Методологическая основа ТРИЗ-педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:55, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Книги М. Шустермана "Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких" и В. Богата "В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет" рекомендованы к применению, как пособия по развитию творческого мышления в ДОУ Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

ТРИЗ педагогика.docx

— 20.64 Кб (Скачать файл)

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера .Третье тысячелетие, в котором он описывает принципы педагогики будущего:

1. Педагогика должна быть  направлена на подготовку универсалов,  которые все знают и умеют  делать всё.

2. Обучение начинается  в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается  в 13, 15, 16 лет.

3. Специализация происходит  сама собой. Выбор специальности  студент делает сам.

4. Обучение производится  с максимальной скоростью (принцип  форсажа).

5. Программа подготовки  должна постоянно обновляться  и дополняться.

6. Учебные группы должны  быть малыми (четверки) для учета  индивидуальных особенностей ребенка.

7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью. ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью[1][2] формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются  приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников[3] и школьников[4] до студентов и взрослых специалистов[5]. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков  ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач[6][7] в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника, бизнес. Изданы сборники задач для школьников. Книга А. А. Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» для детей младшего школьного возраста переведена на многие языки и издана в США, Китае, Южной Корее, Чехии, готовится к изданию в Польше.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические  процедуры, методики. Они позволяют  учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания[8].

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления  стереотипов решателя, выработки  умения работать с нетривиальными идеями.

Наиболее яркими представителями  дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Книги М. Шустермана "Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких"  и В. Богата "В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет"  рекомендованы к применению, как пособия по развитию творческого мышления в ДОУ Российской Федерации.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по ТРИЗ-педагогике[9]. Книга мастера ТРИЗ, вице-президента Международной Ассоциации ТРИЗ по вопросам образования А. А. Гина «Приемы педагогической техники» издана в России, Белоруссии и Украине (14 изданий, общий тираж более 80 000 экз.)

Начиная с 1998 года ежегодно в Челябинске проводятся конференции  по ТРИЗ-педагогике. Название их несколько раз менялось[10]. С 2003 года конференция называется «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ»[11]. В 2009 году главной темой 12-й Челябинской научно-практической конференции была тема «ТРИЗ-педагогика — настоящее и будущее[12]. Раз в 2 года на регулярных конференциях MAТРИЗ TRIZ-Fest работает секция „ТРИЗ-педагогика“[13]. Регулярно проводятся семинары[14] для педагогов по ТРИЗ-педагогике. В Самаре специалистом ТРИЗ 4 уровня Шариповым Р.Х. разработана система формирования творческой личности "Бакалибрики", которая разбита на 7 подпрограмм. По первым двум подпрограммам "ТРИЗунки"(для детей от полугода до 2 лет) и ТРИЗнечики (2 -4 года) организована бесплатная рассылка занятий. Начаты обучение и сертификация ТРИЗ-педагогов по самарской версии ТРИЗ-педагогики.

 

Для меня эта педагогическая система показалась очень интересной, необычной, непрямолинейной. Она не загоняет в определенные рамки, а  дает свободу самореализации и выбор пути решения, но при этом выполняя образовательную функцию, осуществляя усвоение определенного необходимого объема знаний.

 

Список литературы

http://ukped.com/skarbnichka/1204.html

Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: „Детская литература“, 1989.

Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994.

Богат В. Ф. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет. - Ярославль: "Академия развития". 2006.

Березина В. Г., Викентьев  И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.

Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.


Информация о работе Методологическая основа ТРИЗ-педагогики