Оценка методом портфолио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка методом портфолио.docx

— 23.16 Кб (Скачать файл)

Оценка методом  портфолио

Собирайте, оценивайте и  затем действуйте. Знания без действий беспомощны.  Дональд Трамп

Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов. Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок,

Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Оценка методом портфолио является педагогической стратегией сбора и систематической организации подобного рода данных. Создание студентами собственной папки работ может способствовать достижению таких целей, как :

  • формирование самооценки и внешней оценки;
  • развитие профессиональных навыков;
  • углубленный подход к обучению.

Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи , как:

  • поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
  • формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

 

История

Понятие «портфолио» пришло в Россию из Западной Европы в XV-XVI вв. В Эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных способностях мастера. В настоящее время портфолио применяется для показа достижений организации и работающих в ней специалистов.

В сфере образования портфолио стали использовать в середине 80-х годов в учебных заведениях США. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно выросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете.

В основе технологии портфолио лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

 

Структура портфолио включает:

– титульный лист ;

– содержание портфолио: перечень основных разделов с указанием страниц начала разделов

Раздел 1. «Общие сведения»

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения студента в различных

областях:

- Фамилия, имя, отчество, год рождения;

- наиболее значимые  грамоты, благодарственные письма;

- дипломы различных  конкурсов;

- другие документы по  усмотрению студента.

Этот раздел позволяет  судить о процессе индивидуального  развития студента.

Раздел 2 «Научно-методическая деятельность студента».

- материалы, в которых  обосновывается выбор студентом  образовательной программы и  комплекта учебно- методической литературы;

- материалы, в которых  обосновывается выбор студентом  используемых образовательных технологий;

- материалы, содержащие  обоснование применения студентом  в своей практике тех или  иных средств педагогической  диагностики для оценки образовательных  технологий;

- работа в методическом  объединении в ходе педагогической  практики, сотрудничество с другими  учреждениями;

- участие в профессиональных  и творческих педагогических  конкурсах;

- участие в проведении  семинаров, круглых столов, мастер- классов,

- подготовка творческого  отчёта, реферата, доклада, статьи, других  документов.

Раздел 3. «Внеурочная деятельность по предмету»

Раздел содержит документы:;

- сценарии внеклассных  мероприятий, видеокассеты с записью  проведённых мероприятий;

- другие документы.

Студент имеет право  включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены презентации (не более 2-3), иллюстрирующие деятельность, фотоматериалы (не более 10-12 фотографий). Портфолио оформляется на электронном и бумажном носителях.

Презентация портфолио – форма аттестационного испытания, в ходе которого студент представляет экспертной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Для презентации методического портфолио студенту отводится 20-25 минут. В ходе презентации он должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетенции.

 

Требования к презентации и  защите портфолио: Защита портфолио проводится в несколько этапов:

1. Презентация портфолио.

2. Ответы на вопросы по существу  представленных документов.

3. Ознакомление студента с рецензиями  па работу.

4. Пояснения студента по замечаниям  рецензентов.

5. Обсуждение результатов защиты  членами экспертной группы.

6. Доведение до студента выводов  и рекомендаций экспертной группы.

 

Использовать  портфолио можно в следующих вариантах:

  • Документационное портфолио – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.

Портфолио этого типа дает представление о результатах,  показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности студента, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п.

  • Портфолио «работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных  достижений и др.

В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.

Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности студента, направленности его интересов.

  • Выставочное портфолио демонстрирует способности студента в лучшем свете. В него включаются все материалы, свидетельствующие о процессе обучения. Эта форма портфолио дает возможность самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. В данный вид портфолио студентам предлагается собирать отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий выполненных собственными руками, чтобы показать потенциальному работодателю.

Важной составляющей  является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь работам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто не подозревает. В результате студент может получить рекомендации заниматься тем, где он будет успешен, т.е. помочь студенту «найти себя».

Для производственного обучения наиболее применимым является портфолио выставочное, потому что этот тип портфолио является основанием для  серьезных размышлений о развитии и обучении студента. Студентам такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц (работодателей) достижения студента.

Информация и материалы, отобранные для создания данного  вида портфолио, должны быть связаны с заданиями в рамках учебной программы, а также удовлетворять целям модуля и критериям соответствующих профессиональным компетенциям.

Выставочное портфолио должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения. Оценка методом выставочного портфолио требует от студентов ответственности и самооценки, поскольку они сами решают, какие материалы включать в портфолио, и сами устанавливают или корректируют цели своего обучения.

 

Преимущества  технологии портфолио:

  • Позволяет мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.
  • Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.
  • Позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.
  • Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Недостатки метода «портфолио»:

  • Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.
  • Если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.
  • Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

Портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника, определяет профессиональный рост будущего студента и может использоваться в качестве дополнительной информации о студенте при подведении итогов учебной деятельности, назначении повышенной стипендии, осуществлении трудоустройства, выдаче рекомендаций и т. д.

Использование портфолио обеспечивает построение планов профессионального роста, стимулирует студентов в получении дополнительного образования, участия в конкурсах и др.

Портфолио отвечает интересам студентов. На его основе студенты составляют резюме, которое помогает им высветить свои «козыри» и достойно представить себя работодателю во время приема на работу.


Информация о работе Оценка методом портфолио