Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Выделение педагогики в отдельную науку........................................................4
Объекты и предмет педагогики...........................................................................6
Задачи педагогики.................................................................................................7
Структура...............................................................................................................9.
Связь педагогики с другими науками.................................................................11
Список использованной литературы...................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Саратовский государственный  университет им. Н.Г. Чернышевского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Педагогика  как наука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовил

студент 133 группы

Липатов С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2006 г.

Содержание

Введение................................................................................................................3

Выделение педагогики в  отдельную науку........................................................4

Объекты и предмет  педагогики...........................................................................6

Задачи педагогики.................................................................................................7

Структура...............................................................................................................9.

Связь педагогики с другими  науками.................................................................11

Список использованной литературы...................................................................13

 

 

Введение

 

Каждая  наука  в  одном  и  том  же  объекте  изучения  выделяет  свой  предмет  исследования – ту  или  иную  форму  бытия  объективного  мира, ту  или  иную  сторону  процесса  развития  природы  и  общества. Воспитание  как  сложное, объективно  существующее  явление  изучается  многими  науками. Исторический  материализм, например, рассматривает  воспитание  как  частный  момент  развития  общества, его  производительных  сил  и  производственных  отношений; история – как частный  момент  истории  классовой  борьбы  и  классовой  политики; психология – в  связи  с  изучением  становления  личности  развивающегося  человека. Самостоятельность  любой  науки  определяется,  прежде  всего,  наличием  особого, собственного  предмета  исследования, наличием  такого  предмета, который  специально  не  исследуется  никакой  другой  научной  дисциплиной.

В  общей  системе  наук, в  общей  системе  «вещей  и  знаний»  педагогика  выступает  как  единственная  наука, имеющая  своим  предметом  воспитание  человека.

Изучение  всякой  науки  начинается  с  уяснения  таких вопросов: как возникла  и развивалась эта наука и какие специфические проблемы  она исследует? В  самом  деле, каждая  наука  имеет  свою  историю  и  достаточно  определённый  аспект  природных  или  общественных  явлений, изучением  которых  она  занимается  и  знание  которых  имеет  большое  значение  для  осмысления  её  теоретических  основ.

Обособление  и  формирование  педагогики  как  науки  были  вызваны  к  жизни  растущими  потребностями  общества  в  создании  специальных  учебно - воспитательных  учреждений, в  теоретическом  осмыслении  и  обобщении  стихийно  складывающегося  опыта  обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений, специальная  подготовка  их  к  жизни. Образование  и  воспитание, таким  образом, превратились  в  объективную  потребность  общества  и  стали  важнейшей  предпосылкой  его  развития.

Вот  почему  на  определённой  ступени  развития  человеческого  общества  и,   в  частности, в  более  поздний  период  рабовладельческого  строя, когда  производство  и наука достигли  значительного развития, воспитание  выделятся в особую  общественную  функцию, т.е. возникают специальные воспитательные  учреждения, появляются  лица, профессией  которых стало обучение  и воспитание  детей. Это имело место во  многих  древних странах, но  более или менее достоверные сведения  о школах  для мальчиков дошли до  нас из  Египта, стран Ближнего  Востока и античной  Греции.

 

Выделение педагогики в  отдельную науку

 

Уже  в  древнем  мире многие  общественные  деятели и мыслители хорошо  сознавали и указывали на  огромную  роль  воспитания,  как в развитии  общества, так и в жизни каждого человека. Например, по  законам Солона  (между 640  и 635 – ок. 559 гг. до  н.э.) полагалось, чтобы  отец  обязательно  позаботился  о  специальной  выучке  своих  сыновей  в  той  или  иной  области  труда.  По  мере  расширения  и  усложнения  воспитания  специальная  отрасль  теоретических  знаний, относящихся  к  воспитательной  деятельности, стала  разрабатываться  более  интенсивно.  Эта  отрасль  знания, как  впрочем,  и  знания  в  других  сферах  жизни  и  производства, вначале  разрабатывалась  в  недрах  философии. Уже  в  трудах  древнегреческих  философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало  глубоких  мыслей  по  вопросам  воспитания. Из  античной  Греции  ведёт своё  происхождение  и  термин  «педагогика», который  закрепился  в  качестве  названия  науки  о  воспитании. Как  же  это  произошло?

В  Древней  Греции  педагогами  назывались  рабы, которым  аристократы  поручали  присматривать  за  своими  детьми, сопровождать их  в школу и из  школы,  нести учебные принадлежности, а также совершать с ними  прогулки. Греческое слово «педагогос»  (педа – ребёнок, гогос – вести). В дальнейшем  педагогами  стали  называть  специально  подготовленных  людей, которые  занимались  обучением   и  воспитанием  детей  и  для  которых  педагогическая  деятельность  являлась  профессией. Отсюда  особая  наука  о  воспитании  стала  называться – педагогикой.

Надо  сказать, что  из  Древней  Греции  ведут  своё  происхождение  и  многие другие  педагогические  понятия и термины, например, школа, что,  означает «досуг», гимназия - общественная  школа физического воспитания, а впоследствии  просто  средняя школа,  и др.

Значительное  место  занимали  вопросы  воспитания  также  в  трудах  древнеримских  философов  и  ораторов. Интересные  педагогические  идеи, например, высказывали  Лукреций  Кар (ок. 99-55  гг.  до  н.э.), Квинтилиан (42-118  гг.  до  н.э.)  и  др.

В  средние  века  проблемы  воспитания  разрабатывались  философами-богословами, педагогические  идеи  которых  носили  религиозную  окраску  и  были  пронизаны  церковной  догматикой.

           Дальнейшее  развитие  педагогическая  мысль  получила  в  трудах  мыслителей  эпохи  Возрождения  (XIV-XVI вв.). Виднейшие  деятели  этой  эпохи - итальянский  гуманист  Витторио  да  Фельтре  (1378-1446), испанский  философ  и  педагог  Хуан  Вивес  (1442-1540), нидерландский  мыслитель Эразм  Роттердамский (1465-1536) и др. 

Они  критиковали  механическую  зубрёжку, процветавшую  в  обучении, выступали  за  гуманное  отношение  к  детям, за  освобождение  личности  от  оков  угнетения.

Несмотря  на  интенсивное  развитие  воспитательной  теории, педагогика  про-  должала  оставаться  частью  философии. Как  особая  наука  педагогика  впервые  была  выделена  из  системы  философских  знаний  в  начале XVII в.  Оформление педагогики  как  самостоятельной  научной  дисциплины  большинство  исследователей  связывает  с  именем  великого  чешского  педагога  Яна  Амоса  Коменского (1592-1670).  Сформулированные  им  принципы, методы, формы  организации  учебной  работы  с  детьми  и  нравственного воспитания  стали  неотъемлемыми  элементами  последующих  научно-педагогических  систем.

Неоценимое  значение  для  становления  научной  педагогики  имели  труды  таких  виднейших  деятелей, как  Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771)  во  Франции,  Джон  Локк (1632-1704) в  Англии, Иоганн  Генрих  Песталоцци (1746-1827)  в  Швейцарии,  Фридрих  Адольф  Вильгельм  Дистервег  (1790-1866) и  Иоганн  Фридрих  Гербарт (1776-1841) в  Германии. 

Родоначальниками  революционно-демографических  взглядов  в  русской  педагогике  были  В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На  становление отечественной научной педагогики  большое   влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910),  Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных  педагогических  идей  было  дано  в  трудах  К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой  вклад  в  развитие  советской  педагогики  внесли  Н. К. Крупская (1869-1939),    А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что  педагогика  выдвинула  такое  большое  количество  крупных  педагогов, не  является  случайным. Общество  с  его  интенсивным  развитием  производства, науки  и  культуры  требовало  повышения  грамотности  основных  производителей.

Без  этого  оно  не  могло  развиваться. Поэтому  растёт  количество  образовательно-воспитательных  учреждений, расширяется  сеть  народных  школ, дающих  необходимую  подготовку  детям, открываются  специальные  учебные  заведения  по  подготовке  учителей  и начинает  преподаваться педагогика  как особая  научная дисциплина. Всё это давало  большой толчок  развитию  педагогической  теории.

Возникнув  как  наука  о  воспитании  детей  и  молодёжи, педагогика  по  мере  расширения  границ  воспитания  и  сферы  действия  субъективных  факторов  в  жиз -ни  общества  всё  более  становятся  наукой  об  общих  закономерностях  воспитательного  воздействия  на  людей  всех  возрастов.

 

Объекты и предмет педагогики

 

Принимая во внимание вышесказанное, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда образование изучают так же и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, и для которой оно и только оно является её собственным объектом.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания является объяснение положения вещей путём поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях.  Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Весьма существенным является вопрос о том, что следует считать  предметом исследования педагогики. Для этого осмысления необходимо иметь в виду, что даже в некоторых  учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности, иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания, значит, и предметом её исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает теоретические идеи и закономерности воспитания, но эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Они обуславливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а так же теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.

Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.

К проблемам, которые  исследует педагогика, относятся:

    • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;
    • определение целей воспитания;
    • разработка содержания воспитания;
    • исследования методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

 

 

Задачи педагогики

 

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач  по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

Приоритетной постоянно  задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными  или объектно существующими условиями и достигнутыми результатам. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных её параметрах.

В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задачка, как изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Результаты их изобретательства превратились в интернациональный продут интеллектуального творчества и обогатили мировой фонд педагогических ценностей.

К важнейшим постоянным задачам принято относит прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, системами управления и др. В педагогическом прогнозирования реализуется известный кибернетический постулат: любая схема характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управление развитием. Как видим, управление прогрессом системы образования без научного прогнозирования невозможно.

Информация о работе Педагогика как наука