузки в процессе их выполнения;
· при подборе упражнений необходимо учитывать их сочетаемость и дальнейшую перспективу работы с ними;
· каждое предыдущее и последующее упражнения должны иметь какие-то общие элементы (материалы, способы действия, полученные результаты);
· в выполнении упражнений должны быть предусмотрены все возможные варианты действий;
Словесные методы
Различают следующие виды словесных методов:
· повествование (сообщение, рассказ);
· описание (картинное, аналитическое);
· характеристика (используется при обобщении, выделении характерных особенностей, изучаемых предметов и явлений);
· объяснение (раскрывает новые понятия, термины, закономерности);
· беседа (выявляющая, сообщающая, закрепляющая);
· вопросы (продуктивные, репродуктивные);
Вопросы занимают особое место
в методике обучения математике. Они
должны быть точными, конкретными, лаконичными.
Для них характерны логическая последовательность
и разнообразие формулировок. В процессе
обучения должно быть оптимальное сочетание
репродуктивных и продуктивных вопросов
в зависимости от возраста детей и изучаемого
материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают
развитие мышления. Следует избегать подсказывающих
и альтернативных вопросов.
Чем старше дети, тем большее значение
в их обучении имеют проблемные вопросы
и проблемные ситуации.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
· постановка и формулирование проблемы;
· выдвижение предположений и гипотез;
· выбор, проверка, обоснование гипотез;
· подведение итогов, вывод.
Для того чтобы правильно
поставить и успешно разрешить
проблему, необходимо разделять деятельность
педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание
проблемной ситуации, формулировку проблемы,
управление поисковой деятельностью детей,
подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя
«принятие» проблемной ситуации, формулировку
проблемы, самостоятельный поиск, подведение
итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:
· система вопросов, переформулирование условий задачи;
· наводящие задачи или задачи-подсказки;
· цепочка наводящих задач;
· готовый вариант решения.
Решая проблемную ситуацию,
ребенок сравнивает и сопоставляет,
устанавливает сходство и отличие.
Так он открывает мир чисел
и фигур. Анализируя маленькие математические
проблемы, ребенок учится ориентироваться
в окружающем мире, проявлять инициативу,
высказывать собственную
Наиболее эффективный результат дает обучение путем взаимодействия всех методов. Наиболее часто это взаимодействие встречается в игре. Так ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Например:
Лепка цифр
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.
Кроме того, можно практиковать задание «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и др».
Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на карточках. Можно подобрать игры с математическим содержанием.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.
Количественный счет. Здесь можно использовать прием счета предметов на картине.
Порядковый счет
Порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)
Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного).
Эффективность данного метода. Познание происходит через физическое тело ребенка, в ходе игровой деятельности.
Игра «Прятки»
Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Даем словесную инструкцию, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.
Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.
Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур
Пользуется интересом у детей игра «Окошечко». Можно использовать в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.
Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Так же в самостоятельной деятельности детей можно использовать математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.