Причины и коррекция детских страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.
Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

11.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

1. Причины детских страхов. Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.                                                                                                                                                         

Как зарождается  чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник (родители, бабушки,– взрослые воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может  сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя– наличие более серьезного расстройства невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.  

Очень часто родители, сами того не подозревая, становятся причиной возникновения страхов. Дети, как  губка, впитывают поведение и  эмоции близких людей. Сначала это может быть лишь игрой, подражанием, а затем перерастает в настоящее переживание.

Так, например, ребенок  может изначально не бояться насекомых, но, видя испуг матери, начнет испытывать страх перед ними.

Источником страха может  быть и современное телевидение, чей эфир заполонили фильмы ужасов и сводки криминальных новостей. Следует оградить детей от их просмотра. Но делать это надо пластично, переключая внимание на другие занятия, игры, лепку, а не налаживанием табу. Запретный плод сладок.

Появлению страхов способствует и неопределенность воспитания. Дети теряют устойчивость мира, когда линия воспитания одного родителя противоречит линии другого. Они становятся тревожными, мнительными и неуверенными, а значит более подверженными влиянию среды. Происшествие, которое никак не отразилось бы на других детях, у таких ребят может вызвать появление страхов. Поэтому если мама сказала «нельзя», то и папа должен это подтвердить. Разногласия по воспитанию нужно обсуждать, когда полностью уверены, что ребенок вас не слышит.

Стиль родительского  воспитания: слишком строгий или  попустительский, не систематический  – наиболее частая причина возникновения  страхов у детей. Ребенок находится  в некомфортной среде. Достаточно любого повода, чтобы спустить механизм развития страха.

 
2. Возрастная динамика  страхов.

 

Возраст

Возрастные  страхи

0 – 6

месяцев

Любой неожиданный громкий звук;

быстрые движения со стороны другого  человека;

падение предметов;

общая потеря поддержки.

7 – 12

месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

любые незнакомые люди;

смена обстановки, одевание одежды и  раздевание;

отверстие стока в ванной или  бассейне;

высота;

беспомощность перед неожиданной  ситуацией.

1 – 2

года 

Громкие звуки;

разлука с родителями;

любые незнакомые люди;

отверстие стока ванны;

засыпание и пробуждение, сновидения;

страх травмы;

потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

незнакомые  ровесники;

ударные звуки;

ночные  кошмары;

изменение в окружающей обстановке;

природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

неожиданные события, изменение порядка  жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

исчезновение или передвижение внешних объектов.

3 – 5

лет

смерть (дети осознают конечность жизни);

страшные сны;

нападение бандитов;

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

ядовитые змеи;

смерть близких родственников.

6 – 7

лет

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);

потеря родителей или страх  потеряться самому;

чувство одиночество (особенно ночью  из-за черта, дьявола и др.);

школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);

физическое насилие. 

7 – 8

лет

Темные места (чердак, подвал, и  др.);

реальные катастрофы;

утрата любви окружающих (со стороны  родителей, учительницы, ровесников и  т.д.);

опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;

физическое наказание и непринятие в школе.

8 – 9

лет 

Неудачи в школе или игре;

собственная ложь или отрицательные  поступки, замеченные другими;

физическое насилие;

ссора с родителями, их потеря.

9 – 11 лет 

Неудачи в школе или спорте;

заболевания;

отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

высота, ощущение верчения (некоторые  карусели);

зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

11 – 13

 лет

Неуспех;

собственные странные поступки;

недовольство своей внешностью;

сильное заболевание или смерть;

собственная привлекательность, сексуальное насилие;

ситуация демонстрации собственной  глупости;

критика со стороны взрослых;

потеря личных вещей.


 

 

 

 

 

 

3. Коррекция страхов у детей.

Иногда случается, что  боязнь чего-либо все равно возникает  вопреки нашим стараниям. Не нужно игнорировать страх или ругать ребенка. Оставайтесь спокойными и уверенными. Предложите малышу свою помощь и вместе победите страх. Например, с помощью следующих методик:

 

Визуализация. Признать свой страх – значит сделать первый шаг к его преодолению. Нарисовать – пройти полпути. Рисуя, ребенок высвобождает свой страх. Конкретизирует его. Переносит в материальный мир.

Иногда ребенок отказывается изображать свой страх и даже объясняет  это тем, что не умеет рисовать. Не нужно давить на ребенка. Лучше  скажите, что страх пакостный, поэтому даже хорошо, если он выйдет не красивым. Затем предложите ребенку нарисовать что-нибудь, чего он боялся, «когда был маленьким». После можно перейти к нынешним страхам.

И теперь, когда страх  больше не живет внутри малыша, им можно манипулировать. Так страх можно куда-нибудь поместить, чтобы он не выбрался. Например, можно дорисовать вокруг чудища клетку или трехлитровую банку. Или изолировать другим предложенным ребенком способом. А когда страх будет заперт, с ним можно поступить различными способами. 
Трансформация. «Лучшее оружие против страха – смех», – утверждает не только профессор Люпин, персонаж, придуманный Джоан Роулинг, но и ряд психологов. Для преодоления собственного страха надо лишь попросить ребенка, вслед за героями цикла книг о Гарри Потере, представить то, чего он боится, в комичном виде. Например, нарядить монстра в дурацкую одежду или поставить на роликовые коньки, а можно даже разукрасить в яркие, радостные тона. Превратите это в игру, поощряя малыша за фантазию и поддерживая ребенка хорошим настроением.

Постепенное сближение. Но бывает так, что лишь одно упоминание о причине страха вызывает у ребенка панику. Такое случается, когда с малышом в реальности произошла травматическая ситуация (укусила собака, сильно поранился, обжегся). Еще хуже, когда она повторялась несколько раз и успела закрепиться. Для того чтобы помочь преодолеть подобные страхи, сначала нужно логически объяснить произошедшее и доходчиво рассказать, что нужно делать, чтобы вновь не попасть в эту ситуацию.

Так ребенку, пострадавшему  от укуса собаки, можно показать мультик, тематически связанный  с этим животным. Например, «Варежка», «Котенок по имени Гав» или «Бобик в гостях у Барбоса». Затем подарить мягкую игрушку… а после, если есть возможность, и самого щенка. Ухаживая за маленьким, почти беспомощным существом, ребенок не только преодолеет свой страх перед собаками, но и приобретет друга и защитника.  
Предметно-ролевые игры. Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Ролевые игры-драматизации. Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги.

 


Информация о работе Причины и коррекция детских страхов