Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:58, статья
Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место патриотическое воспитание занимает в работе учителя русского языка и литературы.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор: Лукина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Аннотация
Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место патриотическое воспитание занимает в работе учителя русского языка и литературы.
Так, учебный предмет «Русский язык» в парадигме образования – один
из фундаментальных предметов в школе. А успехи в изучении русского
зыка во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогают лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Следовательно, возможности уроков русского языка по развитию личности ученика безграничны.
Русский язык как учебный предмет решает и специальные задачи, и задачи, общие с другими учебными предметами. К их числу относится патриотическое воспитание учащихся.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании Русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения
. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово». [3]Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первых уроках в 5 классе учитель говорит о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то уже в 6 классе появляются специальные упражнения, объединенные одной общей темой под названием «Отечество моя - Россия», авторами – создателями учебника проделана огромная работа по подбору текстов учебника. Невозможно не влюбиться в те края, города, о которых идет речь.
9 классе на уроках происходит разговор о причинах политических, научных, культурно-исторических, лингвистических включения русского языка в состав мировых языков.
Мы любим свой
язык не только за его
34 издания выдержал учебник и это говорит само за себя.
Есть ряд условий возникновения любви к русскому языку, которые являются общими для возникновения любви к любой науке, любому предмету, изучаемому в школе.
Это -
обеспечение учителем
Кроме того любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывают ответную любовь ученика к науке, интерес к ее изучению.
В Пояснительной записке к программе по русскому языку сказано, что «учебный предмет «русский язык» заключает в себе значительные возможности воспитания учащихся…»
Специфика уроков русского языка как учебного предмета состоит, как известно, в совершенствовании владения орудием понятий и мышления -речью. Именно это ставит перед учителем задачу вооружить школьников языковыми средствами выражения понятий, связанных с патриотизмом, расширить словарный запас учащихся в области общественно-политичской лексики и научить свободно оперировать им в разнообразных синтаксических конструкциях и связных высказываниях.
Какими же методическими средствами располагают уроки русского языка для работы в этом плане?
Огромное значение
для воспитания патриотизма
В курсе
русского языка в 5-9 классах можно
выделить два этапа над
На первом
этапе 5-6 классы происходит
Русский язык как учебный предмет несет в себе высокую познавательную ценность. Использование текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материла, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма.
Именно в детстве закладываются основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к родине. Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности и идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отчизны, его пошлому и настоящему, принадлежит, несомненно, урокам русского языка.
Таким образом, формирование патриотических чувств – работа емкая, трудная долгая. И если после моих уроков дети станут бережнее относится к природе , интересоваться прошлым народа, станут более чуткими к художественному слову. Если понятие Родина, долг, честь, не станут для них пустым звуком, я буду счастлива.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.
В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.
й 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.
Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.
Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.
1. Недаром
помнит вся Россия (200-летний юбилей
М.Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале
творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают
на размышления о своеобразии творчества
М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики
его произведений, специфике художественной
картины мира, характерных чертах лермонтовского
героя и т.п.
2. Вопросы, заданные
человечеству войной
Темы данного направления ориентируют
обучающихся на размышления о причинах
войны, влиянии войны на судьбу человека
и страны, о нравственном выборе человека
на войне (с опорой на произведения отечественной
и мировой литературы).
3. Человек и природа
в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной
проблематики, позволяют поразмышлять
над эстетическими, экологическими, социальными
и др. аспектами взаимодействия человека
и природы.
4. Спор поколений:
вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают
на рассуждение о семейных ценностях,
о различных гранях проблемы взаимоотношений
между поколениями: психологической, социальной,
нравственной и т.п. (с опорой на произведения
отечественной и мировой литературы).
5. Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают
рассуждение о ценностных ориентирах
человека и человечества, об этико-нравственных,
философских, социальных аспектах бытия
(на материале отечественной и мировой
литературы).
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Таким образом, учителю русского языка и литературы принадлежит неоценимая роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Но если после этих уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Информация о работе Патриотическое воспитание на уроках русского языка