Порядок межведомственного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:48, доклад

Краткое описание

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми:

Вложенные файлы: 1 файл

межведомственное взаимодействие.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)
 

Порядок межведомственного  взаимодействия

служб системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних по выявлению и  профессиональному  вмешательству в  ситуацию насилия 

и жестокого обращения  в семье с несовершеннолетними 

     Жестокое  обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

     Формы насилия над детьми:

Физическое

 

Сексуальное

Насилие над детьми  

Отсутствие  заботы

(пренебрежение  основными потребностями  ребенка)

  Психическое (эмоционально дурное обращение)

 

     I. Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

   Влияние на ребенка:

     1) Поведенческие и  психологические  индикаторы:

задержка  развития, малоподвижность; дети могут  становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

   2) Признаки физического  насилия над ребенком:

     раны  и синяки: разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно); непонятного происхождения; имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

     ожоги: топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове (как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами, имеющие резко очерченные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр);

     человеческие  укусы: характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную форму; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной формы, типично наличие кровоподтеков;

     «синдром  тряски ребенка»: возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

     Заподозрить физическое насилие  над ребенком можно, если:

     родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

   у ребенка имеются следы травм  различной давности;

   родители  дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

   родители  обвиняют ребенка в нанесении  самоповреждений;

   родители  не оказывают ребенку поддержки  при медицинском осмотре;

     у родителей отсутствует обеспокоенность  за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

     регистрируются  повторные госпитализации в стационар  с травмами различного характера.

     II. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

   Влияние на ребенка:

   не  растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

     ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

     нет прививок, не состоит на диспансерном учете в поликлинике по месту  жительства,  нуждается в услугах  зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

     не  ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

     устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

     III. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

     Влияние на ребенка:

     задержка  в физическом, речевом развитии, росте (у дошкольников и младших школьников);

     импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

     попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

уступчивость, податливость;

     ночные  кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

     депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

     IV. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

   Влияние на ребенка:

     ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

     может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

     может жаловаться на зуд, воспаление, боль в  области гениталий;

     может жаловаться на физическое нездоровье;

     девочка может забеременеть;

     ребенок может заболеть болезнями, передающимися  половым путем;

     скрывает  свой секрет (сексуальные отношения  со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а  также угроз со стороны обидчика.

     Виды  ответственности  лиц, допускающих  жестокое обращение с детьми, соответствии с законодательством РФ:

     Административная  ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка: не исполняющие или ненадлежащее исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее: КобАП РФ).

     Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие, пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них:

      ст. 110 (доведение до самоубийства);

      ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),

      ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести  вреда здоровью),

      ст.113 (причинение тяжкого или средней  тяжести вреда здоровью в состоянии  аффекта),

      ст.115 (умышленное причинение легкого вреда  здоровью),

      ст.116 (побои),

      ст.117 (истязание),

      ст. 118 (причинение тяжкого или средней  тяжести вреда здоровью по неосторожности),

      ст. 119 (угроза убийством или причинением  тяжкого вреда здоровью),

      ст. 131 (изнасилование);

      ст.132 (насильственные действия сексуального характера);

      ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),

      ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего  возраста);

      ст. 135. (развратные действия)

      ст.125 (оставление в опасности);

      ст.124 (неоказание помощи больному);

      ст. 127 (торговля людьми, использование  рабского труда),

      ст. 150 (вовлечение несовершеннолетних в  совершение преступления),

      ст. 151 (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий),

      ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

      ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств  на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и другие.

     Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ:

     - лишение родительских прав (ст. 69),

     - ограничение родительских прав (ст. 73),

     - отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77).

