Особенности психологической готовности к школе детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:05, статья

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования, зафиксированные в программах обучения, учебниках, методиках преподавания и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности психологической готовности к школе детей с задержкой психического развития.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Особенности психологической  готовности к школе детей с  задержкой психического развития

Проблема психологической  готовности к школе в последнее  время стала очень популярной среди исследователей различных  специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования, зафиксированные в программах обучения, учебниках, методиках преподавания и т. д. Если есть соответствие психических возможностей ребенка предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным, неэффективным, требовать слишком большого напряжения от самого ребенка, его родителей, педагогов.

         Так как психологическая готовность  является важным фактором успешности  первоначального школьного обучения, то от уровня ее сформированности  зависит следующее: 1).Как будет относиться ребенок к учению; 2).Насколько полноценно ребенок будет развиваться в ходе обучения; 3).Как будут относиться к нему учитель, одноклассники; 4).Как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.

Дети с задержкой психологического развития испытывают трудности при формировании психологической готовности к школе. И на момент поступления в школу они оказываются не готовыми к обучению как психологически, так и физически, физиологически.

Трудности в обучении, связанные  с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса.

Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман позволяет  сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. У всех старших дошкольников с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи, с чем дети с задержкой психического развития с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту.

Дети с задержкой психического развития не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков. Они испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы - у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

У.В. Ульенкова разработала  специальные диагностические критерии готовности к обучению детей с  задержкой психического развития и определила структурные компоненты учебной деятельности: ориентировочно-мотивационные, операционные, регуляторные. На основании этих параметров автором была предложена уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с задержкой психического развития.

1-й уровень.  Ребенок принимает активное участие  в деятельности, его характеризует  устойчивое положительное эмоциональное  отношение к познавательной деятельности, способен к вербализации задания  независимо от формы его предъявления (предметной, образной, логической), вербально программирует деятельность, осуществляет самоконтроль за ходом операционной стороны.

2-й уровень.  Задания выполняются с помощью  взрослого, не сформированы способы  самоконтроля, ребенок не программирует  деятельность. Исходя из особенностей этого уровня, можно выделить направления педагогической работы с детьми по формированию общей способности к усвоению знаний: формирование устойчивого положительного отношения к познавательной деятельности, способов самоконтроля в процессе деятельности.

3-й уровень.  Значительное отставание от оптимальных  возрастных показателей по всем  структурным компонентам. Для  выполнения заданий детям недостаточно  организующей помощи. Поведение  детей реактивное, они не осознают  задание, не стремятся к получению  объективно заданного результата, в вербальной форме предстоящую деятельность не программируют. Пытаются контролировать и оценивать свои практические действия, но в целом саморегуляция на всех этапах деятельности отсутствует.

4-й уровень.  Психологически выражает еще более значительное отставание детей от оптимальных возрастных показателей. Содержание заданий недоступно.

5-й уровень.  Ребенок улавливает из инструкции  взрослого лишь форму активности - рисовать, рассказывать. Детям с ЗПР соответствуют второй и третий уровни.

Психологическая готовность к школе является многокомпонентным  образованием,которая включает множество аспектов: интеллектуальная, мотивационная, личностная, волевая, социально-психологическая, речевая готовность. От уровня их сформированности зависит успешность ребенка в учебной деятельности.

В нашем исследовании мы изучали уровень личностной и интеллектуальной готовности к школе 6-летних и 7-летних детей с задержкой психического развития.

Данное исследование мы проводили на базе: УО «Детский сад №64». Нами было обследовано 6 детей (мальчиков), имеющих диагноз -  задержка  психического  развития.

В исследовании мы использовали 2 методики: методику исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга и методику определения школьной зрелости Я. Йирасека. Наше исследование проводилось только в индивидуальной форме. Перед началом индивидуального обследования устанавливался с ребенком эмоциональный контакт, создавалась доверительная, комфортная для ребенка атмосфера общения. Сначала с ребенком проводилась методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга, после чего проводилась методика определения школьной зрелости Я. Йирасека. Такой порядок проведения позволял ребенку сохранить положительный настрой при проведении всей программы обследования.

Данное исследование позволило нам выявить следующие особенности психологической готовности к школе у детей с задержкой психического развития: большинство испытуемых имеют низкий уровень мотивации к учению, причем ведущими мотивами к учению у этих детей являются игровой и мотив отметки. Учебный мотив же не присутствует ни у одного из испытуемых. Так же мы выявили, что дети с задержкой психического развития имеют средний и низкий уровень общей осведомленности. У многих из них не сформированы временные представления, не развиты такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация.

В процессе обследования мы также отметили, что у  данных детей снижен познавательный интерес, наблюдается низкая работоспособность  и высокая отвлекаемость.

 

 

 

 

 

Список литературы

16. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развтия/У. В. Ульенкова. – М.,1990

21. Яссман, Л. В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с ЗПР/Л. В. Яссман. – М.,1976

Ульенкова, У. В.К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе/У. В. Ульенкова // Дошкольное воспитание. – 1987. – №2.

Ульенкова, У. В. Формирование общей способности к учению у  шестилетних детей /У. В.Ульенкова//Дошкольное воспитание. – 1989. – №3.

6. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе/Н. И. Гуткина. – Питер,2004


Информация о работе Особенности психологической готовности к школе детей с задержкой психического развития