Основные направления развития образования в Советской России в 1918 – нач. 30-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:45, доклад

Краткое описание

В 1917 г., в начале первого этапа развития советской школы, пришедшие к власти большевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. "Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти", - говорилось в документах VIII съезда Российской коммунистической партии (РКП) (1918).

Вложенные файлы: 1 файл

8.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

8. Основные направления развития образования в Советской России в 1918 – нач. 30-х гг.

В 1917 г., в начале первого  этапа развития советской школы, пришедшие к власти большевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. "Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти", - говорилось в документах VIII съезда Российской коммунистической партии (РКП) (1918).

Во главе школьного  дела были поставлены видные деятели  РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем  образования, рассматривая их как решающие для судеб страны.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 г., занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества.

Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.

Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение существовавшей системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного  управления, закрывались частные  учебные заведения, было запрещено  преподавание древних языков и религии. На протяжении 1918 г. вышел ряд правительственных  документов, которые должны были стать  законодательной основой школьной реформы: об отделении церкви от государства  и школы от церкви, о праве нерусских  народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, о введении во всех типах школ совместного обучения и др.

В течение 1920-х гг. дореволюционная  структура школьного образования  была фактически ликвидирована. "Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией  о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного  и бесплатного общего образования  с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались право  всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство  в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность  светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.

В 1920-х гг. проверялись  варианты структуры школьного обучения, готовились новые учебные программы, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Была основана государственная  система опытно-показательных учебных  заведений (ОПУ). Одновременно происходила  большевистская политизация просвещения.

Первые разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление  учителей и педагогов, прежде всего  Всероссийского учительского союза, насчитывавшего до 75 тыс. членов. Учителя на местах часто отказывались подчиняться  советской власти. Они обвиняли коммунистов  в терроре и покушении на демократию. В декабре 1917 - марте 1918 г. проходила  массовая стачка учителей, участники  которой настаивали на демократическом  решении проблем образования.

В ответ новые власти прибегли к политике кнута и пряника. Всероссийский  учительский союз был запрещен, стачку объявили незаконной. Был создан новый  Союз учителей-интернационалистов (позже - Всероссийский союз работников просвещения  и социалистической культуры), который  находился под полным контролем  большевиков. Одновременно правительство  обещало поднять учителя на высоту, на которой он никогда прежде не стоял. Однако в условиях гражданской  войны эти обещания выглядели  скорее способом завоевать учителей, чем подлинным изменением школьной политики.

Оптимистические обещания большевиков  и школьная реальность находились в  вопиющем противоречии. Школьные здания пребывали в запустении. Учебники можно было достать только за большие  деньги. Для учеников не хватало  бумаги, чернил. Наблюдался массовый уход учителей из школ. Рассыпалась сложившаяся  сеть учебных заведений.

К 1917г. Россия оставалась страной  массовой неграмотности. На окраинах грамотность  населения составляла только 23 % . Лишь в столицах уровень грамотности  был сравнительно выше - около 50 %.

В первые годы после гражданской  войны (1920-1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается  Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе  с Н.К. Крупской. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в  сельской местности (в 1920/21 учебном  году их насчитывалось свыше 2 тыс.). Но особых успехов из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались  жертвами разрухи и голода. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около 3 млн. детей и подростков. Многие умирали. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 % , в 1922 г. упала до 2-3 % . На протяжении 1921-1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней.

Во второй половине 1920-х  гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1927/28 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10 %, а количество учащихся - на 43 %. Если в 1922/23 учебном году на территории РСФСР насчитывалось около 61,6 тыс. школ, то в 1928/29 учебном году - их количество достигло 85,3 тыс. За тот же период количество 7-летних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них -вдвое. Страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение).

В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные  педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. ОПУ были пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др.

Народный комиссариат  просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной  школы 1921,1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и  дисциплинам). Ценными в комплексных  программах были попытки увязать  обучение с окружающей жизнью, противостоять  формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.).

В течение 1920-х годов опытную  проверку прошли несколько систем и  типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4+5 или 5+4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.

Но в целом существенного  повышения эффективности обучения в 1920-х гг. не произошло. Школьные учреждения работали неудовлетворительно. Объем  знаний, которые приобретали учащиеся общеобразовательной школы, был  недостаточным. Школа формировала  далекую от идеалов отечественной  демократической педагогики личность, которую мало интересовали литература, искусство, жизненные отношения, и  больше - самоуправление, политические мероприятия и другие виды общественной деятельности. Коллективизм и самоуправление в воспитании вырождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность.

Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х  гг. Руководство страны и ВКП (б) приняли  постановление О начальной и средней школе (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы.

Постепенно улучшалось качество обучения. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу из кризиса образования. Сильные стороны реформ 1930-х гг. – появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям рядовых учителей, стихийной дифференциации (когда часть учащихся шла в профессиональные школы, а другая - в высшие учебные заведения), деятельностью ОПУ, дававших образцы обучения на началах самостоятельности, активности, умения ориентироваться в окружающей среде.

Важным следствием курса  на повышение образовательного уровня населения была организация к  концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем  неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать.

В 1930-е гг. произошел отход  от целесообразных педагогических нововведений 20-х гг. В учебных заведениях насаждался дух казармы, упразднялось самоуправление. В общеобразовательной школе  сворачивалось трудовое обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. Была упразднена система ОПУ. В школе, как и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина.


Информация о работе Основные направления развития образования в Советской России в 1918 – нач. 30-х гг.