РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Выполнил ___________________
Проверил ___________________
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Гуманистическое мировоззрение
как основа воспитания
2. Характеристика гуманистической
педагогики
3. Гуманистическая педагогика в
профессиональном образовании
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В основе современной Концепции
воспитания детей и учащейся молодёжи
в Беларуси заложен принцип гуманизации,
гуманитаризации и демократизации процессов
обучения и воспитания. В современных
условиях социальных, экономических преобразований
в стране проблемы воспитания детей и
молодёжи с использованием системы гуманистического
воспитания приобретают первостепенное
значение.
В этом русле особо актуальным представляется
развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания
и образования основных идей и положений
гуманистической педагогики. Гуманистическое
направление в педагогике возникло во
второй половине XX века, как отражение
идей гуманистической психологии. По своим
идеям она была близка педагогике педоцентризма,
педагогике нового воспитания и прогрессивизма.
В центре внимания гуманистической парадигмы
воспитания всего стояла целостная личность,
которая стремится к максимальной реализации
своих возможностей.
Идеи гуманистического воспитания были предметом
научных исследований Ш.А. Амонашвили,
Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса,
В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского,
Е.В. Петрушковой и др.
Темой своей работы мы выбрали гуманистическую
педагогику. В связи с этим нам
представлялось необходимым рассмотреть
философскую концепцию гуманизма,
проанализировать понятия гуманизма
и гуманности, определить основные
положения гуманистической педагогики.
Также одну из задач работы мы поставили
рассмотреть основные положение
гуманистической педагогики в их
преломлении к профессиональному
образованию.
1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся
система воззрений, признающая ценность
человека как личности, его право на свободе,
счастье, развитие и проявление своих
способностей, считающая благо человека
критерием оценки социальных институтов,
а принципы равенства, справедливости,
человечности желаемой нормой отношений
между людьми. Гуманизм обычно выступает
как мировоззрение, основными принципами
которого являются любовь к людям, уважение
человеческого достоинства, забота о благе
людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на
самого человека, на его нужды и его потребности.
В гуманизме воплощается стремление личности,
коллектива и социума к счастью и совершенству.
Как теоретическая концепция гуманизм
признаёт право человека на свободу,
счастье, беспрепятственное развитие
и проявление своих способностей,
творческого потенциала. Эти черты
выступают в гуманистической
концепции в качестве основных критериев
оценки в деятельности основных социальных
институтов, целевых общественных установок
и направленности общественного
развития. В отношениях между членами
общества, гуманизм признаёт в качестве
нормы принципы равных возможностей,
социальной справедливости, проявления
высокой культуры общения и человечности.
О содержании гуманизма говорят
различные исследования. В частности,
Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы
содержания гуманизма наполняются новым
смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм
предполагает отказ от идеи насилия, подавления,
господства, причём не только над человеком,
но и человека над природой. Гуманизм рассматривает
свободу как такое отношение, когда партнёры
принимают друг друга и признают ценности
взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром
гуманистического мировоззрения и его
системообразующим фактором выступает
человек. Это проявляется в многообразии
отношений к человеку, обществу, его духовным
ценностям, к деятельности и соответственно
к миру в целом. Во всём этом и проявляется
гуманность личности.
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность,
человеколюбие, уважение к людям и к человеческому
достоинству. По словам К.В. Гавриловец,
гуманность является личностным качеством,
содержание которого обусловлено следованием
принципам гуманизма; гуманность представляет
собой совокупность нравственно-психологических
свойств личности, выражающих осознанное
и сопереживаемое отношение к человеку,
как к высшей ценности.
Одним из важнейших проявлений и
показаний гуманности являются человеческие
отношения между людьми. К основным
понятиям, которые способны раскрыть
человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной,
относятся:
- забота и взаимопонимание, т.е.
эмоциональная отзывчивость, сострадание,
способность разделять чувства
и мысли другого, его печаль
и радость;
- взаимоуважение, т.е. способность
принимать человека таким, какой
он есть, признавать его право
иметь собственные убеждения
и развиваться по собственному
пути;
- взаимодействие, т.е. способность
к сотрудничеству, взаимопомощь
и содействие, принципы ненасилия
в разрешении конфликтов
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Гуманистическая педагогика представляет
собой одно из направлений в теории
и практике воспитания, которое возникло
в конце 50-х - начале 60-х годов в
США, как педагогическое воплощение
идей гуманистической психологии. Основные
тенденции, которые характеризуют
данное направление в педагогике
- это придание образовательному процессу личностно-ориентированно-го
характера, преодоление авторитаризма
в воспитании и обучении, попытки сделать
процесс освоения учащимися знаний, умений
и навыков эмоционально окрашенным.
Само понятие «гуманизации» является производным от
понятий «гуманизм» и «гуманность». Это
понятие отражает конструктивный аспект
проблемы, решение которой обеспечивает
деятельность по достижению более высокой
и гуманистически ориентированной системы
ценностей.
Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов,
выступает нравственно-психологической
основой протекания педагогического процесса.
Это - социально-педагогическая характеристика
самого процесса воспитания и обучения.
Она представляет собой процесс, направленный
на развитие личности как активного субъекта
творческой учебной деятельности, познания
и общения. По своим целям гуманизация
выступает условием гармонического развития
личности, обогащения её творческого потенциала,
реализации творческих возможностей и
стремлений личности, установления гармонического
взаимодействия с миром: природой обществом
и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов,
гуманизация является ключевым элементом
нового педагогического мышления, в котором
и педагоги, и воспитанники выступают
как субъекты развития творческой индивидуальности.
Гуманизация воспитания и образования предполагает
своеобразное «очеловечивание» знаний,
т.е. такую организацию учебно-воспитательного
процесса, при которой знания имеют личностный
смысл.
В процессе развития в рамках гуманистической
педагогики был разработан ряд положений,
которые являются её отличительными
признаками и должны обязательно
учитываться при реализации в процессе
обучения и воспитания. Отметим следующие
признаки гуманистической педагогики:
- в процессе обучения и воспитания
должна создаваться эмоционально
стимулирующая школьная среда;
- обязательное поощрение инициативы
учащихся в учебно-воспитательном
процессе;
- необходимым является установление
конструктивных межличностных отношений
в классе;
- для полноценной реализации
учебно-воспитательного процесса
является необходимым разработка
таких образовательных программ,
которые будут максимально развивать
потенциал и творческие способности
учащихся;
- в процессе образования необходимым
является совместное обсуждение
учителем и учащимися проблем
познавательного процесса и способов
его оценки;
- одним из необходимых, хотя
зачастую и трудно достижимых условий, является
отказ от использования отметки как формы
давления на учащихся.
Такое построение учебного процесса
и педагогического взаимодействия
позволяет использовать различные
формы учебной работы - от гибких
и спонтанных на этапе самоопределения
учащихся, до достаточно жестких, которые
будут опираться на устойчивую мотивацию
и потребности детей.
3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Профессиональное образования
обычно рассматривается как овладение
определёнными навыками по конкретной
профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе
профессионального образования обучаемый
получает гораздо более широкой комплекс
информации и навыков, а не только знания
и квалификацию по конкретной профессии.
При этом приобретение и знаний и квалификации
является основной целью профессионального
образования.
Характерной чертой профессионального
образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных
этапов обучения и воспитания, по мнению
Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная
линия подготовки к профессиональной
деятельности, оказывающая определяющее
влияние на весь процесс образования [2,
с. 225]. Однако при этом, сведение всего
профессиональное образование лишь к
подготовке человека к будущей трудовой
деятельности является неоправданным
суждением всех возможностей такого образования.
Период, в течение которого человек учится,
получает профессию, специальность и квалификацию,
является важной частью его жизни, которая
должна быть заполнена не только подготовкой
к будущей трудовой деятельности.
Профессиональное образование, в
связи с этим, имеет не только
социальную и экономическую направленность,
но и глубоко личностную природу.
Будучи направленным на группы людей,
оно осваивается индивидуально.
Как бы педагогический коллектив
или отдельные его представители
ни хотели передать знания и опыт, этот
процесс может быть успешным лишь
на основе личностного стремления к
цели, к получению образования
и профессии, а такое стремление
невозможно себе представить без
опоры учебно-воспитательного процесса
в профессиональных образовательных
учреждениях на основные принципы гуманистической
педагогики.
Все основные принципы и положения
гуманистической педагогики должны
найти своё отражение в процессе
профессионального образования, обучения
и подготовки квалифицированных
специалистов. Положения гуманистической
педагогики должны учитываться при
формулировании целей и задач
профессионального образования, в
процессе разработки его содержательного
компонента и поиска средств развития
личности учащихся. Одним из необходимых
условия является разработка системы
управления профессиональным образованием
на гуманистических началах, т.е. только
при условии уважения к личности
учащегося профессионального учебного
заведения и внимании к развитии творческого компонента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшнем этапе развития
общества особо актуальным представляется
построение учебного и воспитательного
процесса на основах гуманистической
педагогики и гуманистического образования.
Гуманистическая педагогика имеет
в своей основе гуманистическое
мировоззрение, которое признаёт своей
главной и незыблемой ценностью
человека как такового, ценность его
свободы, его выбора и возможностей
его развития.
Педагогический процесс, построенный
на положениях гуманистической педагогики,
опирается на личность учащегося, основывается
на конструктивной работе ученика и
учителя, в процессе которой учитель
старается всемерно развивать инициативу
своих подопечных и создать все
условия для их личностного и
творческого развития.
В процессе профессионального образования
также является необходимым учёт
основных положений гуманистической
педагогики, что должно определять
не только построение учебно-воспитательного
процесса в учреждениях профессионального
образования, но и поставить в
его центр личность учащегося
и опираться на неё, как на отправную
точку всего процесса профессионального
образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гавриловец
К.В. Гуманистическое воспитание в школе.
- Мн.: Полымя, 2000. - 128 с.
2. Зборовский
Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург:
Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. - 301 с.
3. Кабуш
В.Т. Система гуманистического воспитания
школьников. - Мн.: Полымя, 2000. - 208 с.
4. Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- 176 с.
5. Ростопшин
П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство
ПРИОР», 2000. - 96 с.
6. Сманцер
А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического
процесса в современной школе: История
и современность. - Мн.: «Бестпринт», 2001.
- 308 с.
7. Современный словарь по педагогике / Сост.
Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово»,
2001. - 928 с. |