Особенности воспитания в различные исторические эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы.
Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика по воспитательной работе.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

министерство образования  и науки республики казахстан

семипалатинский государственный  университет имени шакарима

Срс

По Методики воспитательной работы

По теме Особенности воспитания в различные исторические эпохи.

 

 
 
 

 

 

Семей 2013




 

Подготовила:  Студентка 2-го курса


Группы  ДЯ 110 Тайменова А. Р.

Проверила: Рахманкулова Г.Д.

 

  Культура воспитания в различные исторические периоды

2.1 Цели воспитания в первобытном  обществе

В первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось  содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные  формы.

Первый  исторический тип воспитания, относящийся  к первобытному человеку, обладал  рядом особенностей. Его отличительной  чертой была высокая эффективность  и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и  действия, которые позволили бы ему  выжить.

В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство  деятельности взрослых, опыт которых  был сравнительно невелик.

Воспитание  в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание  и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов.

Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался  ребенок, были коллективными и носили обязательный характер.

В данном типе воспитания мы встречаемся  с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к  знанию, а также к возникновению  потребностей познания окружающего  мира.

По  мере развития обществ возникают  и первые попытки обобщения теоретических  основ воспитания.

Происходит  постепенный переход ко второму  типу образования, когда в условиях накопления культурного опыта и  материальных ценностей происходит как дифференциация общества на отдельные  социальные группы, так и появление  разных педагогических задач и целей  обучения.

2.2 Содержание спартанской, римской,  афинской систем воспитания и  образования

Древневосточные цивилизации дали первые образцы  школ, первые представления об идеале образованного человека. Дальнейшее развитие теории и практики обучения происходило в эпоху античности, греко-римской древности. В эпических  поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»  нашёл свое отражение один из первых педагогических идеалов: образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались  как педагогической целью. Вместе с  тем, существовало две модели обучения и воспитания:

1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;

2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме  обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В  Древней Греции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первых сформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный  труд, который преобразует природу  человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие  философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен  на совместный поиск решения той  или иной проблемы.

 

Платон  оценивал воспитание как важнейший  фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был  воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое  главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного  и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение  ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В  трактате «Государство» Платон выделил  два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу  включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

 

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив  социальный функции воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим  справедливо подчиняться или  начальствовать».

 

Платон  выдвинул идею создания систем государственных  школ, признавая тем самым необходимость  контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.

 

Афинская  система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась  к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом  была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

 

 

Система организованного воспитания реализовывалась  поэтапно.

 

До  семи лет мальчиков воспитывали  дома. С семи до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

 

На  втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали  себя в гимнасиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.

 

Таким образом, данная система ориентировала  на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность  как программа «семи свободных  искусств» (грамматика, диалектика, искусство  спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

 

Эта программа стала символом образования  для многих поколений и вошла  в историю как традиция греческой  образованности.

 

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До семи лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами.

 

С семи лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.

 

Этот  процесс проходил в три этапа.

 

На  первом этапе (7-15 лет) дети приобретали  навыки письма и чтения, но главным  оставалось физическое закаливание, которое  было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость  воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

 

На  втором этапе воспитания (15-20 лет) к  минимальному обучению грамоте добавлялось  обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих  добывать себе еду, физически наказывая  тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

 

В течение третьего этапа (20-30 лет) они  постепенно приобретали статус полноправного  члена военной общины.

 

В результате такого воспитания воины  свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась  гипертрофированной военной подготовкой  при фактическом невежестве молодого поколения.

 

Воспитательная  традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом  подражания в последующие эпохи.

2.3 Христианский взгляд на воспитание  в средние века

Если  в Древней Греции воспитание было направлено на формирование людей, которые  будут служить обществу, то в средневековом  христианском обществе оно имело  целью формирование людей для  служения христианскому идеалу.

Образ идеальной личности средневековья  представлялся как религиозная  личность, любящая и почитающая Бога, а также человек, который ценит  своего ближнего.

Особенно  строгое воспитание давали в монастырях, где стремились достигнуть совершенной  духовной жизни, заполненной добродетелями  чистоты, благородной бедности и  покорности.

Цель  такого воспитания заключалась в  том, чтобы вырастить хороших  людей и приготовить их к загробной  жизни.

Так, по мнению одного из отцов церкви - Августина  Блаженного - цель воспитания - слияние  с богом. Основу воспитательного  идеала составил воспитательный идеал  Нового завета с его проповедью любви, кротости, богобоязни. Основной упор в воспитании делался на религиозно-духовном развитии человека. Тело, телесное представлялось источником греха, с которым необходимо бороться. Идеал гармонично развитого человека бел утрачен, ему на смену пришел идеал аскета, ищущего в боге избавление от страданий земной жизни.

Представление об изначальной греховности человека и попытке воспитателя наставить  на путь истинный сказалось и на методах воспитания в средневековье: принуждение, наказание.

2.4 Культура воспитания в эпоху  Возрождения

Педагогический  идеал в эпоху Возрождения  нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и  навыками, широкой культурой, высокой  нравственности, именно в нем выражена идея разностороннего развития личности.

 

С конца 15 века общественная ситуация в  Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархическим строем, вместо гражданской  активности стал стремиться к уединению, подчинив себя культу знаний. Первоначальный гуманистический идеал раннего  Возрождения воспитания разносторонне  развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность. Однако основная линия развития педагогического  идеала этого времени шла в  направлении воспитания широко образованного  и критически мыслящего человека. Этот идеал отразил в своем  творчестве М. Монтень.

Основной  труд Монтеня «Опыты» рассматривает  человека как высшую ценность. Ребёнок  от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность  к критическим суждениям. Монтень  осуждал гипертрофированное словесное  обучение.

Э. Роттердамский выдвинул один из первых постулатов о собственно народном образовании, провозгласил отношение к труду мерилом нравственности. В своём главном труде - «О первоначальном воспитании детей»? заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

В целом, Возрождение поставило человека в центр мироздания. Гуманизм проповедовал гармоничное развитие свободной  личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха  Просвещения.

2.5 Педагогический идеал Реформации  и Просвещения

В основе представлений Реформации о  воспитании лежал идеал общины, подчиняющей  себе личность. Педагогическим идеалом  Реформации был человек, умеющий  работать совместно с другими  людьми, уважающий физический труд, исповедующий христианские идеалы, в  первую очередь - общности и трудолюбия.

В эпоху Просвещения, также как  и в эпоху Возрождения, в связи  с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, с преимущественной ориентацией  на воспитание воли и разума в человеке, и осуществляются попытки их реализации:

1. это подтверждают «Школа радости»  В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития;

2. теория свободного воспитания  Ж.Ж. Руссо, предлагавшего в  развитии ребенка следовать за  спонтанными проявлениями его  совершенной природы;

3. идеи И.Г. Песталоцци о полном  развитии всех сущностных сил  формирующегося человека путем  вовлечения их в активную жизнедеятельность.

В основе педагогических воззрений Руссо  лежит его дуалистическое, сенсуалистическое  мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы - творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо - естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд - «Эмиль». В нем  он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство  наставника - уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного  воспитания является отрицательное  воспитание.

Песталоцци  предлагал при определении основ  образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования.

Информация о работе Особенности воспитания в различные исторические эпохи