Патология внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Внимание — это господствующий очаг возбуждения, перемещающийся в каждый отрезок времени с одного места на другое. Физиологически он может быть объяснен механизмом доминанты. А. А. Ухтомский описал явление доминанты, сущность которой заключается в том, что в каждый данный момент в коре головного мозга имеется какой-то господствующий очаг возбуждения, при определенных условиях притягивающий к себе все раздражители. Они способствуют усилению уже образовавшегося очага возбуждения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Теории внимания………………………………………………………..…4
Патологии внимания………………………………………………...……6
2.1 Отдельные виды патологий внимания…………………………..…..7
Выводы………………………………………………………………….….9
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………….…..11

Вложенные файлы: 1 файл

Патология внимания.docx

— 32.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

 

Кафедра практической психологии

Дисциплина: Психология

 

 

Реферат

Патология внимания

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 1-ТТП-1

Марченко Т.С.

Принял Елфимов С.О.

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Теории внимания………………………………………………………..…4
  2. Патологии внимания………………………………………………...……6

2.1 Отдельные виды патологий  внимания…………………………..…..7

  1. Выводы………………………………………………………………….….9
  2. Заключение………………………………………………………………..10
  3. Список литературы………………………………………………….…..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вниманием называется направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях внешней или внутренней среды. Внимание это такой процесс, без которого сознание проявляться не может, это проявление раздражительного процесса, локализующегося в той или иной функциональной системе.

Внимание — это господствующий очаг возбуждения, перемещающийся в каждый отрезок времени с одного места на другое. Физиологически он может быть объяснен механизмом доминанты. А. А. Ухтомский описал явление доминанты, сущность которой заключается в том, что в каждый данный момент в коре головного мозга имеется какой-то господствующий очаг возбуждения, при определенных условиях притягивающий к себе все раздражители. Они способствуют усилению уже образовавшегося очага возбуждения.

В патологии мы можем встретиться с некоторыми определенными типами нарушений внимания. Слабость активного внимания связана с поражением деятельности второй сигнальной системы. Больной не может сосредоточиться на той задаче и той цели, которую он перед собой ставит. Мы это хорошо видим, когда предлагаем больному что-нибудь подсчитать или сосредоточиться на читаемом. Он читает предлагаемую ему заметку. И когда вы просите рассказать ее содержание, то он этого сделать не может, так как не сосредоточил на ней своего активного внимания. Точно так же он не может произвести счетных операций.

Целью данного реферата является характеристика патологий внимания.

 

 

 

 

Глава 1. Теории внимания.

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат  двигательного приспособления. Раз  мы можем произвольно переносить  внимание с одного предмета  на другой, то внимание невозможно  без мускульных движений. Именно  движения приспосабливают органы  чувств к условиям наилучшего  восприятия.

2. Внимание как результат  ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают  под "объемом сознания" и какова  его величина, И. Герберт и У. Гамильтон  считают, что более интенсивные  представления вытесняют или  подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат  эмоции. Эта теория, особенно развитая  в английской ассоциационной  психологии, указывает на зависимость  внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: "Иметь приятное  или тягостное или идею и  быть к ним внимательным - это  одно и то же".

4. Внимание как результат  апперцепции, т.е. как результат жизненного  опыта индивида.

5. Внимание как особая  активная способность духа. Некоторые  психологи принимают внимание  за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление  нервного раздражителя - внимание  обусловлено увеличением местной  раздражительности центральной  нервной системы.

7. Теория нервного подавления  объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления  над другим - тем, что лежащий в  основе первого нервный физиологический  процесс задерживает или подавляет  физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним  из моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека;

2) по своей функции  внимание представляет контроль  над этим содержанием. В каждом  действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная  части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство  определенного продукта, деятельность  контроля, или внимание, не имеет  отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического  контроля, все конкретные акты  внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования  новых умственных действий.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

 

 

Глава 2. Патологии внимания.

Как временные явления расстройства внимания наблюдаются у совершенно нормальных людей при утомлении, эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и ее называют невнимательностью. В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трёх её типах.

Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип "невнимательного учёного", сосредоточенного на своих мыслях. Также он встречается у больных со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и ещё более слабой его переключаемостью. Этот тип связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей он является временным, следствием переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания при атеросклерозе у пожилых людей.

Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим соматическим или нервно-психическим расстройством.

Также в клинической психологии особое место занимают нарушения внимания при очаговой патологии. Они подразделяются на модально специфические и неспецифические.

Модально-неспецифические нарушения внимания распространяются на все виды и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.). Подобные нарушения внимания характерны для больных с поражением неспецифических срединных структур мозга на разных уровнях.

Уровень нижних отделов неспецифических структур (область продолговатого и среднего мозга) – это первый уровень поражения, при котором наблюдается быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, которые поддерживают внимание. В большей степени страдают непроизвольные формы внимания: больным легче сосредоточиться, если задание их лично интересует

2.1 Отдельные виды  патологий внимания

  • усиление активного внимания (говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах).
  • отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угашаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

  • рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В заключение данного реферата, мне хотелось бы сделать ряд следующих выводов:

Из патологических проявлений процесса внимания следует указать на такие, как неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.

1. Усиление активного  внимания не является психической  патологией. Оно наблюдается при  доминирующих идеях у научных  работников. При этом не теряется  способность переключаться на  другие виды раздражителей.

2. Застреваемость внимания (замедленность переключения) – наблюдается при органических поражениях головного мозга, параноидном расстройстве личности и выражается в трудности переключения в одного вида деятельности на другой.

3. Повышенная отвлекаемость  внимания – связана со слабостью  активного внимания и невозможностью  на длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Наблюдается при маниакальном состоянии.

4. Рассеянность внимания (недостаточная концентрация внимания) – неустойчивость активного внимания. Обычно сочетается с истощаемостью  внимания, утомляемостью. Наблюдается  при астенических состояниях.

5. Нарушение распределения  внимания – сужение объема  внимания. При этом внимание ограничивается  только объектом, имеющим ситуационную  значимость. Человек не способен  контролировать одновременно несколько  процессов. Наблюдается при атеросклерозе  сосудов головного мозга.

Учитывая тот факт, что выделение внимания в самостоятельный познавательный процесс многими учеными ставится под сомнение среди психопатологических и патопсихологических проявлений симптомы и синдромы нарушения внимания представлены достаточно скудно.

Заключение

Также, в заключение данной работы, я хотела бы добавить некоторые способы борьбы с невнимательностью.

Способы борьбы с невниманием:

1. Сконцентрируйтесь на  главном объекте деятельности. Уберите  внешние раздражители - телевизор, радио, разговоры.

2. Все нужные для работы  предметы расположите под рукой, чтобы не отвлекаться в процессе  деятельности.

3. Важные и ответственные  дела выполняйте только хорошо  отдохнувшими.

4. При первых признаках  утомления, постарайтесь переключить  внимание на другой предмет, или  просто посмотрите в окно, сделайте  двигательную разрядку.

5. Воспринимая информацию, старайтесь уловить ее суть, сдерживая  при этом эмоции.

6. Записывайте особенно  важные сведения, ставьте уточняющие  вопросы.

7. Попросите своих друзей  или знакомых, по возможности, осуществлять  внешний контроль за вашим вниманием и своевременно дать полезную подсказку, но главное, чтобы они не перестарались.

8. Используйте специальные  упражнения для сосредоточения  внимания. Например, найдите на рисунке  десяток отличий. А самый главный  способ быть внимательным - никогда  не позволять себе делать какую-либо  работу невнимательно. 
 

Информация о работе Патология внимания