Педагогические конфликты: причины и пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Конфликт - это, увы, часть нашей жизни, нашего каждодневного опыта. Педагогические же конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогический конфликт.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические конфликты: причины и пути разрешения

 

Три группы конфликтов

Конфликт - это, увы, часть нашей жизни, нашего каждодневного опыта. Педагогические же конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

Вторую  группу образуют конфликты, связанные  с недостатками в организации  учебного процесса. Имеются в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Так, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые требования и обязанности. Психологическая адаптация к школе может длиться от трех месяцев до полутора лет.

Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю в школе, как наступает  новый конфликтный период, он переходит  в среднее звено. Вместо одного учителя появляются разные учителя-предметники. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих ребят, помогает им, заботится о них, то педагоги средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме этого, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Следующий конфликтный  период наступает в начале 9-го класса, когда возникает новая болезненная  проблема: нужно решить, что делать, - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в школе. Ребята, идущие в техникумы и училища, часто испытывают своеобразный “комплекс неполноценности” по сравнению с другими школьниками. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10-й класс, но получает отказ по причине низкой успеваемости. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный учащийся вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причинам материального характера. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.

И, наконец, четвертый  конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит своих питомцев к выполнению определенных ролей “взрослой жизни”. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы.

Третью  группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют мальчики и девочки. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты во взаимодействиях “учитель-ученик”, помимо мотивационных, могут иметь нравственно-этический характер. Часто учителя не придают должного значения этой стороне их взаимодействия со школьниками: нарушают данное ими слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителю. По данным психологов, только три-восемь процентов школьников имеют доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.

Конфликты между  учителями могут возникать по различным причинам: начиная с  проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, существует типичный конфликт между учителями начальной школы и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий кратко можно обозначить следующим образом: учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из третьих классов, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. В свою очередь, учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать, писать, и упрекают учителей-предметников за недостаток внимания и теплоты к детям. Видимо, данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Во взаимодействиях  “учитель - администрация школы” возникают  конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения, а в последнее  время - связанные с введением  новшеств. Итак, налицо, что школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.

Многоплановость учебно-воспитательного процесса обуславливает  разнообразие возможных межличностных  конфликтов и конкретных форм их протекания. Трудность в том, что ситуации, приводящие к столкновениям, часто  по-своему уникальны, неповторимы, и поэтому отсутствуют универсальные способы их разрешения.

 
Подходы к улаживанию столкновений

В любую конфликтную  ситуацию мы привносим наш собственный  прошлый опыт, как хороший, так  и плохой. Размышления о новых  подходах к улаживанию конфликтов следует начать с осознания тех умений, которыми мы уже владеем. Полезной отправной точкой для анализа наших собственных стратегий могут стать вопросы: в чем заключался конфликт? Какие факторы способствовали его успешному разрешению, а какие, напротив, мешали?

Осознание уже  освоенных умений, используемых на практике, является частью процесса более  адекватного познания самого себя. Чем лучше мы знаем себя, тем  более мы в состоянии творчески  и конструктивно реагировать  на конфликтные ситуации. В любую из них привносится эмоциональный багаж прошлого, опыт предыдущих конфликтов. Какая-то часть его нам помогает, а какая-то - нет. Всем знакомы ситуации, в которых мы начинаем бурно реагировать, гневаться, теряем контроль над собой. Если мы хорошо поймем их суть, то сможем заранее прогнозировать и быть лучше подготовленными к любому развитию событий. Чем больше мы подготовлены, тем больше у нас возможностей выбора реакции и создания атмосферы, в которой и мы, и другие сможем творчески среагировать на конфликтную ситуацию.

Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг. Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включает цикл, состоящий  из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценки результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их эффективному урегулированию и выбором потребных умений и установок. Так же нужно разработать оценки нашей стратегии, чтобы постоянно совершенствовать ее в целях поиска наиболее адекватного ответа на ситуации, создаваемые реальной жизнью.

Прежде всего  выясним: что произошло? В чем  проблема? На этом этапе важно попытаться так изложить факты, чтобы все  согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства вы испытываете и что бы вы хотели увидеть в качестве идеального решения?

