Методы коррекции детей с аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:27, статья

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в недостаточно разработанной системы специализированной помощи детям с аутизмом. Своевременно оказанная помощь помогают маленьким аутистам полноценно жить и приносить радость своими успехами близким людям. Особое внимание стоит обратить на методы коррекции детей с аутизмом. В данной статье анализируются методы: игровой терапии, методы прикладного анализа АВА, программа The P.L.A.Y Project,биологические медицинские терапии, методика RDI и многие другие терапии

Вложенные файлы: 1 файл

статья МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ.docx

— 25.05 Кб (Скачать файл)

Э.Х.Салихова

Методы коррекции детей с аутизмом

 

Аннотация: «Актуальность данной темы заключается в недостаточно разработанной системы специализированной помощи детям с аутизмом. Своевременно  оказанная помощь помогают маленьким аутистам полноценно жить и приносить радость своими успехами близким людям. Особое внимание стоит обратить на методы коррекции детей с аутизмом. В данной статье анализируются методы: игровой терапии, методы прикладного анализа АВА, программа The P.L.A.Y  Project,биологические медицинские терапии, методика RDI  и многие другие терапии ».

Abstract: «The relevance of this topic is not well developed system of specialized assistance to children with autism. Timely assistance to help small autism to live fully and bring the joy of their success to the close people. Special attention is paid to the methods of correction of children with autism. The article deals with methods: play therapy, methods of applied analysis AVA, The program P.L.A.Y Project, biological, medical therapy, a technique RDI and many other therapy».

 Ключевые слова: аутизм; аутичность; методы коррекции; коррекционная программа; терапия.

Keywords: autism; autoceste; methods of correction; a correction program; therapy.

 

Проблема социальной помощи детям страдающих  аутизмом является одной из наиболее актуальных в области социальной педагогики. Это объясняется как высокой частотой развития этих состояний, так и определенными трудностями своевременной диагностики и отсутствием детально разработанной системы специализированной помощи. Мы хотим рассмотреть основные методы коррекции детского аутизма.

Проблему детского аутизма рассматривали  многие учение. Проблема аутизма  рассмотрены в работах Э. Блейлера, С.Ю. Циркина, Д.Домана, Г.Аспергера, Л.Каннера, Д.Н.Исаева,Винга,Фрифа, К.С. Лебединского и С.В.Немировской.

Существуют различные понятия аутизма.

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером. Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера [5].

Аутизм - это «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии. Такое определение дал аутизму, Сергей Юрьевич Циркин, профессор  в области психиатрии [6].

Дуглас Доман, говорил, что аутизм - расстройство функции мозговой деятельности, приводящее к дефициту социального взаимодействия, детский аутизм возникает из-за особых отклонений в психическом развитии. Одна из многих причин — нарушение обмена веществ, из-за которого в организме детей образуются токсины, дающие обратную реакцию[15].

Австрийский педиатр, Ганс Аспергер, свою очередь имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными [1].

Ранний детский аутизм (синдром Каннера) - особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения, такое определение дал австрийский  психиатр Л.Каннер [6].

Многие родители, услышав о болезни своих детей, принимают это как приговор, но своевременное лечение, курсы реабилитации могут помочь этим детям не просто  существовать, а жить.

В данной статье анализируются методы коррекции детского аутизма. Методы  коррекции  детского аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей [10].

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность этот  подход носит  название «Игровое время» (Floortime/DIR) создана Стэнли Гринспаном. В основе этой программы находится развитие ребенка больного аутизмом и взаимодействие с ним. Программа «Игровое время» выделяет шесть стадий развития малыша, таких как: интерес к миру, привязанность, двусторонняя коммуникация, осознания себя, стадия символической игры, осознание эмоциональных идей и мышления. Дети, страдающие аутизмом, не могут пройти все эти стадии самостоятельно. Авторы программы  ставят перед собой цель помочь ребенку пройти все эти стадии.

В норме существуют следующие формы игрового поведения:

• манипулятивная игра (ребенок катает, крутит, подкидывает игрушку, не обращая внимания на ее «функции»);

• упорядочивание (раскладывание предметов в определенном порядке — друг на друга, в ряд, один в другой и т.д.);

• функциональная игра (использование предметов и игрушек в соответствии с их функцией (например, причесывание кукол игрушечной расческой));

• символическая игра (ребенок использует объект, замещая им другой объект (например, ребенок скачет на палочке, как на лошади));

• ребенок наделяет объект свойствами, которыми тот не обладает («У этой куклы грязное лицо»);

• ребенок относится к отсутствующему объекту так, будто бы он присутствует («Если чашка пустая, играет, будто она  наполнена водой»)[7].

Специалисты же рекомендуют выбирать методы коррекции, которые все-таки доказали свою эффективность. Ниже будут приведены методы терапий, которые помогут уменьшить  прогрессирование и симптомы аутизма.

На сегодняшний день одним из эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis). Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом  и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет[11,4].

К терапии поведения относятся следующие программы:

1.Интенсивная школьная поведенческая программа;

2.Парадигма натурального обучения;

3.Обучение основным реакциям;

4.Обучение беглости реакции;

5.Позитивная поддержка поведения;

6.Интенсивная домашняя поведенческая программа;

7.Обучение вербального поведения;

8.Прикладной анализ поведения; (в этой методике  основную роль играет система поощрения, желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его двигаться в нужном направлении).

Это методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой  методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе [10].

Следует заметить, что все разновидности поведенческой терапии являются различными методами обучения, и варьируются в зависимости от разновидности навыков, которые необходимо обучить. Так, например, домашняя поведенческая терапия может включать в себя метод "Натурального обучения" - для усиления навыков коммуникации, а также тренировку беглости - для улучшения быстроты реакций [16].

Заслуживает внимание программа The P.L.A.Y. Project, которая обучает родителей и педагогов. После обучения они могут научить детей с аутизмом взаимодействовать с окружающим миром, развить в них знания и навыки. Программа The P.L.A.Y. Project используется для коррекции аутизма у детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Вначале родители должны определить направление, по которому будет проходить развитие навыков (например, развивать социальные или языковые навыки ребенка с аутизмом). Занятиям по этой программе должно уделяться не меньше 25 часов в неделю. Во время занятий родитель должен стать партнером по игре. На сегодняшний день программа используется на территории США, Канады, Австралии, Швейцарии, Великобритании и Ирландии [2].

Авторами Гатстином и Шилом разработана программа «Relationship Development Intervention, RDI» они утверждают, что ребенок, который развивается нормально, начинает очень рано ориентироваться на общение, месяца в три, находить основное удовольствие в общении, и отдает ему предпочтение нахождению в одиночестве. Впоследствии эта потребность ребенка в общении разрастается, он учится разделять эмоции окружающих людей (сначала родителей), учится в глаза смотреть, чтобы распознавать выражение лица, и просто обожает играться с родителями  [3].

Наряду с традиционными методами коррекции используют и нетрадиционные методики коррекции при аутизме.Эмили Виллингхэм предложила биологические медицинские терапии[8]:

1.Витами В6;

2.Лечение стволовыми клетками

3.Секретин;

4.Кетогеническая диета;

5.Магнезиум;

6.Диета, заключающаяся в дефиците питательных веществ;

7.Хелирование (вывод из организма ребенка тяжелых металлов).

Для всех биомедицинских терапий, исключая хелирование, не существует противопоказаний. Хелирование, то есть процедура для вывода тяжелых металлов из организма ребенка, может нанести непоправимый вред здоровью ребенка, в случае, если у ребенка нет хронического отравления тяжелыми металлами[14].

Так же в работе социального педагога могут быть использованы: терапия с животными; холдинг-терапия (удерживание  лицом к лицу  ребенка с родителем - это позволяет наладить эмоциональный контакт); аудиторная интеграция; дельфинотерапия; музыкальная терапия; трудотерапия; визуальная терапия; сенсорная интеграция (интеграции особых детей в сфере сенсорных проблем: зрение, слух, тактильное восприятие, вкус, вестибулярный аппарат а также проблемам телесно-ориентированной психотерапии); кранио-сакральная терапия; (эта методика лечения опорно-двигательного аппарата и внутренних органов основана на принципе единения крестца и черепа); арт-терапия.

Первыми к этим видам терапии обратились врачи из Нюрнберга (Германия), во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог Альфред Томатис ,в Колифорнии Ивар Ловаас На сегодняшний день лидером по применению этих методик для лечения детей с аутизмом  является США[13].

Некоторые виды из вышеперечисленных терапий не применяются так широко, как, скажем, поведенческая терапия. Некоторые виды терапий, в которых используются интересы ребенка - музыка, искусство, животные, сенсорные ощущения - иногда очень интересуют ребенка, и получая их, ребенок получает удовольствие. Но далеко не всегда данные виды терапий эффективно уменьшают симптомы аутизма[14].

Есть еще и необычные методы лечении аутизма, в некоторых клиниках Китая аутизм лечат массажем - это акупунктура (точечный массаж и иглоукалывание) и гипнозом[9].Так же ученые предлагают замедлять развитие аутизма и бороться с его последствиями при помощи горячих ванн и заражения паразитическими червями, что должно помочь «обмануть» иммунную систему. Такой метод предложил Эрик Холландер из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке (США)[12].

Таким образом социальные педагоги работающие   с  детьми страдающих аутизмом, должны знать все эти методики, сотрудничать с их лечащим врачом и родителями. Практика показала, что использование выше указанных программ дает хорошие результаты, но к сожалению посещение социальных центров  ограничивается, ребенок может получить коррекционную  помощь только раз в год в течении 21 дня, увеличение числа  коррекционных часов помогли бы маленьким аутистам полноценно жить и приносить радость своими успехами близким людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. - 2002. - №2. - С.27-32

2.Методика коррекции при раннем детском аутизме; статья12.09.2012

3.Методы поведенческой коррекции аутизма у детей. Обучающие программы «Игровое время», «РМО» и другое 12 Июнь, 2013

4.Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

5.Феррари П. Детский аутизм; пер. с фр. О. Власовой. - М.: РОО “Образование и здоровье”, 2006.-127с. ISBN 5-9900666-1-9.

6. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста  - 2002. - С.185, 323-324, 446.

7. Червак И.Р. Игротерапия и коррекционная работа с детьми - аутистами; статья- 2010-2013

8.URL:http://autism-aba.blogspot.com/2013/11/the-scariest-autism-treatments.html (дата обращения: 2013)

9.URL: http://mednapravlenie.ru/lechenie/autizm_v_kitae.html (дата обращения: 2013)

10.URL: http://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html (дата обращения: 21.01.2013)

11.URL: http://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html  (дата обращения: 2012)

12.URL: http://ria.ru/studies/20131212/983725733.html (дата обращения: 2013)

13.URL: http://www.autist32.ru/forum/post24.html (дата обращения: 2013)

14.URL:http://autism-aba.blogspot.com/p/blog-page_15.html (дата обращения 2011)

16.URL:http://rus.azattyq.org/content/autizm_child_karatai_ersarina_doman_/24539623.html  (дата обращения 06.04.2012)

17. URL:http://www.sulamot.ru/korrekciya-autizma.html (дата обращения: 2014)


Информация о работе Методы коррекции детей с аутизмом