Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования проанализировать особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования:
2. Рассмотреть основные подходы к содержанию нравственного воспитания;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть работы по теме: «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте» 6
1.1. Основные подходы к содержанию нравственного воспитания 6
1.1. Понятие нравственное воспитание в педагогике 9
1.2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 15
Глава II. Практическая часть работы по теме «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте» 20
2.1. Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации 20
2.2. Планирование работы, как условие нравственного воспитания в подготовительной группе. 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Бариновой Л.А..doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема нравственного  развития детей старшего дошкольного  возраста приобретает актуальность, в связи со  сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими  стандартами и ограничивалось знакомством  с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознано. Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм. Актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок – искусство» (Б.А. Бегак, Г.Г. Григорьева, Е.С. Казакова, Т.С. Комарова, И.Д. Мельникова, Т.Н. Сафронова, Н.Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие), поскольку в условиях идеологического вакуума именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребенка. Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует формальный подход к введению ребенка в мир искусства: используются занятия, где происходит усвоение основ художественной грамоты. Воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике дошкольных учреждений не принимаются во внимание в полной мере.

 Необходимость научного  рассмотрения проблемы нравственного  воспитания старшего дошкольника  определяется и рядом противоречий:

  • между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и безнравственными проявлениями в поведении части современных дошкольников;
  • между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода нравственного становления детей и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника;
  • между доминирующим значением нравственного воспитания для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально-информационных программ и технологий и потребностью в разработке форм нравственного воспитания.

 Вышеназванные противоречия  можно интегрировать в основное  противоречие: между требованиями  к нравственной воспитанности  старшего дошкольника и недостаточным  уровнем теоретического осмысления и практической реализацией реального процесса нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования: нравственное воспитание детей.

Предмет исследования: особенности  нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста.

 Цель исследования  проанализировать особенности нравственного  воспитания детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования:
  2. Рассмотреть основные подходы к содержанию нравственного воспитания;
  3. Раскрыть понятие нравственного воспитания в педагогике;
  4. Проанализировать нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста; 
  5. Провести анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации;
  6. рассмотреть планирование как условие   нравственного  воспитания   в подготовительной группе.

 Глоссарий:

Нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Процесс нравственного  воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть работы  по теме: «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

 

 

    1. Основные подходы к содержанию нравственного воспитания

 

Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к  содержанию нравственного воспитания не существует. Но, тем не менее, возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.

 В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:

  • процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
  • процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

Основным структурным  компонентом их концепции нравственного  воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении. [1, с. 14.]

Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Сторонники интегративной  позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

 Мировоззренческий  подход (Исаев И. Ф., Мищенко А.  И., Савин Н. В., Сластенин В.  А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е.  И и др.) интерпретирует нравственное  воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.

 Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов  Е. И., придерживаясь аксиологического  подхода, определяют нравственное  воспитание как специально организованный  процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, по нашему мнению, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:

  • процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
  • процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

  • формирование навыков и привычек поведения;
  • формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми. [24, С. 23-25.]

 Согласно точки  зрения Лихачева Б. Т., нравственное  воспитание не должно ограничиваться  формальным заучиванием и отработкой  привычек поведения. Лишь в  реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека. [11 ,с. 78.]

В рамках целостного подхода  к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова  С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный  процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода. [24,С. 26.]

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности нравственного  воспитания, органического единства нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного  воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

 

 

    1. Понятие нравственное воспитание в педагогике

 

Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе [28 , с.3 ].

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода  к воспитанию личности «Формирование  нравственности есть не что иное, как  перевод моральных норм, правил и  требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.[27, с. 396].

В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапацевич [21,с.345]: «нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность».

Л.А. Григорович дал следующее  определение «нравственность» –  это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как  доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[8,  c.104]

Основой нравственности являются личностные качества, которые  определяют моральный облик и  индивидуальность человека, делают его  внутренне свободным и социально  ценным во всех сферах общественной и  личной жизни. «Нравственные качества личности, – подчеркивает В.Т.Чепиков, – выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру» [29, с. 3].

Понятие «нравственное  воспитание» прочно вошло в педагогическую литературу к концу 50-х гг.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. [ 22,с. 153.]

Информация о работе Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте