Перспективы развития отечественной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:45, сочинение

Краткое описание

Почему перспективы развития отечественной системы образования столь актуальны в наше время? Потому , что образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Кузбасская Педагогическая Академия.docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

Кузбасская  Педагогическая Академия

Факультет Дошкольной и Коррекционной Педагогики и  Психологии

 

 

 

 

 

 

Эссе 

По дисциплине: Общая педагогика

На тему: «Перспективы развития отечественной системы образования»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Лемешко Е.В

Проверил: Гребенщикова Т.В.

Группа: Л-1201

 

.Введение.

Почему  перспективы развития отечественной системы образования столь актуальны в наше время? Потому , что образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом России и характеризуется на начало 1998 г. следующими показателями:

общее число  учебных заведений - 78 тыс.;

общая численность  учащихся и студентов - 28 805 тыс. человек;

общий выпуск учащихся и студентов - 3 084 тыс. человек;

общая численность  занятых в сфере образования (преподавательский  состав) - 2 217 тыс. человек;

удельный  вес расходов на образование из госбюджета - 3,5 %.

В рамках старой экономики наша средняя зарплата не может превышать $200. Для построения новой экономики, гарантирующей  всем достойный уровень жизни, нужен  технологический прорыв в области  образования, который способен обеспечить Интернет. Но чтобы, в свою очередь, обеспечить Интернетом каждую семью  и каждую школу, требуется около $30 млрд. Ни у государства, ни у бизнеса  таких средств нет. О том, как  можно решить эту проблему, говорили участники "круглого стола" на тему: "Образование и Интернет в России", проведенного издательским домом "Коммерсантъ" и Федерацией интернет-образования.

Федерация интернет-образования – некоммерческая организация, созданная в марте 2000 года по инициативе НК ЮКОС и при поддержке правительства России. Председателем наблюдательного совета федерации является вице-премьер Валентина Матвиенко. Федерация осуществляет образовательный проект "Поколение", направленный на создание национальной системы развития интернет-технологий в области образования.

 

«Великий  уравнитель»

Россия –  страна большая. Единый общероссийский стандарт образования существует только в теории, на практике же условия  у всех разные – учителя, учебники, библиотеки, круг общения. И у московского  школьника гораздо больше возможностей получить качественное образование, чем  у его соотечественника из далекой  провинции. То же самое касается и  высшего образования, и возможностей повышения квалификации.

 

Между тем  мир вступает в новую эру –  информационную, в которой самыми ликвидными товарами становятся информация и технологии. Их создание – прерогатива  стран-лидеров, а реализация технологий и ноу-хау в конкретном продукте постепенно становится уделом аутсайдеров  – развивающихся стран. У России, сегодня напоминающей сырьевой придаток мировой экономики, появился шанс вернуть  себе утраченные позиции. Но для этого  необходимо подготовить новое поколение  граждан к эффективному существованию  в новом мире. И прежде всего дать им надлежащее образование и возможность в течение всей жизни совершенствовать свои знания и навыки. Географическую разобщенность России можно преодолеть с помощью внедрения информационных технологий в каждую школу. И тогда уже не человек будет двигаться за знаниями (в Москву на учебу), а знания – к человеку. Лучший кандидат на роль транспортной системы, связующего звена всей образовательной системы – это Интернет. Тем более что Всемирная сеть становится базисным звеном инфраструктуры всей новой экономики. "В нашей жизни два великих уравнителя – Интернет и образование",– любит повторять глава компании Cisco Systems Джон Чэмберс.

 

 

 

Великие жертвы

Каждый день в российские образовательные учреждения приходят 39 млн человек – учеников и учителей. Если в этой системе внедрить современные информационные технологии, то интернетизацией будет охвачена уже почти треть российского общества. Причем самая стратегически важная его часть. Однако работа в этом направлении предстоит огромная. Дело в том, что из 68 тыс. российских школ 46 тыс. – сельские. И в 80% этих школ, по данным министра образования Владимира Филиппова, нет ни одного компьютера. И хотя ученики сельских школ проходят курс информатики и получают по нему оценку в аттестат зрелости, никто из них компьютера и в глаза не видел.

 

Сельские  учителя ничуть не лучше – само слово "компьютер" их пугает, не говоря уже об Интернете. Только 3% российских школ подключены к Интернету. И если городские школы еще могут рассчитывать на помощь попечительских советов, родительских комитетов или градообразующих предприятий, то сельским остается уповать на государство.

 

А возможности  нашего государства весьма ограничены, хотя желание что-то сделать в  этом направлении есть. "В бюджет 2001 года,– говорит Владимир Филиппов,–  правительство закладывает целый  ряд позиций по финансированию программ внедрения информационных технологий в школах. В частности, Минобразования планирует изыскать (и привлечь к  финансированию этого проекта субъекты федерации) $40 млн на компьютеризацию сельских школ страны. В 2001 году мы планируем поставить в те 40 тыс. сельских школ, где до сих пор не видели "живого" компьютера, целые компьютерные классы и осуществить подключение этих школ к Интернету с помощью спутниковых каналов. Здесь мы надеемся на помощь Минсвязи".

 

Впрочем, благие намерения государства реализуются  не всегда. В прошлом году, например, в рамках программы по решению  компьютерной проблемы-2000 правительство  выпустило постановление, в котором, обещая выделить госструктурам средства на обновление компьютерного парка, требовало старые машины передать в  школы. Однако школы так и не дождались  этих компьютеров, поскольку госструктуры не получили обещанных денег. Впрочем, проблему информатизации российского  образования с помощью бюджетных  средств не решить. Как не решить ее и с помощью пожертвований  со стороны российского бизнеса. В этом уверен Михаил Ходорковский – самый активный среди российского бизнес-сообщества спонсор интернет-образования.

