Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 19:55, доклад
Обновление образования в настоящее время предполагает замену субъектно-объектных от-ношений в системе «учитель-ученик» на субъектно-субъектные, то есть ориентацию образова-тельного процесса на развитие субъектности ученика - способности к самостроительству своей личности. Возможность выбора деятельности в зависимости от уровня сложности и способов её выполнения ориентирована на зону ближайшего развития школьника.
Определение зоны ближайшего развития ребенка
в учебно-познавательной деятельности
как важное условие дифференциации обучения
Обновление образования в настоящее время предполагает замену субъектно-объектных отношений в системе «учитель-ученик» на субъектно-субъектные, то есть ориентацию образовательного процесса на развитие субъектности ученика - способности к самостроительству своей личности. Возможность выбора деятельности в зависимости от уровня сложности и способов её выполнения ориентирована на зону ближайшего развития школьника.
Попробуем разобраться, что же это такое — зона ближайшего развития.
Для каждого человека существуют различные зоны ближайшего развития — в зависимости от области деятельности, от индивидуальных склонностей. Неправильно также полагать, что, работая с ребенком в зоне его ближайшего развития, педагог ориентируется на эту зону. В процессе обучения она меняется. Если обучение влияет на границы зоны ближайшего развития, то оно имеет статус развивающего. Другими словами, если вслед за Выготским считать, что зона ближайшего развития – это область между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно и с помощью взрослого, то развивающее обучение должно эту область увеличивать.
Расширение зоны ближайшего развития возможно только в процессе общения детей между собой и общения педагога с детьми. Сотрудничество предполагает диалог, где необходимо умение педагога ставить вопросы так, чтобы они оказывались в зоне ближайшего развития ребенка.
Изучение зоны ближайшего развития в контексте форм и видов общения ребенка с взрослым показало, что можно выделить два вида помощи и подсказки - одна является помощью извне, когда взрослый противостоит ребенку, а другая изнутри, когда взрослый что-то делает совместно с ребенком. При этом первый вид помощи помогает ребенку «встать на цыпочки» в своем развитии, а второй вид помощи делает его выше на голову за счет того, что он «садится взрослому на плечи».
Помощь предлагается в разных видах: через отдельные намёки, свёрнутые подсказки к полному показу способа работы. Как определить восприимчивость к помощи другого человека? Только через индивидуальное обучающее занятие с дозированными подсказками, определяя число подсказок, необходимых для продвижения.
Так выявляется зона ближайшего развития: чем меньше помощь взрослого, тем она шире, чем больше помощь, тем меньше зона ближайшего развития
Что нужно сделать, чтобы взаимодействие педагога и ребёнка было направлено на увеличение зоны ближайшего развития?
Одно из решений данной проблемы – использование в урочной и внеурочной деятельности заданий на развитие детской креативности, способности к творчеству.
Неуклонное наращивание объёмов и уровня продуктивной деятельности предполагает реальную дифференциацию содержания и способов осуществления учебно-познавательной деятельности. При этом минимальная задача - реальное трёхуровневое обучение, а в идеале – индивидуализация учебного процесса. В связи с этим важно, с одной стороны, умение педагога «измерить» зону ближайшего развития, организовать сотрудничество, с другой стороны, способность ученика самому вычленить проблему, сформулировать и продиагностировать её, вкладывая в этот процесс личностные смыслы: определить предельность границ своего актуального уровня, понять и оконтурить зоны своего ближайшего развития.
Как на практике решить данную проблему?
Почему важно определить уровень обучаемости?
Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, готовность перехода на новые уровни умственного развития. Обучаемость выступает основным показателем зоны ближайшего развития. Чем выше уровень обучаемости, тем шире границы зоны ближайшего развития ребёнка. Соответственно, чем ниже уровень обучаемости, тем меньше зона ближайшего развития, тем на более примитивной и низкой ступени общения он может принять подсказку взрослого. Конечно, обучаемость одного и того же ученика по разным предметам будет различаться: «гуманитарии» часто показывают уровень обучаемости ниже на уроках математики, физики и наоборот. Поэтому можно провести срезы на учебном материале физики, истории, русского языка и т.д.
Для определения уровня обучаемости существует множество заданий и диагностик, остановимся на следующих:
Тест структуры интеллекта Амтхауэра позволяет охарактеризовать общий уровень умственного развития школьников. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на диагностику различных компонентов: вербального, счётно-математического, пространственного и мнемического. (Информация о методике диагностирования)
Исходя из того, что зона ближайшего развития зависит от вида деятельности, желательно определять у школьника степень развитости специальных способностей: математических, лингвистических, креативных. Для диагностики специальных способностей используется тест Айзенка (Информация об использовании данного теста для диагностики лингвистических способностей)
Диагностика зоны ближайшего развития невозможна без определения уровня актуального развития – обученности (что знает ученик, как умеет учиться
Л.С. Выготский выделил два вида обучения: реактивное (когда субъект обучается по «чужой» программе) и спонтанное (тот, кто учится, «учится по своей программе», и это означает ту характеристику обучения, когда субъект осознаёт себя её источником). Это означает, что движение ученика в процессе обучения из зоны актуального развития к зоне ближайшего развития предполагает организацию обучения спонтанного характера.
В связи с этим встаёт вопрос об индивидуализации обучения, о необходимости использования индивидуальных программ развития общеучебных умений и навыков, индивидуальных маршрутов по предмету или по отдельной теме, что создаёт условия для работы в зоне ближайшего развития ребёнка.
Анализ основных положений концепции Л. С. Выготского, а также учет данных различных экспериментальных исследований позволяет сделать следующие выводы и предположения:
1. Совершенно очевидно, что данная концепция есть глубинная теоретико-психологическая основа педагогики сотрудничества и развивающего обучения.
2. Зона ближайшего развития напрямую связана с обучаемостью, то есть способностью ребёнка к усвоению новых знаний и новых способов добывания знаний с помощью взрослого (как может учиться ребёнок при помощи другого человека?).
3. Зона ближайшего развития опирается на зону актуального развития, то есть уровень обученности (что знает? как умеет учиться?)
4. Зона ближайшего развития выступает в качестве ведущего методологического приема в диагностике умственного развития ребенка, изучении индивидуальных различий.
5. Зона ближайшего развития ориентирована на зону ближайшего саморазвития ученика, его самообучаемость: инициатива, самостоятельная постановка и реализация целей, программа самообучения (как ученик осуществляет саморазвитие?)
6. Определение зоны ближайшего развития является важнейшим условием дифференциации и индивидуализации обучения.
Литература
1.Выготский Л.С. и школа. – М.: 1994.
2. Галеева Н.Л. Сам себе учитель. – М.: 2006
3. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – М.: 2006
4. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики//Педагогика. 2001. №6
5. Как улучшить обучаемость младших шкоьников//Сельская школа. 2003. №4
6. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития//Психологический журнал, т. 22. 2001. №4.
7. Леонтьев Ключевые идеи Л.С. Выготского//Психологический журнал, т. 22. 2001. №4.
8. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2004
9. Немов Р.С. Психология в 3 т., т 3. – М.: 2003