Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:57, реферат
Память – это психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познании станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти – кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.
4. Задачи и
методы педагогики
Существуют теоретические и
практические задачи педагогики, которые
следует различать. Педагогика решает
некоторые важные теоретические задачи:
1) определение закономерности
процесса обучения, воспитания и образования;
2) изучение и обобщение опыта
педагогической деятельности различных
школ;
3) разработка и внедрение новых
методов, форм, систем обучения и управления
образовательными структурами;
4) изучение и внедрение результатов
исследований в практику преподавания;
5) постановка целей и планирование
образования на ближайшее и отдаленное
будущее.
Теоретические задачи целиком
и полностью имеют практическое воплощение
в образовательных учреждениях.
К. Д. Ушинский, например, утверждал,
что науки вообще только открывают факты
и законы и не занимаются разработкой
их практической деятельности и приложения.
В то время как педагогика отличается
в этом отношении. Поэтому задачу педагогики
Ушинский видел в «изучении человека во
всех проявлениях его природы со специальным
приложением к искусству воспитания».
Практические задачи педагогики
заключаются в том, чтобы «открывать средства
к образованию в человеке такого характера,
который противостоял бы напору всех случайностей
жизни, спасал бы человека от их вредного
растлевающего влияния и давал бы ему
возможность извлекать отовсюду только
добрые результаты» (Ушинский К. Д., «О
народности в общественном воспитании»
(1857)).
В настоящее время существует
множество разнообразных научных методов
педагогики. Основными из них являются:
1) педагогическое наблюдение;
2) исследовательская беседа;
3) изучение школьной документации
и продуктов деятельности учащихся;
4) педагогический эксперимент;
5) изучение и обобщение передового
педагогического опыта.
Педагогическое наблюдение,
как основной источник накопления знаний,
фактов и сведений, применяется в любой
исследовательской деятельности. Особенно
этот прием важен в педагогической деятельности,
когда иначе описать процесс невозможно.
Педагогический эксперимент
– это научный метод исследования, который
позволяет подтвердить или отвергнуть
какие-либо теоретические выкладки опытным
путем. Назначение целей педагогического
эксперимента определяет следующие виды
экспериментов:
1) констатирующий;
2) созидательно-преобразующий;
3) контрольный;
4) естественный.
Отрасли педагогической науки
Общая педагогика – предполагает
исследование критериев, способов и форм
образования. В данном случае необходимо
учитывать общие возрастные признаки
и условия получения образования в образовательном
учреждении. Разделами общей педагогики
являются теория воспитания, теория обучения
и теория организации и управления в системе
образования.
Дошкольная педагогика – занимается
вопросами изучения закономерности воспитания
детей дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной
школы – занимается изучением содержания,
форм, методов обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) –
особая наука, которая изучает развитие
и закономерности обучения и воспитания
детей, имеющих физические или психические
отклонения в развитии.
Педагогика профессионально-технического
и среднего специального образования
– занимается изучением и разработкой
вопросов обучения и воспитания учащихся
ПТУ и средних специальных заведений.
Исправительно-трудовая педагогика
– изучает проблему перевоспитания правонарушителей
всех возрастов.
Педагогика высшей школы –
занимается вопросами обучения и воспитания
студентов вузов.
Педагогика, как самостоятельная
научная дисциплина, не может развиваться,
не взаимодействуя с другими науками.
Так, например, при разработке педагогической
теории важную методологическую роль
занимает философия, которая определяет
исходные данные при исследовании педагогических
процессов. Психология влияет на решение
конкретных вопросов обучения и воспитания,
затрагивая вопросы разработки режимов
труда и отдыха (особенно возрастная и
педагогическая психология, изучающая
закономерности психических процессов
детей в зависимости от возраста, в условиях
обучения и воспитания). Социология, которая
изучает общество как сложный целостный
механизм, дает педагогике большой практический
материал для логической организации
процесса обучения и воспитания.
Таким образом, в данной лекции
мы познакомились с основными историческими
этапами педагогической науки, предметом,
объектом, функциями, задачами и методами
педагогики.
Информация о работе Память. Виды памяти. Индивидуально- психологические различия памяти