Здесь мы должны представить себе идеальное, с нашей  точки зрения, решение. Возможны различные варианты, но не все из них выполнимы или неприемлемы для участников столкновения. Коль скоро чувства и потребности всех уже известны, следует перейти к совместному в духе сотрудничества поиску практических шагов и действий, какими бы малыми они ни казались, что позволит устранить недоверие и привести к примирению. Цель заключается в нахождении такого направления и таких действий, которые будут способствовать изменению установок и поведения и превращению деструктивного конфликта в конструктивный.

Конфликт деструктивен, если он уводит в сторону от более  важных проблем и дел; разрушает  состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; поляризует группы людей и ужесточает позиции  внутри групп; углубляет различия в ценностных ориентациях; вызывает безответственное или заслуживающее сожаление поведение или проявление насилия.

Конфликт конструктивен, если он открывает для всех острую проблему; приводит к столкновению с реальной проблемой; расширяет  вовлечение сотрудников в решение проблем; вызывает реальное общение; дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу; помогает признанию взаимозависимости и укреплению единства; помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся помимо анализа причин, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, необходимо учитывать возрастные особенности школьников. В младших классах конфликты между педагогом и его подопечными, как правило, порождены невыполнением последними дисциплинарных требований. Таким образом, конфликтная ситуация расценивается учителем как сугубо деловая. В то же время дети в большинстве случаев пока еще не способны определить ее истинный характер и воспринимают позицию педагога как обиду для себя, как лично недоброжелательное отношение к ним. Это порой и определяет выбор ребенком несоответствующего реальному содержанию ситуации поведения. Он может замкнуться в себе, что называется “надуться на взрослого”. В этом случае задача педагога - раскрыть ему истинные причины недовольства, а уже затем показывать необходимость соблюдения предъявляемых требований, разъяснить нецелесообразность продолжения конфликта и нежелательный характер его возможных исходов.

Подросток в отличие от младшеклассника ощущает себя равноправным участником межличностного конфликта  с учителем. Наряду с деловыми конфликтными ситуациями, возникающими между педагогом  и школьниками этого возраста, нередки противоречия и чисто  личного характера. Как правило, они вызваны, с одной стороны, усиливающимися тенденциями индивидуализации, возникающими у подростка чувством взрослости и стремлением к признанию себя таковым, а с другой - отсутствием у педагога серьезных объективных оснований для признания его равным себе. Конфликтное поведение здесь может реализоваться в форме резкой конфронтации, быть необычайно ярко эмоционально окрашенным и в случае неверной тактики, выбранной учителем, способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

Что касается старшеклассников, то межличностный конфликт между  ними и педагогом может привести к значительно более серьезным  последствиям, чем подобная ситуация с подростком, а тем более с  младшим школьником. Порой незначительный, казалось бы, конфликт, носящий личный характер, будучи перенесен в деловую сферу, может во многом повлиять на дальнейшую судьбу юноши и девушки, толкнуть их на неверный шаг, который приведет к многочисленным неудачам вступающего во взрослую жизнь молодого человека.

 
Две сферы человеческого  бытия

Попадая в конфликтную  ситуацию, учитель может направить  свою активность либо на то, чтобы лучше  понять своего собеседника, либо на регуляцию  собственного психического состояния  с целью погашения конфликта  или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Впрочем, проблема понимания другого человека (ученика, коллеги по работе и др.) довольно сложна.

Человек существует в двух измерениях: своего внутреннего “Я”  и во взаимодействиях с другими  людьми. Эти сферы человеческого  бытия психологически принципиально  различны. Все, что происходит в сфере  личного “Я”, есть непосредственная близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п.

“Я” другого человека в  известной степени закрыто и  выступает некоторой загадкой, которую  необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых “формах”, о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения.

Выйти за границы  своего “Я” и приблизиться к  внутреннему “Я” другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность этого метода довольно высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства другого человека. Поэтому, ставя себя на место другого, нужно проверять свои схемы, сопоставлять действия и поведение человека с представлением о нем.

Метод эмпатии, основанный на технике понимания  внутренних переживаний другого  человека, очень полезен для эмоциональных, склонных к интуитивному мышлению людей. Он позволяет достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему интуитивному ощущению и способны вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение “от сердца” было правильным и точным, а последующее размышление - ошибочным. Тем, кто опирается на свое мышление, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, подходит метод логического анализа.

Информация о работе Педагогические конфликты: причины и пути разрешения