Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:50, контрольная работа
Сущность педагогической науки раскрывается в наиболее общих понятиях таких как развитие, воспитание, образование, обучение, формирование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача, педагогическая система, педагогический процесс, процесс обучения, педагогическая ситуация, образовательная система, обученность, обучаемость, педагогический контроль, педагогическая диагностика, самовоспитание и самообразование. Их называют основными категориями педагогики. Развитие - закономерный процесс внутреннего последовательного количественного, качественного и структурного изменения во времени физических, психических и духовных сил человека.
Сущность педагогической науки
раскрывается в наиболее общих понятиях
таких как развитие, воспитание,
образование, обучение, формирование,
педагогическая деятельность, педагогическое
взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача, педагогическая
система, педагогический процесс, процесс
обучения, педагогическая ситуация, образовательная
система, обученность, обучаемость, педагогический
контроль, педагогическая диагностика,
самовоспитание и самообразование. Их
называют основными категориями педагогики.
Развитие - закономерный процесс внутреннего
последовательного количественного, качественного
и структурного изменения во времени физических,
психических и духовных сил человека.
Оно является объективным свойством живой
материи, её “самодвижением” и характеризуется
протяженностью во времени; необратимостью
прогрессивных и регрессивных изменений;
стадиальностью и непрерывностью. На развитие
личности оказывают влияние следующие
факторы: наследственность, среда, специально
организованное воспитание и обучение,
собственная активность (самовоспитание
и самообразование) (рис.1)
Понятие «воспитание» применяется в педагогике
в нескольких значениях. В широком смысле
- процесс передачи новому поколению общественно-исторического
опыта, накопленного предшествующими
поколениями с целью подготовки нового
поколения к общественной жизни и к труду,
осуществляемый обществом в целом и во
всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитание осуществляется через влияние
макрофакторов (страна, государство, общество,
космос, планета, мир); мезофакторов (этнос,
региональные условия, тип поселения,
средства массовой информации); микрофакторов
(семья, сверстники, субкультура, институты
воспитания, религиозные и другие объединения).
Работать они должны на общую цель и отражать
единые интересы государства. В узком
смысле воспитание - сознательная, специально
организованная деятельность воспитателя,
обеспечивающая формирование определенных
качеств развивающейся личности. Воспитание
является вечной и социальной категорией
и включает в себя понятия: воспитание
(воспитательный процесс; стороны, направления
воспитательной работы: эстетическое,
нравственное, экологическое, трудовое
и т. д,; результат и качество педагогического
взаимодействия); обучение и образование.
Рис. 1. Развитие личности
Возникает вопрос, все
ли можно воспитать в человеке
с помощью тщательно
Образование - процесс овладения обучающимся
системой научных знаний, умений и навыков
в определенной области, результат, которого
соответствует заданным государственным
целям и фиксируется соответствующим
документом. Различают образование гуманитарное
и техническое, их частные виды: медицинское,
педагогическое, технологическое и др.
Каждое государство создает свою систему
образования в соответствии с историей,
традициями, культурой, национальными
особенностями. Функция образования -
восходящее воспроизведение общественного
интеллекта, что можно образно представить
себе в виде движения вверх по расширяющейся
спирали. В мировой практике существует
показатель интеллектуальной мощи государства,
который рассчитывается по числу студентов
на 10 тыс. населения страны. В рамках всего
государства образованию должна быть
отведена системообразующая и приоритетная
роль. В системе образования ведется обучение,
т.е. осуществляется непосредственная
передача научных знаний, умений и навыков.
Обучение - эмоционально-интеллектуальное
взаимодействие педагога и обучающегося,
основанное на совместной деятельности
по достижению государственных целей
образования. Основу обучения составляют
знания, умения и навыки. Процесс обучения
включает: учение и преподавание.
В педагогической науке изменения, происходящие
с человеком, связывают с понятием «формирование»,
т.е. приданием чему-то определенной формы,
завершенности, Такое толкование предполагает,
что в сознании воспитателя существует
некий образец или образ как предел, к
которому надо стремиться, и намечены
пути движения к нему.
Формирование - специально организованный
процесс таких изменений личности, который
целенаправленно ведет к определенному
результату. Формирование рассматривается
как: общесоциальная категория (процесс
становления человека как субъекта и объекта
общественных отношений и процесс развития
и становления личности под влиянием внешних
воздействий, воспитания, обучения, социальной
среды); педагогическая категория (целенаправленное
развитие личности или каких-либо ее сторон,
качеств под влиянием воспитания и обучения,
создание, составление, формирование коллектива,
структуры, организации, общности и т.п.);
результат развития человека (человеку
придается определенная социальная форма,
целостность).
Педагогическая деятельность - особый
вид общественно-полезной деятельности
взрослых людей, сознательно направленной
на подготовку подрастающего поколения
к самостоятельной деятельности в соответствии
с экономическими, политическими, нравственными
и эстетическими целями. Структура педагогической
деятельности включает: а) знание педагогом
потребности тенденций общественного
развития и основных требований, предъявляемых
к человеку; б) многообразные научные знания,
умения, навыки, основы опыта, накопленного
человечеством, в области производства,
культуры и общественных отношений, которые
затем в обобщенном виде передаются подрастающим
поколениям; в) собственно педагогические
знания, воспитательный опыт, мастерство,
интуицию; г) высочайшую политическую,
нравственную и эстетическую культуру
[9].
Педагогическое взаимодействие - процесс,
происходящий между воспитателем и воспитанниками
в ходе учебно-воспитательной работы и
направленный на развитие личности обучающегося.
Взаимодействие категория философская,
отражающая всеобщую сущностную связь
всего живого. В педагогической науке
оно выступает и как одно из ключевых понятий
и как научный принцип. Педагогическое
взаимодействие обусловлено и опосредованно
учебно-воспитательной деятельностью,
целями обучения и воспитания. В основе
педагогического взаимодействия лежит
сотрудничество, которое является началом
социальной жизни людей. Педагогическое
взаимодействие совершенствуется и развивается
по мере усложнения духовного общения
и возвышения социальных и интеллектуальных
потребностей его участников [10].
Педагогическая технология - системный
метод создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм образования
(ЮНЕСКО). Структура педагогической технологии
включает следующие компоненты: а) концептуальная
основа; б) содержательная часть обучения:
цели обучения (общие и конкретные); содержание
учебного материала; в) процессуальная
часть (технологический процесс): организация
педагогического процесса; методы и организационные
формы учебно-познавательной деятельности
обучающихся; методы и формы работы педагога;
деятельность педагога по управлению
процессом усвоения содержательной учебной
информации; диагностика и прогноз педагогического
процесса. Любая педагогическая технология
должна удовлетворять некоторым основным
требованиям (критериям технологичности):
концептуальность, системность, управляемость,
полезность (целесообразность и эффективность)
и воспроизводимость.
Педагогическая задача - цель, к которой
стремится педагог, и способ её достижения.
Различают два типа педагогических задач:
а) собственно педагогическая задача,
когда речь идет о переводе обучающегося
на более высокий уровень обученности,
воспитанности или развития; б) функционально
педагогические задачи, когда задается
способ или форма достижения поставленной
цели [9].
Педагогическая система - определенная
совокупность взаимосвязанных средств,
методов и процессов, необходимых для
создания организованного, целенаправленного
и преднамеренного педагогического влияния
на формирование личности с заданными
качествами [12].
Педагогический процесс - специально организованное,
целенаправленное взаимодействие педагогов
и воспитанников, направленное на решение
развивающих и образовательных задач
[1].
Процесс обучения - целенаправленная последовательная
смена учебных задач и элементов обучения
(преподавание и учение), происходящая
по объективным законам и имеющая своим
результатом формирование определенных
свойств обучаемых [13].
Педагогическая ситуация - совокупность
условий и обстоятельств, специально задаваемых
педагогом или возникающих спонтанно
в педагогическом процессе; кратковременное
взаимодействие педагога с обучающимся
(группой, классом) на основе противоположных
норм, ценностей и интересов, сопровождающееся
значительными эмоциональными проявлениями
и направленное на перестройку сложившихся
взаимоотношений [14].
Образовательная система - комплекс институтов
образования [1].
Обученность - результат обучения (организованного
или стихийного), включающий как наличный,
имеющийся опыт к сегодняшнему дню запас
знаний, так и сложившиеся способы и приемы
их приобретения (умение учиться); система
знаний, умений и навыков, соответствующая
ожидаемому результату обучения. Основные
параметры обученности определяются государственными
образовательными стандартами.
Обучаемость - индивидуальные показатели
скорости и качества усвоения человеком
знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Различают общую (способность усвоения
любой содержательной учебной информации
- общая одаренность обучающегося) и специальную
(способность усвоения отдельных видов
содержательной учебной информации (различных
наук, искусств, видов практической деятельности)
- специальная одаренность обучающегося)
обучаемость.
Педагогический контроль - процедура,
в ходе которой в комплексе осуществляется:
а) наблюдение, измерение и оценивание
уровня усвоения знаний, умений и навыков
обучающихся; б) обработка, анализ и систематизация
полученной информации о ходе процесса
обучения; в) вывод о коррекции его основных
компонентов; г) резюме об эффективности
дидактического обеспечения процесса
обучения; д) оценка деятельности педагога
и обучающегося; е) прогноз [15].
Педагогическая диагностика - совокупность
приёмов контроля и оценки, направленных
на решение задач оптимизации процесса
обучения, дифференциации обучающихся,
а также совершенствование учебных программ
и методов педагогического воздействия
[10].
Самовоспитание - формирование человеком
своей личности в соответствии с поставленной
целью. Оно является относительно позднее
приобретение онтгенеза, связанное с определенным
уровнем самосознания, критического мышления.
способности и готовности к самоопределению,
самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию
[16]. К основным характеристикам самовоспитания
относятся: психологические предпосылки
и условия, способствующие его результативности.
К основным методам самовоспитания относятся:
самообязательство, самоутверждение,
самоорганизация, самоконтроль, самоотчет,
самоотношение, самокритика, следование
примеру, самопоощрение, самопринуждение
и аутотренинг.
Самообразование - образование, приобретаемое
в процессе самостоятельной работы, без
прохождения систематического курса обучения
в образовательном учреждении [16]. Содержание
самообразования включает в себя: общее,
профессиональное, психолого-педагогическое,
художественное. Результатом самообразования
являются: новые знания, умения и навыки,
приобретенные качества, применение полученных
знаний на практике и др. К основным методам
самообразования относятся: самостоятельная
работа с различными источниками информации;
общение; самоупражнения и самотренировки;
самостоятельное выполнение практических
заданий; самостоятельная работа с аудиовизуальными
средствами и средствами информатизации.
Самообразование осуществляется по следующим
основным этапам: возникновение потребности
в самообразовании, самооценке, подготовленности,
осознание необходимости в знаниях, постановка
целей и задач; планирование работы по
самообразованию; определение форм, методов
и средств самообразования; деятельность
по самообразованию (знакомство с предметом,
выборочное изучение, анализ и самооценка
результатов).
Таким образом, вышеназванные категории
педагогики образуют систему основных
понятий. Перед читателем стоит задача
научиться употреблять их в точном соответствии
с данными определениями. Вы будете читать
другую педагогическую учебную литературу.
Содержащиеся в ней системы понятий не
будет дословно повторять дефиниции, данные
в нашем пособии. Как же быть? Самое простое
решение - выбрать одну из систем, изучить
её и применять.
При внесении качественных и количественных
изменений в преподавание педагогики
целесообразно учитывать: а) влияние педагогики
на развитие интеллектуально-творческих
способностей будущих специалистов; б)
актуальность при решении практических
задач осуществления реформ в России;
в) вклад в развитие важных личностных
качеств обучающихся