Обучение дошкольников рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 08:36, творческая работа

Краткое описание

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:
предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

обучение рассказыванию (2013_12_15 10_47_51 UTC).pptx

— 1.96 Мб (Скачать файл)

Обучение дошкольников рассказыванию

 

Зам зав по ВМР Кусакина Марина Ивановна

 

Комсомольск-на-Амуре

2012

значение

 

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.         Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных   и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

  
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:  

 

предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).

 

сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

репродукции картин мастеров искусства:

- пейзажные картины: А Саврасов  «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая  осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин  «Утро в сосновом бору», «Рубка  леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов  «Золотая осень» и др.;

 

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:

 

  • содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

 

  •   картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

 

  • картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Общие требования к организации работы с картиной:

  1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

 

2. При подборе сюжета необходимо  учитывать количество нарисованных  объектов: чем младше дети, тем  меньше объектов должно быть  изображено на картине.

 

3. После первой игры картина  оставляется в группе на все  время занятий с ней (две-три  недели) и постоянно находится  в поле зрения детей.

 

4. Игры могут проводиться с  подгруппой или индивидуально. При  этом не обязательно, чтобы все  дети прошли через каждую игру  с данной картиной.

 

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка  с использованием конкретного  мыслительного приема.

 

6. Итоговым можно считать развернутый  рассказ дошкольника, построенный  им самостоятельно с помощью  усвоенных приемов.

Виды рассказывания  по картине

 

1. Описание предметных картин  – 

это связное последовательное описание изображенных на  картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

 

2. Описание сюжетной картины  – это описание изображенной  на картине ситуации, не выходящей  за пределы содержания картины.

 

3. Рассказ по последовательной  сюжетной серии картин:  ребенок  рассказывает о содержании каждой  сюжетной картинки из серии, связывая  их в один рассказ.

4. Повествовательный  рассказ по сюжетной картине:     ребенок придумывает  начало и  конец к изображенному на картине  эпизоду. Ему требуется не только  осмыслить содержание картины, передать  его, но и с помощью воображения  создать предшествующие и последующие  события. 

 

5. Описание  пейзажной картины и натюрморта.  
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Обучение детей рассматриванию картин

Этапы обучения рассказыванию по картине:

 

младший дошкольный возраст:

осуществляется подготовительный этап,

цель его -  обогатить словарь, активизировать речь детей,

научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

Проводятся  дидактические игры с предметными картинками:

малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

 

В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня».

Основной вид занятия по картине  -  беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи,  потешки.

 

Описательный рассказ

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

 

Виды описательного рассказа:

  • фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины как раскрытие заданной темы;
  • развернутое описание конкретного объекта;
  • словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

 

средний дошкольный возраст:

 

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.  

 

Структура занятия:

  1.  дети молча рассматривают  картину,

  2. проводится беседа, уточняющая  содержание и детали,

  3. дается образец (короткий,  живой, эмоциональный),

  4.   дети воспроизводят  образец,

  5.  рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается

и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

старший дошкольный возраст:

 

           Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.         

  Задачи  обучения  усложняются: дети  должны не только понимать  содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех  персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые  средства, более сложные грамматические  конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в  рассказах по картинам.

 

В старшей группе рекомендуются картины: 

«Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др.

   Детей обучают следующим типам высказываний:

- описанию и сравнению предметных  картин;

- описанию сюжетных картин;

- повествованию по серии сюжетных  картин.

Структура  занятия:      

    используется рассматривание  картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы,  речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания,  план  в виде вопросов и указаний.

   Продолжается обучение построению  рассказа по серии сюжетных  картин.

 

1. на доске выставляют набор  картинок с заведомо  нарушенной  последовательностью. Дети находят  ошибку, исправляют ее, придумывают  название рассказа и содержание  по всем картинкам;

 

2. вся серия картинок находится  на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания  первой открывают по порядку 

следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное;

 

3. дети размещают в нужной  последовательности неправильно 

 расположенные картинки, затем  составляют рассказ по целой  серии.

 Они договариваются между  собой, кто в какой  последовательности  будет рассказывать.

 

Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной  серии:

подготовительная к школе группа:

     дети  самостоятельно составляют описания и повествования по  картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

    Используются все типы  картин и все виды детских  рассказов. Особое внимание уделяется  самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца  часто используется художественное  произведение: короткие рассказы  Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина,  В. Бианки.

 

Структура  занятия:  

      Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по  частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Обучение детей рассказыванию по картине

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

 

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

 

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу  “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

 

Зам зав по ВМР Кусакина Марина Ивановна, МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 126, Комсомольск-на-Амуре    2012

 

 

 

1


Информация о работе Обучение дошкольников рассказыванию