     Дисциплинарной  ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

     Цели  и задачи межведомственного взаимодействия служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними:

  1. Повышение оперативности в получении информации о фактах насилия и жесткого обращения с детьми для своевременного принятия соответствующих мер.
  2. Создание системы учета детей, ставших жертвами насилия и жестокого обращения в семье, для восстановления их нарушенных прав и дальнейшей реабилитации семей и детей.
  3. Размещение на территории города доступной информации для ребенка, подвергшегося насилию, о местах, куда можно обратиться за помощью.
  4. Размещение на территории города информации для граждан, ставших свидетелями жестокого обращения с ребенком, о местах, куда можно обратиться с сообщением.
  5. Размещение на территории города информации о местах временного проживания  для несовершеннолетних, ставших жертвами насилия (социальный приют для детей, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальная гостиница).
  6. Формирование общественного мнения о ценности семьи в обществе, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье, о необходимости воспитания культуры здорового образа жизни, в т.ч. через средства массовой информации.
  7. Профилактика жестокого обращения с детьми, реабилитация жертв насилия.
Субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, правовая

основа действий

Действия работников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

выявивших факты насилия  над детьми, жестокого обращения с ними

Сроки действий
Все органы и учреждения городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. 

ФЗ № 120

от 24.06.1999 

Закрепляют  в локальных нормативных актах  действия работников при выявлении фактов насилия над детьми, жестокого обращения с детьми, персональную ответственность за эти действия или бездействия (уставы, положения учреждений (органов), приказы, постановления, должностные инструкции).

Направляют  сообщение о выявленном в процессе исполнения должностных обязанностей факте насилия (жестокого обращения) по отношению к несовершеннолетнему:

- в ОВД  и прокуратуру (по месту жительства  ребенка) для разбирательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших насилие (жестокое обращение);

- в районную  комиссию по делам несовершеннолетних  и защите их прав (по месту  жительства ребенка) для контроля за обеспечением прав ребенка.

Оказывают помощь ребенку-жертве насилия или жестокого обращения. 

Обеспечивают  доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью  в случае подтверждения насилия  над ребенком, жестокого обращения с ним.

 Привлекают  общественное мнение к решению  проблем повышения ценности семьи  в обществе, негативного отношения к насилию и жестокости в семье, воспитания культуры здорового образа жизни.

Осуществляют  контроль за родителями, не исполняющими обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав своих детей, либо жестоко обращающихся с ними.

Постоянно 
 
 
 
 
 
 

Незамед-лительно.

В течение  суток.

По мере выявления. 
 

Постоянно 
 

Постоянно 
 

Постоянно

Органы  внутренних дел. 

КобАП РФ,

ФЗ №120

от 24.06.1999,

УПК РФ,

приказ

МВД РФ

№ 569-2000

Помещают ребенка  в государственные детские учреждения при установлении обстоятельств, свидетельствующих о нахождении несовершеннолетнего в условиях социально опасного положения.

При необходимости  назначают судебно-медицинскую экспертизу. 

Устанавливают в действиях родителей состав административного правонарушения, составляют протокол, направляют протокол на рассмотрение в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Информируют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о фактах доставления в ОВД безнадзорных несовершеннолетних.

В заинтересованные учреждения вносят предложения  об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершен-нолетних, направляют информации для принятия соответствующих профилактических мер.

Осуществляют  сбор материалов на лишение родительских прав в отношении родителей, допускающих насилие или жестокое обращение с детьми, и направление дела в суд.

Устанавливают в действиях родителей состав преступления, возбуждают уголовное  дело, проводят следственные действия по уголовному делу.

Осуществляют постановку на учет родителей (иных законных представителей), оказывающих на детей отрицательное влияние.

Проводят  с ними профилактическую работу, привлекая специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Информируют районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о родителях, в отношении которых возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ, связанным с жестоким обращением с детьми

Незамед-лительно. 

В рамках уго-ловного дела.

Незамед-лительно. 

В течение 3-х суток. 

По мере выявления 
 

По факту  выявления 

По факту  выявления.

По факту  выявления.

Постоянно. 

Ежемесячно

Районные  ко-миссии по делам несовершенно-летних и защите их прав

ФЗ № 120

от 24.06.1999,

КоАП  РФ,

Семейный  кодекс РФ

Поступающую информацию о фактах жестокого отношения с детьми фиксируют в документах по делопроизводству, статистическом отчете о деятельности.

Устанавливают причины и условия, способствовавшие жесткому обращению с ребенком; в заинтересованные учреждения вносят представления  об устранении нарушений законодательства о защите прав и интересов детей.

Организуют работу по предупреждению жесткого обращения с ребенком.

Организуют индивидуальную реабилитацию детей-жертв насилия.

При поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан дают поручение социальным педагогам, сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка; по результатам акта обследования направляют официальное сообщение в ОВД для привлечения лиц к установленной законом ответственности, оставив копии материалов в документах по делопроизводству.

При получении административного протокола, составленного на родителя (иного законного представителя) по ст.5.35 КРФобАП (в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении правил гигиены, отсутствии спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для ухода за детьми, о пьянстве родителей) принимают решение (с постановкой семьи на контроль до решения вопроса):

- о вынесении административного наказания,

- о необходимости разработки программы реабилитации и адаптации семьи, допускающей жестокое отношение к ребенку,

- о сборе материалов на лишение родительских прав.

Представляют сведения для следственных служб ОВД.

Имеют право составлять мотивированные заключения и направлять материалы по лишению родительских прав в прокуратуру, суд, участвовать в судебном разбирательстве.

Координируют, контролируют социальную реабилитацию, устройство ребенка, межведомственную профилактическую работу с семьей в случае оставления ребенка в семье (если факты насилия не подтвердились, но в действиях родителей усматривается уклонение от исполнения родительских обязанностей, отрицательное влияние на детей).

По мере поступления

По мере выявления 

Постоянно

По мере выявления.

Незамед-лительно. 
 
 
 

В течение 15 дней со дня поступления 
 
 
 
 
 
 
 

По запросу.

В течение 7 дней. 

Постоянно. 
 

Органы  опеки и попечительства  

Ст.69, ст.77

Семейного

кодекса РФ,

ФЗ № 120

от 24.06.1999,

УПК РФ 

При получении информации об угрозе жизни ребенка или его здоровью, не вызывающей сомнения в возможности наступления смерти, причинения телесных повреждений, иного вреда здоровью ребенка в силу разных причин (избиения родителями, от голода, истязаний и т.п.):

- обследуют условия жизни и воспитания ребенка (при необходимости – с участием сотрудников ОВД), составляют соответствующий акт;

- по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы выносят акт об отобрании ребенка у родителей;

- исполняют акт об отобрании ребенка у родителей (при необходимости – с участием сотрудников ОВД);

- уведомляют об отобрании ребенка у родителей прокурора для принятия мер, предусмотренных законом;

- обеспечивают временное устройство ребенка (в социальном приюте для детей, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, доме ребенка);

- обращаются с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении в родительских правах. 

Направляют  ответы в ОВД на информацию об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

При поступлении информации о жестоком обращении  с ребенком:

1) направляют  официальное сообщение, оставив  копию в документах по делопроизводству:

- в ОВД  для привлечения лиц к установленной законом ответственности;

- в районную  комиссию по делам несовершеннолетних  и защите их прав;

2) организуют сбор материалов на лишение родительских прав, составляют мотивированное заключение и направляют материалы в прокуратуру или суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.

Принимают меры по защите прав и законных интересов  ребенка:

- восстановление  необходимых документов и защита  имущественных прав ребенка (свидетельство  о рождении, справки о жилье),

- участие в судебных разбирательствах на стороне несовершеннолетнего, представительство законных прав и интересов потерпевшего несовершеннолетнего в процессе расследования уголовных дел, связанных с насилием над ребенком в семье,

- подготовка  материалов для государственного  устройства ребенка.  

 
 
 
 
Незамедли-тельно. 
 
 
 

Незамедли-тельно. 
 

В течение 

7 дней  после издания акта.

В течение 

1 месяца  
 
 
 
 

В течение 7 дней. 
 

По мере необ-ходимости. 
 
 

Специализиро-ванные учреждения для несовершен-нолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,

ФЗ № 120

от 24.06.1999, уставы учреждений

В случае выявления  явных признаков жестокого обращения  с ребенком:

- проводят совместно с органами опеки и попечительства или ОВД обследование условий жизни и воспитания ребенка, составляют акт обследования;

- направляют служебную записку руководителю учреждения о выявленном факте жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования.

Руководитель  учреждения направляет информацию о  выявленном факте жестокого обращения  с ребенком в ОВД и районную КДНиЗП, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Организуют  социальную реабилитацию несовершеннолетнего, поступившего в учреждение по факту  насилия в семье.

Организуют  работу с семьей, в которой выявлен  факт жестокого отношения с детьми, как находящейся в социально опасном положении.

Организуют  мероприятия общей профилактики насилия в семье с детьми и  родителями, находящимися на обслуживании учреждения.

Направляют ответы в ОВД на информацию об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Весь период 
 
 
 
 
 

Весь  период.

Весь  период.

По плану  учреждения.

В течение 

1 месяца.

Муниципальные учреждения

здравоохранения 

ФЗ № 120

от 24.06.1999,

Уставы учреждений

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком специалист учреждения здравоохранения:

1) проводит медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

2) при  необходимости - госпитализирует ребенка, подвергшегося жестокости;

3) направляет служебную записку руководителю учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.

Руководитель  учреждения направляет информацию о  выявленном случае жестокого обращения  с ребенком, оставив копию сообщения в документах по делопроизводству, в ОВД, органы опеки и попечительства, районную КДНиЗП.

Организуют  медицинскую помощь ребенку по фактам жесткости в семье.

Проводят  профилактику жесткого обращения с  детьми при патронажах семей, находящихся  в социально опасном положении

Направляют  ответы в ОВД на информацию  об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям  несовершеннолетних.

 
 
 
 
 
 
 
Немедленно 
 

Весь период.

По плану

учреждения.

В течение 1 месяца

МОУ «Центр диагностики и консультирова-ния». 

ФЗ № 120

от 24.06.1999,

Устав учреждения

Оказывает первичную  психологическую помощь детям, ставшим  свидетелями или жертвами любого вида насилия или жестокого обращения. При необходимости, направляет детей, подвергшихся жестокости, к специалистам лечебно-профилактических учреждений, учреждений правовой защиты.

Проводит  подготовку психологов муниципальных образовательных учреждений:

• по оказанию психолого-педагогической помощи детям-жертвам насилия или жестокого обращения;

• по профилактике насилия, жестокого обращения в семье;

•по вопросам профессионального вмешательства  в ситуацию насилия или жестокого  обращения в образовательном  учреждении;

• по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Осуществляет  информационно-методическое обеспечение деятельности психологов муниципальных образовательных учреждений по выявлению и профессиональной помощи в ситуации насилия и жестокого обращения с ребенком (буклеты, брошюры, памятки).

Внедряет  методики и программы социально-психологической  реабилитации ребенка, оказавшегося свидетелем или жертвой насилия.

Разрабатывает технологии составления индивидуальных реабилитационных и профилактических программ против детского насилия в  семье и в учреждениях интернатного типа.

Принимает на психологическую реабилитацию детей, направленных учреждениями здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОВД, органами опеки и попечительства по выявленным фактам насилия или жестокого обращения, осуществляет помощь детям с использованием  возможностей сенсорных комнат Центра.

Организует  и проводит мероприятия  по профилактике насилия и жестокого обращения  над детьми с ограниченными возможностями  здоровья.

Проводит  психологическую экспертизу, назначенную  судом для защиты прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в результате раздельного проживания родителей, насилия, жестокого обращения в семье.

Проводит  профилактику жестокого обращения  с детьми при отборе родителей  в замещающую семью и сопровождении  приемной семьи.

По плану работы учреждения 
 

Весь  период

Муниципальные образовательные учреждения. 

ФЗ № 120

от 24.06.1999,

Уставы учреждений

В случае выявления  явных признаков жестокого обращения  с ребенком специалисты муниципальных образовательных учреждений направляют соответствующую служебную записку руководителю учреждения.

Руководитель учреждения сообщает по телефону (затем, в течение дня, направляет письменную  информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником ОВД (при необходимости) проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель учреждения направляет официальное сообщение о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений, прилагаемых материалов в документах по делопроизводству, в ОВД и районную КДНиЗП.

Проводят  правовой всеобуч для детей и  родителей.

Организуют  психологическую и педагогическую помощь детям, подвергшимся насилию.

Организуют  мероприятия по профилактике насилия в семье с обучающимися и родителями.

Предоставляют информацию по запросам об обучающемся, подвергшемуся насилию, и  его  семье.

Немедленно 
 

Немедленно 
 
 

Немедленно 
 
 
 
 
 
 
 

По плану  работы учреждения 
 

В течение 3-х дней

Информация о работе Порядок межведомственного взаимодействия