 

Ходорковский  считает, что дать необходимые деньги (а для интернетизации всей страны нужны десятки миллиардов долларов) может только само общество. Каждая семья должна, по мнению Ходорковского, пойти на определенные жертвы: родители должны отказаться от безраздельного пользования телефоном и телевизором, чтобы дать своим детям доступ в Интернет. А также отдать несколько месячных зарплат на покупку, например, интернет-приставки к телевизору. Но чтобы убедить общество в необходимости этих жертв, нужны жертвы со стороны госбюджета и крупного бизнеса. Люди обычно не жалеют денег на образование – и если его основой станет Интернет, население будет за него платить. В стране должна появиться мода на информационные технологии, и тогда образование без Интернета станет просто дурным тоном.

 

Впрочем, техническая  часть проблемы – оснащение школ компьютерами и каналами связи –  не самая важная. Важнее методическая сторона: в эпоху Интернета система образования становится более открытой, а само образование – индивидуальным. Учащийся может не ограничиваться утвержденными учебниками и программами, а, как говорят специалисты по педагогике, "выстраивать индивидуальные траектории обучения по отношению к образовательным интернет-массивам". Наряду с государственными и частными школами родители могут выбирать для своих детей и такую форму обучения, как домашнее интернет-образование. Но для этого необходимо интегрировать информационные и педагогические технологии – технологию интернет-чатов с групповыми формами занятий, средства web-дизайна с методическими пособиями по различным предметам. Создавать и внедрять виртуальные лаборатории и электронные учебники, формы дистанционного обучения и тестирования, способы взаимодействия учителей, образовательных учреждений и интернет-ресурсов. В общем, фактически необходимо создать в России совершенно новую отрасль – интернет-педагогику.

 

Многие сегодня  опасаются, что Интернет заменит  ученикам реальный мир. И некоторые  участники "круглого стола" призывали  сперва тщательно изучить, как интернетизация образования повлияет на развитие личности. Однако проникновение Интернета в процесс обучения неизбежно. "Бояться тут нечего,– говорит Владимир Филиппов.– Наоборот, нужно сделать все, чтобы обеспечить каждому ребенку доступ к современным информационным технологиям. Любое технологическое новшество имело свою негативную сторону: с появлением телефона люди стали меньше писать писем, а появление телевидения погубило провинциальные театры. То же и с Интернетом. Нужно постараться предугадать возможные потери и продумать компенсационные механизмы. Главное – нужно наполнять Интернет образовательным содержанием. И очень важный вопрос – кто именно будет разрабатывать и внедрять в Рунете образовательные и развивающие программы".

  

 

 

Великие начинания

Интернет-технологии в российском образовании стали развиваться совсем недавно. Занимается ими, например, школьный сектор общественной организации РЕЛАРМ, созданной при Российском НИИ развития общественных связей, а также частный Лицей информационных технологий. Недавно открыт сайт Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, на котором размещена информация по разработке и внедрению новых информационных технологий в образовании.

 

Набирают  силу проекты по созданию web-ресурсов образовательного назначения руками самих учащихся. Как правило, эти проекты связаны с участием учебных заведений в международных конкурсах, спонсируемых известными организациями и корпорациями. В качестве примера можно привести проект ThinkQuest – всемирный конкурс сайтов, созданных группами школьников. В России его представляет фонд "Гармония" – американская по происхождению и источникам финансирования организация. Между тем в России сохранилась широкая сеть дополнительного образования (кружки, секции при бывших Дворцах пионеров и т. п.), которая вполне могла бы способствовать знакомству с Интернетом.

 

Серьезной проблемой  является интернет-невежество преподавателей. Директора российских школ на порядок  реже своих зарубежных коллег используют в работе компьютер, а учителя  повышают квалификацию исключительно  по собственной инициативе. Интернет дает учителям отличные возможности  для самообразования и обмена опытом, но чатов и конференций, в  которых учителями и учеными  обсуждались бы педагогические интернет-проблемы, пока очень немного. Хотя положительные тенденции есть. Так, Институт общего среднего образования РАО, открыв в прошлом году свой сайт в сети, начал работу по телекоммуникационной и методической поддержке учителей. На сайте института, например, действует телеконференция по методике преподавания иностранных языков. Центр дистанционного обучения "Эйдос", взаимодействуя с институтом, проводит с учителями и учениками сетевые проекты и конкурсы.

 

Самый масштабный российский проект по обучению учителей интернет-технологиям – "Поколение",– реализуемый Федерацией интернет-образования. Задача федерации – привлечь в Интернет к 2005 году 10 млн молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет (47% российских школьников). Решить ее федерация собирается путем обучения школьных преподавателей работе с интернет-ресурсами. По мысли организаторов проекта, полученный опыт учителя будут распространять среди своих учеников. Два первых учебных центра в рамках проекта "Поколение" уже открыты в Москве и Петербурге. До конца года откроются еще четыре, а к 2004 году региональные учебные центры будут созданы в 50 городах (к этому времени пропускная способность центров достигнет 100 тыс. человек в год). Всего в рамках проекта планируется обучить 276 тыс. учителей.

 

По словам министра образования, сейчас разрабатывается  федеральная программа информатизации российской системы образования. Первоначальный вариант программы уже есть, через  два-три месяца она будет сформулирована окончательно. Чтобы не упустить каких-то важных моментов, Владимир Филиппов призывает  всех энтузиастов интернет-педагогики поделиться своим опытом и поучаствовать в разработке этой программы.

 

 


Информация о работе Перспективы развития отечественной системы образования