Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:58, статья

Краткое описание

Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место патриотическое воспитание занимает в работе учителя русского языка и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание на уроках русского языка.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автор: Лукина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы

 Аннотация 

           Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место патриотическое воспитание занимает в работе учителя русского языка и литературы.

      Так, учебный предмет «Русский язык» в парадигме образования – один

 из фундаментальных  предметов в  школе. А успехи в изучении русского

зыка во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогают лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Следовательно, возможности уроков русского языка по развитию личности ученика безграничны.

Русский  язык как учебный предмет решает  и специальные задачи, и задачи, общие с другими учебными предметами. К их числу относится патриотическое воспитание учащихся. 

     Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании Русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения

  .     Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово». [3]Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первых уроках в 5 классе учитель говорит о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то уже в 6 классе появляются специальные упражнения, объединенные одной общей темой под названием «Отечество моя - Россия», авторами – создателями учебника проделана огромная работа по  подбору текстов учебника. Невозможно не влюбиться в те края, города,  о которых идет речь.    

9 классе  на уроках происходит разговор о причинах политических, научных, культурно-исторических, лингвистических  включения русского языка в состав мировых языков.

    Мы любим свой  язык не только за его совершенство, но и за то, что на этом  языке говорили Пушкин и Толстой, Гоголь и Чехов. Для всего прогрессивного человечества русский язык – язык солдата, спасшего мир от фашизма, язык человека, впервые полетевшего в космос. Поэтому, говоря о воспитании у учеников любви к русскому языку, мы говорим и об овладении понятиями, и о воспитании чувства любви к русскому языку как общественному явлению через воспитание любви к предмету «Русский язык». Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно, на всех этапах изучения предмета формировать и поддерживать это чувство, не дать ему угаснуть от средних классов к старшим. А для этого необходимо, прежде всего, увидеть те возможности, которые предоставляют для этого программа и учебники. Анализ учебников.    Нас  ,учителей, часто ругают за консерватизм. Но иногда он . этот консерватизм, оправдан. Мой педагогический стаж составляет 27 лет и все эти годы я преподаю русский язык по прекрасному учебно-методическому комплексу.  Предметной линии учебников под редакцией     Ладыженской Таисы Алексеевны,  Баранова Михаила Трофимовича, Тростенцовой Лидии Александровны. И я буквально влюблена в свой учебник. В тем материалы, которыми он располагает.  Прекрасно подобранные  тексты, справочный и иллюстративный материал соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к современным учебникам.

34 издания выдержал учебник  и это говорит само за себя.

Есть ряд условий возникновения  любви к русскому языку, которые являются общими для возникновения любви к любой науке, любому предмету, изучаемому в школе.

   Это -  обеспечение учителем достаточной мотивации изучения русского языка, активных действий школьника в процессе самостоятельного открытия новых знаний, разнообразия информации и способов действий в процессе учебного труда, естественных и постоянных связей с усвоенным ранее, привычным и любимым материалом, достаточной трудности обучения в сочетании с посильностью.

  Кроме того любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывают ответную любовь ученика к  науке, интерес к ее изучению.

В Пояснительной записке к программе по русскому языку сказано, что «учебный предмет «русский язык» заключает в себе значительные возможности воспитания учащихся…»

 

Специфика уроков русского языка как учебного предмета состоит, как известно, в совершенствовании владения орудием понятий и мышления -речью. Именно это ставит перед учителем задачу вооружить школьников языковыми средствами выражения понятий, связанных  с патриотизмом, расширить словарный запас учащихся в области   общественно-политичской лексики и научить свободно оперировать им в разнообразных синтаксических конструкциях и связных высказываниях.

Какими же методическими средствами располагают уроки русского языка для работы в этом плане?

 Огромное значение  для воспитания патриотизма имеет  тот дидактический материал, которым оперирует учитель на уроке. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к  общественным явления жизни нашей страны.

 В курсе  русского языка в 5-9 классах можно  выделить два этапа над воспитание  патриотизма.

 На первом  этапе 5-6 классы происходит подготовительная  работа по накоплению  языкового  материала, второй этап 7-9 классы  предполагает формирование умений  в связном изложении рассуждать на темы, носящие обобщенный характер. 

 Русский язык как учебный предмет несет в себе высокую познавательную ценность. Использование текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материла, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма. 

 

Именно в детстве закладываются  основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к родине. Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности и идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отчизны, его пошлому и  настоящему, принадлежит, несомненно, урокам русского языка.

   Таким образом, формирование патриотических чувств – работа емкая, трудная долгая. И если после моих уроков дети станут бережнее относится  к природе , интересоваться прошлым народа, станут более чуткими к художественному слову. Если понятие Родина, долг, честь, не станут для них пустым звуком, я буду счастлива.

 

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.

В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

й 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

 

 

 

1. Недаром  помнит вся Россия (200-летний юбилей  М.Ю. Лермонтова)  
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 
2. Вопросы, заданные человечеству войной 
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.  
4. Спор поколений: вместе и врозь 
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 
5. Чем люди живы? 
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). 

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Таким образом, учителю русского языка и литературы принадлежит неоценимая роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Но если после этих уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


Информация о работе Патриотическое воспитание на уроках русского языка