Педагогические способности и личностные качества учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:14, доклад

Краткое описание

Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире - учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогические способности и личностные качества учителя.docx

— 39.37 Кб (Скачать файл)

АОУ ВПО «ЛГУ имени Пушкина»

Факультет Психологии

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Педагогические способности   и личностные качества

учителя»

 

 

 

                        

 

 

 

Выполнила:

студентка  2-ого курса

Клубович Светлана Николаевна

Проверил:

кандидат психологических наук, доцент

 Желателев Денис Валерьевич

2012

Введение

 

Учитель — ныне одна из самых  распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости  воспитания и обучения следующих  поколений (шире - учащихся) для более  успешного и быстрого их вхождения  в общественную жизнь, так и роста  общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти  задачи.

Конфуций пишет: «Задача  учителя — открывать новую  перспективу размышлениям ученика».

Р. Эмерсон: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История профессии

Учительство и учителя  известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад  большинство населения даже Европейских  стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно  средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (о чём часто забывают или даже сознательно умалчивают чиновники от образования), так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т.д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т.д.).

В разные времена и в  разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась  на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей.

В СССР, а по наследству и  в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи "поддержания  дисциплины", поиск "шефов" для  школы, включая привлечение средств  родителей и т.д.) оказались возложены  на одного человека - учителя, а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л.С.Выготский, Т.Д.Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, "что такое хорошо" (т.н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А.С.Макаренко).

Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый  позже Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, А.В.Луначарским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда, качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.

Однако возможность производительного  труда (до 16-летнего возраста) была законодательно изгнана из школ СССР (до 1991 г.) под  предлогом как "предотвращения хищнической  эксплуатации детского труда", так  и того, что "обучение - это тоже труд"[6].

Оба эти нерешённых противоречия (приравнивание воспитания к сообщению  знаний о хорошем поведении и  пренебрежение посильным производительным трудом для целей воспитания и  обучения в школе) оказали крайне отрицательное влияние как на самоощущение каждого честного и  сколько-нибудь профессионального  учителя в СССР, так и на общественное к нему отношение, включая уровень  заработной платы по отношению к  среднему по промышленности и т.п.

 

 

 

Учитель в образовательном  процессе

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия  относится к группе профессий, предметом  которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Структура готовности к  педагогической деятельности

  1. Сформированное  педагогическое сознание: Я-концепция, В-концепция (концепция воспитанника), Д-концепция (концепция деятельности).
  2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
  3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

Классификация типов  учителей

По характеру ценностных ориентаций (В. Н. Сорока-Росинский): учителя-теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя-интуитивисты.

По специфике интеллектуально-волевой  сферы (Э. Г. Костяшкин): интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

По личностным установкам (Я. Корчак): воспитатель-тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

По преобладающей направленности личности: организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель-интеллигент (просветитель).

Качества, необходимые  для эффективной работы

  1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
  2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
  3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
  4. Умение управлять собой и детьми
  5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
  6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
  7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
  8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
  9. Креативность.
  10. Способность к рефлексии.

 

Критерии успешности учителя

  1. Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и  слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться  у других. Старается всё объяснять.

  1. Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

  1. Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность  за всю работу в целом, а не только за свой участок.

  1. Креативность, гибкость

Знает где  и когда нужно бороться, а когда  отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности

  • Эмоционально-импровизационный.
  • Эмоционально-методичный.
  • Рассуждающе-импровизационный.
  • Рассуждающе-методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми

  • Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.
  • Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.
  • Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.
  • Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

 

 

 

 

 

Педагогические способности  учителя

Исследования  советских психологов и педагогов  Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др. показали, что педагогические способности – сложное структурное психологическое образование. В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

 

  • личностные способности (характерологические черты): расположенность  к детям, выдержка и самообладание;

 

  • дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые  способности, академические способности;

 

  • организационно-коммуникативные  способности (связанные с организаторской  функцией и общением): организаторские  способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие  на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

 

Ведущими  в ансамбле педагогических способностей Ф.Н.Гоноболин считает: умения понимать ученика, доступное изложение материала, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок, способность проектировать качества своих учеников и др. А.И.Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей: способность «видеть» ребенка и управлять его развитием, наблюдательность, самостоятельность мышления, способности к аналитико-синтетической работе и т.д. Н.В.Кузьмина относит к педагогическим способностям педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, требовательность.

 

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с детьми, овладевать и управлять их вниманием, выбирать оптимальный темп обучения, управлять проявлением своих чувств, убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.

 

Педагогическая  техника включает две группы умений – умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи) и умение взаимодействовать  в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские  умения, владение техникой контактного  взаимодействия). К педагогической технике И.П.Раченко относит «определенный набор умений в организации самообразования и самовоспитания, общения с учащимися, выбора нужного тона и стиля работы, навыков организации и управления своим вниманием, мышлением, памятью, воображением, а также вниманием, памятью, мышлением, воображением учащихся, умений определять душевное состояние учащихся по внешним признакам поведения, навыков специальных педагогических качеств – речи, жеста, мимики, осанки и т.д.». Ю.И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Работать учителем значит неустанно трудиться душой. От результатов его работы зависит, каким человеком вырастет каждый конкретный ребенок, и стало быть то, каким будет наше будущее. Трудовые будни учителя полны тревог и волнений. Нервное перенапряжение влечет за собой расстройства и срывы. Пройти испытание этой профессией могут только поистине искренние, радушные, терпеливые, мудрые и жизнелюбивые люди.

  

Литература

 

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Кузьмина Н.В. Профессионализм  личности преподавателя и мастера  производственного обучения. – М.: Наука, 1990.

Маркова А.К. Психология труда  учителя. – М.: Логос, 1993.

Митина Л.М. Учитель как  личность и профессионал. – М.: Книга, 1994.

Шадриков В.Д. Деятельность и способность. – М.: Высшая школа, 1995. 

 


Информация о работе Педагогические способности и личностные качества учителя