Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:22, статья
Одним из приоритетов образовательной политики, выделенным в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", является развитие системы приемных детей и детских домов семейного типа. Это обусловлено тем, что сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой как в связи с ростом количества таких детей в последнее десятилетие, так и вследствие неразработанности основных взаимосвязанных между собой диагностических и реабилитационных вопросов этой проблемы.
Организация коррекционно–развивающей работы учителя–логопеда и дефектолога с учащимися начальных классов, воспитывающихся в условиях детского дома
Разделы: Преподавание в начальной школе
Одним из приоритетов образовательной политики, выделенным в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", является развитие системы приемных детей и детских домов семейного типа. Это обусловлено тем, что сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой как в связи с ростом количества таких детей в последнее десятилетие, так и вследствие неразработанности основных взаимосвязанных между собой диагностических и реабилитационных вопросов этой проблемы. Создание федеральной целевой программы "Дети-сироты" позволило разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке.
Мы рассматриваем сиротство как основу для развития соматических и психологических нарушений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Здоровье воспитанников детского дома характеризуется: пониженной сопротивляемостью организма различным инфекциям; морфологическими отклонениями; замедлением психического развития; различными расстройствами; нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения.
Расстройства здоровья проявляются в: повышенной утомляемости; головной боли; легкой или повышенной возбудимости; раздражительности, слезливости, частой смене настроения; агрессивности, выражающейся в вербальной и невербальной формах и др..
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от сверстников, растущих в семье: темп развития замедлен, эмоциональность снижена, пассивность в деятельности, импульсивность; отсутствие способности к сопереживанию другим людям; отклонение в развитии образа себя; общение воспитанников детского дома не соответствует ни одной из форм общения с взрослыми.
Наблюдается возрастно-индивидуальный своеобразный синдром, характеризующийся: несоответствием друг другу ряда аспектов общения; недоразвитием эмоционально-волевой сферы: оно проявляется в несформированности основных структур личности - самоощущений, самооценки, самоконтроля; недоразвитие способности управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила в отсутствии контроля со стороны взрослых.
Многие годы система работы с детьми дошкольного и школьного возраста была ориентирована только на обеспечение их познавательного развития и построена на принципах авторитарной педагогики.
Основным приоритетом
в образовательном аспекте
Организация учебной деятельности
как особой формы активности ребенка,
направленной на изменение самого себя
- субъекта обучения, тесно связана
с проблемой развития его речи.
Процесс обучения предполагает анализ
и обобщение признаков
В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и
различение звуков, словарный запас, грамматический строй речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирование личности.
Если педагоги, работающие с детьми, не будут учитывать эти характерные особенности - то их работа не принесет желаемых результатов, как в сферах познавательного и физического развития, так и в сфере социального развития ребенка.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Диагностика речи детей, воспитывающихся в детском доме, показывает следующее: почти все воспитанники имеют речевой диагноз "общее недоразвитие речи", которое является результатом депревации и госпитализации, характерных для специальных учреждений закрытого типа.
Особенности речи детей, воспитывающихся в условиях детского дома:
Поэтому для этих детей необходима помощь логопеда, который проводит работу по формированию и развитию всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Результатом всей логопедической
работы с детьми должна явиться самостоятельная
речь: в общении с взрослыми
и сверстниками они должны проявлять
умение слушать и понимать обращенную
речь, поддерживать диалог, отвечать на
вопросы и самостоятельно задавать
их. Умение составлять интересные по смысловой
нагрузке и содержанию рассказы, грамматически
и фонетически правильно
Работа по коррекции речи должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные им психологические особенности. Она должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления), коррекцией недостатков психофизического развития.
Условия
коррекционно-развивающей
Содержание работы учителя-логопеда с воспитанниками детского дома.
1-е направление работы: изучение речевого развития воспитанников детского дома.
Цели и задачи: определение уровня развития доречевых процессов и развития речи.
Формы работы: методика обследования доречевых процессов, методика комплексного изучения готовности восприятия русского языка, заполнение карты по методике Л.И.Переслени, речевая карта школьника.
Ожидаемый результат: конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом развитии; индивидуализация выдвигаемых задач работы.
2-е направление работы: организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
Цели и задачи:
Формы работы: реализация коррекционных программ логопедической работы на каждом возрастном этапе через индивидуальные и фронтальные коррекционные занятия.
Ожидаемый результат: правильное звукопроизношение; разрешение актуальных проблем воспитанников детского дома.
3-е направление работы: реализация индивидуальных возможностей и способностей детей с нарушением речи.
Цели и задачи: развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению; оказание помощи учащимся в процессе обучения математике и русскому языку; формирование полноценных учебных знаний.
Формы работы: индивидуальные и фронтальные коррекционные занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников; снижение проблем, связанных с освоением программ школьного обучения.
4- направление работы: осуществление консультационной деятельности.
Цели и задачи: интеграция с подразделениями реабилитационной службы, педагогическим коллективом по разрешению актуальных проблем воспитанников.
Формы работы: собеседования с воспитателями групп, специалистами детского дома по результатам логопедического обследования; кейс-стадии; ПМПК; индивидуальные консультации педагогов по вопросам развития речи у воспитанников; семинары-практикумы, деловые игры; оформление памяток.
Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников; повышение профессионального уровня педагогов в вопросах развития речи.
В нашем детском доме живут дети дошкольного и школьного возраста, поэтому вся проводимая работа определяется по двум направлениям. Но существует единое звено, которое объединяет их - это связная речь. Связная речь - это основа успеха для дошкольников - успешно подготовиться к школьному обучению, для школьников - успешно овладеть школьной программой, и как для дошкольников и школьников - это всестороннее развитие личности и социальная адаптация к новым жизненным условиям. Исходя из этого ближайшая цель работы:
Перспективная цель - социальная адаптация к новым жизненным условиям.
Как любой вид деятельности, логопедическая работа включает в себя обязательно такие структурные компоненты: цель и ожидаемый результат.
Чтобы определить их содержание, нужно провести диагностику, на основе которой определить программу коррекционного обучения и мониторинг, подтверждающий или отвергающий эффективность проводимой работы.
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором пересекаются как более элементарные (сенсорный, гностико - практический), так и высоорганизованные уровни (смысловой, языковой).
Все эти процессы лежат
в основе используемых нами диагностических
методик и соотносятся с
В диагностическом блоке обследуются составные части речи и психологические особенности детей. Без изучения последних - диагностика не будет полной и не принесет ожидаемого результата. Результаты фиксируются в речевых картах детей.
На основе диагностики педагоги детского дома выбирают программу коррекционного обучения по преодолению отклонений речевого развития детей дошкольного и школьного возраста, определяют этапы работы и содержание коррекционно - воспитательной работы.
Исходя из специфики деятельности учителя - логопеда и учителя - дефектолога в условиях детского дома и возрастных особенностей детей, нами были выделены следующие формы работы с воспитанниками: "Эта волшебная тетрадь", "Словарный диктант", "Молодой ученый /работа с деформированным текстом/", "Юный исследователь /работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру/" и другие (см. приложение 2).
Обоснование выбора той или
иной формы обусловлено спектром
решаемых задач и возрастом
Каждая форма имеет определенную структуру: цель, задачи, методы обучения и воспитания, приемы.
Нужно помнить, что целью работы учителя - логопеда является восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи у воспитанников детского дома, а задача учителя - дефектолога - обеспечить специальную /коррекционную/ помощь детям, испытывающим трудности в обучении.
Для успешной реализации поставленных
задач необходимо тесное взаимодействие
логопеда и дефектолога с