Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно-обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Содержание

Введение.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Взаимосвязь уровня требований преподавателя и степени обученности учащихся.
Рейтинговая система контроля оценки знаний.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Педагогике.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра «»

Педагогика

 

Реферат

«Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Взаимосвязь  уровня требований преподавателя и  степени обученности учащихся. Рейтинговая система контроля оценки знаний.»

    

 

Выполнила                                                    студентка гр. 720721 Карпутина М.А.

Проверила                                                                              доцент Трушина Е.В.

 

 

 

 

 

 

Тула 2013

Содержание.

  1. Введение.
  2. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
  3. Взаимосвязь уровня требований преподавателя и степени обученности учащихся.
  4. Рейтинговая система контроля оценки знаний.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В сложном и  динамичном  образовательном  процессе  педагогу приходится  решать  бесчисленное множество типовых  и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального  управления,  поскольку обращены к всестороннему развитию личности.  Как правило, задачи эти со многими  неизвестными, со сложным  и  вариативным  составом исходных данных и возможных  решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат,  принимать  безошибочные  научно-обоснованные решения,  педагог должен профессионально  владеть методами педагогической деятельности.

Педагогическим  процессом называется развивающееся  взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс  – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс  представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и  единство, – главные характеристики педагогического процесса.

Психолого-педагогические методы играют очень важную роль в  работе с воспитуемыми, так как направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач.

 

 

 

 

 

 

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Под методами  осуществления  целостного педагогического процесса следует  понимать способы  профессионального  взаимодействия педагога  и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые  обеспечивают взаимодействие воспитателя  и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах,  а при ведущей и направляющей роли учителя,  который выступает  руководителем и организатором  педагогически целесообразной жизни  и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического  процесса расчленяется на  составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами.  По отношению к методу приемы носят  частный подчиненный характер.  Они не имеют самостоятельной  педагогической задачи,  а подчиняются  той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.  И наоборот, один и тот  же метод у разных учителей может  включать различные приемы.

Методы  осуществления педагогического  процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.  В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи,  в других - как прием, имеющий частное назначение.  Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,  взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом,  метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.  Приемы в то же  время  определяют своеобразие  методов работы учителя,  придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.  Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три  основные группы:

1. Методы  организации учебно-познавательной  деятельности.  К  ним относятся  словесные, наглядные и практические, репродуктивные  и проблемно-поисковые,  индуктивные и дедуктивные методы  обучения.

2. Методы  стимулирования и  мотивации   учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии  и прочие.

3. Методы  контроля (устный,  письменный, лабораторный) и самоконтроля в процессе  обучения.

Средства  обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Для того чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, то есть с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами. [1.36]

С педагогической точки зрения взаимосвязи  средств обучения с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями:

а) для педагога средства обучения - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций;

б) для учащихся средства обучения - средство познания и одно из средств реализации учебных функций;

в) по отношению к содержанию образования средства обучения - способ передачи содержания и организации  его усвоения;

г) по отношению к методам  учебно-воспитательного процесса и  формам организации обучения средства обучения - способ их разнообразия и  совершенствования, один из вариантов  разработки и применения новых сочетаний  компонентов педагогической коммуникации;

д) по отношению к средствам обучения цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом средства обучения должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определяться с их помощью.

Применение  каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель  осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). [1.68]

Между различными методами существует  органическая  взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности  при выборе методов,  педагогу необходимо исходить из того,  что  каждый метод  ориентирован на решение определенного круга педагогических задач,  но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов.  Отсюда вытекает необходимость оценки  возможностей каждого  метода,  знания  его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель,  выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам  решает,  какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ  трудового умения,  положительный  пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий,  и в каждом из них  педагог отдает предпочтение тому методу,  который считает наиболее приемлемым в данной ситуации. [4.89]

Метод сам по себе не может быть ни хорош,  ни плох. В основу педагогического  процесса кладутся не сами методы,  а их  система.

Методы  педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые  результаты,  оставаясь  принципиально  одинаковыми, бесконечно варьируются  в зависимости от множества обстоятельств  и условий протекания педагогического  процесса.  Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который  находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного  и  индивидуального  развития учащихся.  Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод  педагогической деятельности вместе с  тем всегда обращен к коллективу,  используется с учетом его динамики,  зрелости, организованности. На известном  уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное,  неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут. [1.104]

Таким образом,  выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт.  Он подчиняется ряду закономерностей  и зависимостей,  среди которых  первостепенное значение имеют  цели  и конкретные  образовательно-воспитательные  задачи,  содержание  и принципы, уровень подготовленности класса и  его развитие как коллектива,  возрастные и индивидуальные особенности  учащихся,  особенности личности самого педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь уровня требований преподавателя и  степени обученности учащихся.

1-й показатель- различение (характеризует  низшую степень обученности).

2-й показатель- запоминание (может  пересказать содержание правила,  воспроизвести формулировку).

3-й показатель- понимание (сущность  процесса понятия).

4-й показатель- простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень). Решает типовые задачи.

5-й показатель- перенос (способность  к обобщению и перенос установленных  закономерностей в новые учебные  и практические ситуации).

Степень обученности – совокупность определенных знаний, умений и навыков, усвоенных с учащимися, можно выразить зависимостью близкой к линейной.

I + II + III + IV + V                        - 100%

4% + 12% + 20% + 28% + 36% = 100%

Показатель степени обученности

1-й показатель

2-й показатель

3-й показатель

4-й показатель

5-й показатель

Какую часть от общей степени обученности составляет

1

3

5

7

9

Его содержание от общей степени обученности

4%

12%

20%

28%

36%

Степень обученности при достижнении этого показателя

До 4%

До 16%

До 36%

До 64%

До 100%


Главной целью обучения является не просто достижение элементарных умений и навыков, а перенос усвоенных  действий в новые условия. [3.124]

Анализ деятельности преподавателя  позволил выявить три уровня требований, предъявляемых к учащимся.

Оценка в баллах

1 уровень требований

2 уровень требований

3 уровень требований

 

Соц.

Доц.

Соц.

Доц.

Соц.

Доц.

5

До 100%

0

До 64%

На 36%

До 36%

64%

4

До 64%

0

До 36%

На 28%

До 16%

48%

3

До 36%

0

До 16%

На 20%

До 4%

32%


 

 На 1 уровень требований:

Эф.1 = (К5+0,64*К4+0,36*К3)/N

На 2 уровень требований:

Эф.2 = (0,64*К5+0,36*К4+0,16*К3)/N

На 3 уровень требований:

Эф.3 = ( 0,36*К5+0,16*К4+0,04*К3)/N

Например:

Число учащихся

Число обучающихся

% успеваемости

Средний балл

% качества

Уровень требований

Эф. = СОУ

 

5

4

3

         

21

4

11

5

100

3,95

75

1

0,61

Информация о работе Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом