Ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Ответственность является необходимым и профессионально значимым качеством будущего специалиста. Так как обществу нужны специалисты, способные на самостоятельные решения и действия, готовые взять на себя ответственность в любой профессиональной ситуации, умеющие определять цель деятельности, выбирать оптимальный путь достижения цели.

Ответственность называется среди основных качеств в моделях современного специалиста. Однако, до сих пор актуальной является проблема формирования ответственности в учебной деятельности.

Содержание

Введение
Ответственность как свойство личности…………………………………..
Понятие ответственности………………………………………………
Структура и типология ответственности…………………………………………………………
Проблема ответственности в отечественной психологии………………………………………………………………
Ответственность как профессионально значимое качество будущего специалиста

2. Методы исследования

Заключение

Список литературы………………………………………………………............

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ответственность.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 


ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет педагогики

 

Кафедра психологии развития


Ратькова Светлана Юрьевна

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студент(ка)          ____________ 

        (подпись)

 

Руководитель  доцент, к.п.н.

_____________  И.В. Носко

 

 

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

           подпись                  И.О.Фамилия

« _____» ___________________2011  г.

 Оценка  _________________________

 

____________  ___________________              подпись                      И.О.Фамилия

«_____» ________________ 2011   г.


 

 

 Владивосток

2011

Оглавление

Введение

  1. Ответственность как свойство личности…………………………………..
    1. Понятие ответственности………………………………………………
    2. Структура и типология ответственности…………………………………………………………
    3. Проблема ответственности в отечественной психологии………………………………………………………………
    4. Ответственность как профессионально значимое качество будущего специалиста

       2. Методы исследования

Заключение

Список литературы………………………………………………………............

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ответственность является необходимым  и профессионально значимым качеством  будущего специалиста. Так как обществу нужны специалисты, способные на самостоятельные решения и действия, готовые взять на себя ответственность  в любой профессиональной ситуации, умеющие определять цель деятельности, выбирать оптимальный путь достижения цели.         

Ответственность называется среди основных качеств в моделях  современного специалиста. Однако, до сих пор актуальной является проблема формирования ответственности в учебной деятельности.

Большой вклад в изучение проблем ответственности в учебно-профессиональной деятельности студентов сделан в  отечественной литературе. Изучением этой проблемы занимались такие авторы, как , Р.И.Косолапова, В.С. Маркова, Ж.Е. Завадской, А.Ф. Плахотного, Л.В. Шевченко, Т.Н. Сидоровой, К. Муздыбаева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Дементий, В.Д. Шадриков, В.Е. Купченко, А. И. Голубева, Л. С. Славина, А. А. Козлов, Н. В. Бордовская, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев.

Объект. Учебно-профессиональная деятельность студентов.

Предмет. Формирование ответственности у студентов.

Проблема.

Цель. Рассмотреть проблему ответственности в учебно-профессиональной деятельности студентов.

Задачи.

  1. Рассмотреть  понятие ответственности как свойство личности.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение).

Структура работы:

1. Ответственность как свойство личности

1.1 Понятие ответственности

Термин  «ответственность» (от латинского rospondero – отвечать) констуировался впервые в юриспруденции во второй половине XV  столетия:  имеется в виду,  что тот, кто виноват, должен держать ответ. До философского,  и тем более психолого-педагогического созревания данного термина  «ответственность» было еще далеко. Так,  еще в эпоху французского просвещения Ж.-Ж.  Руссо в своем труде  «Эмиль, или о воспитании»  неоднократно подчеркивал,  что время основного развития духовности,  нравственности и ответственности личности наступает в юности.  Он разработа программу деятельностного формирования духовно-нравственных чувств юноши,  большое значение придавал в ней свободному становлению его ответственного поведения вобществе [2].

В «Словаре современного русского литературного языка», ответственность определяется  как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство, отчитываться в каких- нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия». Такая трактовка ответственности затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет контроля и возложения вины, на основе «обязательства отчитываться за действия» и «обязательства принять на себя вину за последствия своих действий». Помимо того, что ответственность можно нести, принимать на себя, возлагать на кого-то, ее можно слагать, снимать с себя, с кого-либо, можно также привлекать к ответственности принудительно. Причем все действия, связанные с этим понятием, предполагают осознанную активность субъекта, независимо от того, навязана ему ответственность извне или принята им на себя добровольно.

Нетрудно заметить, что  ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъекта ответственности требует указания и ее объекта – того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения. Из связи субъекта и объекта ответственности возникает временная перспектива понятия: ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить, – перспективный аспект.

Субъектно-субъектное отношение  всегда предметно, оно реализуется  через объекты ответственности. Поэтому как бы ни трактовалась ответственность  разными авторами – как подотчетность, наказуемость, обязанность или свойство характера личности, вина, – при системном ее рассмотрении главным в ней становится отношение субъекта и объекта ответственности, его предпосылка и динамика.

Ответственность - интегративное  качество личности, детерминирующее  активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения его результатов, направленное на формирование и развитие личностного механизма контроля, способности отвечать за свои действия перед самим собой.

 

 

 


Информация о работе Ответственность