Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:07, контрольная работа
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы.
Введение
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.
Поскольку одна из педагогических задач - прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога - предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений.
Принципы отбора художественных произведений и книг для литературного образования дошкольников
Воспитателю дошкольного учреждения необходимо хорошо знать русский и зарубежный фольклор, русскую и зарубежную детскую литературу и детское чтение, а также иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку. Быть компетентным в вопросах детской литературы и книгоиздательства.
В своем труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, и строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великим духовными требованиями. На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает и то время, в которое живет читатель. Его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения ребенку необходимо думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности»
При отборе литературы для детей дошкольного
возраста необходимо исходить из следующих
принципов: психологические, педагогические,
литературоведческие, историко-литературные.
К психологическим принципам относятся:
Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения.
К педагогическим принципам относятся:
Доступность – это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка. Наглядность – это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге. Некоторые дети, разглядывая картинки начинают придумывать продолжение сказки или рассказывать свои истории. К.Д. Ушинский писал: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка… Детская природа ясно требует наглядности»
При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Желательно при выборе литературы выбирать те книги, где есть портрет автора. Рассматривание портрета поможет детям настроиться на восприятие произведения.
Занимательность и динамичность сюжета. Динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является существенным.
Воспитательная ценность произведения – это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Литературный материал для чтения детям должен быть высокохудожественным, тогда воспитательное воздействие произведения будет более действенным и результативным. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира. Учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
К литературоведческим принципам относятся:
Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.
Историко-литературные принципы. Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор.
Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены темы:
Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому. Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит , что взрослый подбирающий литературу для чтения детям, обязан, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.
Следует, также помнить о сезонном
принципе в подборе литературы
для чтения, ибо в жаркую летнюю
пору читать о том, как «белый
снег пушистый падает-кружится»
В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением художественно-эстетическое развитие. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который начинается в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности человека являются:
При формировании круга детского чтения воспитателям и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка (социально-личностного, познавательно -речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами ( по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучении литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения – систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение её с непосредственным интересом и увлечением. Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений); развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); приобщение к словестному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе). Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное развитие ребёнка.
Заключение
Принципы отбора литературных произведений для детей являются основным фактором в формировании круга детского чтения. Воспитатель дошкольного учреждения сам должен быть образованным, любящим и понимающим литературу, следящий за современным состоянием детской литературы. Наряду со знаниями о принципах формировании круга детского чтения, следует знать и о критериях отбора литературы для детей. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания. Умение организовать и отвечать на вопросы, спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика.