Понятие «оригами», возникновение оригами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Оригами (яп. «сложенная бумага»)— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Вложенные файлы: 1 файл

Оригами.docx

— 109.80 Кб (Скачать файл)

1.Понятие «оригами», возникновение оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага»)— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных  обрядах. Долгое время этот вид искусства  был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания  из бумаги. Лишь после второй мировой  войны оригами вышло за пределы  Востока и попало в Америку  и Европу, где сразу обрело своих  поклонников.

 

Классическое  оригами складывается из квадратного  листа бумаги.

Существует  определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в  середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой, единственным учеником которого в России является Зоя Чащихина, президент Московского Детского Центра Оригами.

 

Классическое  оригами предписывает использование  одного квадратного равномерно окрашенного  листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства  иногда отходят от этого канона.

Одной из популярных разновидностей оригами  является модульное оригами, в котором  целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых  складывается из листа бумаги. Одним  из наиболее часто встречающихся  объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

 

2.Значение оригами для развития личности ребёнка.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая  в незнакомую, но такую притягательную социальную жизнь. Подготовить ребенка  к этому важному моменту жизни  поможет оригами - искусство близкое  ему и доступное. Занятия Оригами  имеют следующее значение для  развития дошкольника:

развивают мелкую моторики пальцев, глазомер, речь, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный вкус, конструктивное мышление; происходит знакомство с  геометрическими понятиями;

дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к  предметам и материалу (бумаге) ;

способствуют  формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

влияют на формирование самостоятельности, уверенности  в себе, самооценки;

позволяют детям  испытать свои возможности и проявить способности:

- конструктивные  – при создании фигурки из  одного листа бумаги путем  его неоднократного складывания,  при изготовлении фигурки из  нескольких деталей, сложенных  в технике оригами и соединенных  с помощью клея;

- изобразительные  – за счет частичной или  полной дорисовки деталей, использования  метода аппликации, применения цветовых  сочетаний, чередования цвета;

- творческие  – оригинальное применение известных  моделей; изобретение вариаций  на классические модели; изобретение  своих фигурок;

- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;

- театральные  – обыгрывание сложенных моделей,  инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы и многое другое. Можно соединить занятия оригами с игрой. Важнейшим типом деятельности у дошкольника является игра, в которой способствует формированию многих его психологических особенностей. Игра имеет важное значение для развития личности ребенка, усвоения ребенком культуры взрослых, развития стремления ребенка к самостоятельности, освоения действия с предметами, правил и мотивов поведения и др. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на эту деятельность, ему можно предложить стихи, загадки, потешки и др. Слушая загадки, ребенок воображает себе происходящее событие. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка еще больший интерес. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами…

 

3.Условные обозначения и базовые формы выполнения поделок в технике оригами.

. Способы и приемы складывания оригами передаются на схемах с помощью линий, стрелок и вспомогательных знаков.

1. Линия сгиба  на себя в оригами называется  «долина».

2. Линия сгиба  от себя в оригами называется  «гора».

3. Линия перегиба  — линия прерывается, не доходя  до контура фигурки, обозначает  в оригами как перегиб «долиной»,  так и перегиб «горой».

4. Линия разреза  обозначается в оригами сплошной  линией начинающейся от края  фигуры.

5. Невидимая  или воображаемая линия. Указывается  в оригами в том случае, когда  необходимо на нее ориентироваться.

Обучение  искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм. Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом. Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

4.Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами.

Т.С. Комарова предлагает следующие методы и приемы для обучения детей конструированию  из бумаги.

Обучая детей  конструированию из бумаги воспитатель  использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель прежде всего говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее).

Соколова  С.В. дает рекомендации педагогам:

Материал  по оригами можно использовать в  соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять  как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений  и овладения счетом.

Прежде чем  приступить к занятиям оригами с  детьми, педагог должен освоить основы техники складирования бумаги: термины  и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения  базовых форм; овладеть складированием классических моделей. [30, стр. 33]

Перед очередным  занятием необходимо приготовить образцы  фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, диомастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить  отдельное занятие, начинать которое  желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой  складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

При проведении занятий оригами целесообразно  использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед потешками, которые начинаются со счета, можно рассказать стишок:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

1.соколова  С.В. Оригами для старших дошкольников-Спб.,2008

2. all-origami.ru/bazovye-skladki-i-fo...

3. ds82.ru/doshkolnik/3190-.htm

 

 

 

                                                   Тема №7

Тема: Оригами- искусство складывания бумаги.

                                                   План

1.Понятие  «оригами», возникновение оригами.

2.Значение  оригами для развития личности  ребёнка. 

3.Условные  обозначения и базовые формы  выполнения поделок в технике  оригами.

4.Методы  и приемы обучения детей старшего  дошкольного возраста в технике  оригами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие «оригами», возникновение оригами