Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:14, доклад
Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире - учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
АОУ ВПО «ЛГУ имени Пушкина»
Факультет Психологии
Реферат
на тему:
«Педагогические способности и личностные качества
учителя»
Выполнила:
студентка 2-ого курса
Клубович Светлана Николаевна
Проверил:
кандидат психологических наук, доцент
Желателев Денис Валерьевич
2012
Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире - учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
Конфуций пишет: «Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика».
Р. Эмерсон: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».
Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Всего лишь столетие назад большинство населения даже Европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (о чём часто забывают или даже сознательно умалчивают чиновники от образования), так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т.д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т.д.).
В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей.
В СССР, а по наследству и в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи "поддержания дисциплины", поиск "шефов" для школы, включая привлечение средств родителей и т.д.) оказались возложены на одного человека - учителя, а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л.С.Выготский, Т.Д.Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, "что такое хорошо" (т.н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А.С.Макаренко).
Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый позже Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, А.В.Луначарским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда, качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.
Однако возможность
Оба эти нерешённых противоречия
(приравнивание воспитания к сообщению
знаний о хорошем поведении и
пренебрежение посильным
По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
По характеру ценностных ориентаций (В. Н. Сорока-Росинский): учителя-теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя-интуитивисты.
По специфике интеллектуально-
По личностным установкам (Я. Корчак): воспитатель-тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей
Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Чувствует себя
достаточно сильным и уверенным.
Старается возникающие проблемы
решать, а не избегать. Берёт на себя
обязательства и
Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Исследования советских психологов и педагогов Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др. показали, что педагогические способности – сложное структурное психологическое образование. В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:
Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф.Н.Гоноболин считает: умения понимать ученика, доступное изложение материала, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок, способность проектировать качества своих учеников и др. А.И.Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей: способность «видеть» ребенка и управлять его развитием, наблюдательность, самостоятельность мышления, способности к аналитико-синтетической работе и т.д. Н.В.Кузьмина относит к педагогическим способностям педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, требовательность.
Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с детьми, овладевать и управлять их вниманием, выбирать оптимальный темп обучения, управлять проявлением своих чувств, убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.
Педагогическая техника включает две группы умений – умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи) и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия). К педагогической технике И.П.Раченко относит «определенный набор умений в организации самообразования и самовоспитания, общения с учащимися, выбора нужного тона и стиля работы, навыков организации и управления своим вниманием, мышлением, памятью, воображением, а также вниманием, памятью, мышлением, воображением учащихся, умений определять душевное состояние учащихся по внешним признакам поведения, навыков специальных педагогических качеств – речи, жеста, мимики, осанки и т.д.». Ю.И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.
Работать учителем значит неустанно трудиться душой. От результатов его работы зависит, каким человеком вырастет каждый конкретный ребенок, и стало быть то, каким будет наше будущее. Трудовые будни учителя полны тревог и волнений. Нервное перенапряжение влечет за собой расстройства и срывы. Пройти испытание этой профессией могут только поистине искренние, радушные, терпеливые, мудрые и жизнелюбивые люди.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Наука, 1990.
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Логос, 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Книга, 1994.
Шадриков В.Д. Деятельность и
способность. – М.: Высшая школа, 1995.
Информация о работе Педагогические способности и личностные качества учителя