Введение
Семья- это социально-педагогическая
группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении
и самоутверждении каждого ее члена. Слово
«семья» создает у человека понятие дома
не как помещения, где он живет, а как чувства,
ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают.
Семья охватывает человека целиком во
всех его проявлениях. Именно в семье
формируются большинство личностных качеств.
Судьбоносная значимость семьи в развитии
личности общеизвестна.
Семья- один из самых консервативных
социальных институтов, она противится
изменениям; иногда может создаться впечатление,
что общественные перемены обходят семью
стороной.
Семейное воспитание- это сложная
система. На него влияют наследственность
и биологическое здоровье детей и родителей,
материально- экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни, количество
членов семьи, место проживания, отношение
к ребенку. Все эти условия переплетаются
и в каждом конкретном случае проявляются
по- разному.
Все большее распространение
получают неблагополучные семьи, семьи,
в которых нарушено нормальное функционирование
и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей,
жестокость и насилие по отношению к детям
со стороны родителей или к женщинам со
стороны мужей, экономические проблемы
и безработица влияют не только на еще
не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую
судьбу, но так же накладывают неизгладимый
отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.
В курсовой работе будет раскрыто
понятие о неблагополучных семьях, рассмотрены
виды неблагополучных семей, предложена
помощь детям и семьям в решении возникших
трудных жизненных ситуациях.
Цель работы: раскрыть причины
появления неблагополучных семей, изучить
их виды, рассмотреть пути преодоления
трудных жизненных ситуаций в неблагополучных
семьях.
Задачи исследования:
- Раскрыть общее понятие о неблагополучных
семьях;
- Познакомиться с видами неблагополучных
семей;
- Рассмотреть развитие и воспитание
детей в неблагополучных семьях;
- Показать роль педагога в жизни
детей из неблагополучных семей;
- С помощью диагностик разработать
педагогический план помощи детям из неблагополучных
семей.
Объект исследования: дети из
неблагополучных семей.
Предмет исследования: педагогическая
помощь детям из неблагополучных семей.
Практическая значимость: данная
работа поможет родителям правильно выбрать
стиль воспитания в семье; поможет педагогу
определить вид неблагополучной семьи,
построить правильную работу с детьми
из неблагополучных семей.
Структура работы: работа состоит
из содержания, введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава I.Общественное
и семейное воспитание.
1.1. Социальная природа
семьи.
Семья- особая группа лиц, связанных
духовными, материальными, кровно- родственными
отношениями, а также социальная ячейка
общества, выполняющая определенные социально-
экономические функции.
Среди основных функций семьи
выделяют следующие:
- Репродуктивная, детородная,
обеспечивающая продолжение семьи, общества;
- Социализаторская, воспитательная, обеспечивающая передачу социального опыта;
- Хозяйственная, обеспечивающая
материальные условия жизни семьи;
- Эмоционально- эротическая, обеспечивающая потребность во всех формах человеческого общения, в любви.
Все эти
функции семьи тесно связаны
друг с другом, а их различные
соотношения определяют конкретно-
исторические, национальные особенности
семьи.
Указанные особенности семьи
обусловливают некоторую двойственность
ее социальной природы: с одной стороны,
семья представляет собой интимное, уникальное
объединение группы лиц, обладающее известной
автономностью от общества; с другой стороны,
ряд социальных функций, присущих семье,
прежде всего воспитательная и социализаторская
делают ее зависимой от общества, тесно
связанной с ним. «Семья – это кристалл
общества»,- говорил французский писатель
В. Гюго.
Поскольку семья является составной
частью общества, при всей ее индивидуализации
в ней все же отражаются особенности тех
социальных групп, к которым принадлежат
ее члены. Поэтому те проблемы, с которыми
так или иначе сталкивается каждая семья,
являются не только ее собственными, но
также и проблемами всех семей данной
социальной группы (семей безработных,
семей беженцев).
Общими проблемами всех семейных
отношений, которые влияют на выполнении
свойственных им функций, в том числе
и воспитательных, стали следующие:
- Демократизация семейных отношений,
которая в значительной степени способствует
повышению эффективности семейного воспитания;
- Участие в профессиональной
деятельности, общественном труде обоих
супругов;
- Эмансипация женщин, утверждение
равенства полов;
Новая половая мораль, утверждающая
большую свободу как мужчин, так и женщин
в выборе партнеров.
В весьма своеобразных условиях
осуществляется сегодня и семейное воспитание
в современной России.
Тем не менее и сегодня, несмотря
на ряд кризисных явлений, семья продолжает
выполнять свои основные социальные функции.
Весьма высокой остается и ее воспитательная
роль. В кризисных условиях особую
роль приобретает укрепление основ семьи,
сохранение традиций семейного воспитания,
которое не может быть заменено никакими
другими формами воспитательного воздействия.
Многогранность семейных отношений
дает ребенку возможность через семейную
жизнь включаться во все направления
социальной жизни.
1.2. Семья-объект
педагогической работы.
Семейное воспитание- общее
название для процессов воздействия на
детей со стороны родителей и других
членов семьи с целью достижения желаемых
результатов. Социальное, семейное и школьное
воспитание осуществляется в неразрывном
единстве. Проблема семейного воспитания
в той части, где она соприкасается со
школой, изучается общей педагогикой,
в остальных аспектах- социальной.
Как считал Ян Коменский,
«обязанность родителей- сообща следить
за воспитанием , цель которого в том, чтобы
подрастающие дети научились быть полезными
Богу, ближним и себе: прежде всего себе,
но больше людям и всего больше Богу.»
Определяющая роль семьи обусловлена
ее глубоким влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни растущего
в ней человека. Семья для ребенка является
одновременно и средой обитания и воспитательной
средой. Влияние семьи особенно в начальный
период жизни ребенка намного превышает
другие воспитательные воздействия. Это
позволяет педагогам вывести довольно
определенную зависимость: успешность
формирования личности обуславливается
прежде всего семьей. Чем лучше семья и
чем лучше влияет она на воспитание, тем
выше результаты физического, нравственного
и трудового воспитания личности. Опытному
педагогу достаточно посмотреть и пообщаться
с ребенком, чтобы понять, в какой семье
он воспитывается. Семья и ребенок- зеркальное
отражение друг друга.
В нашем современном обществе
все заметнее становится кризис семьи,
пути выхода из которого пока не ясны.
Кризис выражается в том, что семья все
хуже реализует свою главную функцию-
воспитание детей. В большинстве нынешних
семей основные силы и время родителей
расходуются на материальное обеспечение,
но не на духовное формирование и развитие
детей. Общение родителей с детьми сводится
в основном к контролю за учебой ребенка
в школе, а сам контроль- выяснению того,
какие оценки получены.
Что может взять ребенок в полуразрушенной
семье? Ведь хорошо известно, что именно
в семье и через семью формируются его
первичные представления, ценностные
ориентации и социальные установки.
Школа осуществляет ведущую
роль в организации семейного и общественного
воспитания. Для успешной координации
воспитательного влияния она должна
перестроить свою работу, отказаться от
прежних форм работы с родителями и общественностью.
Основную работу с родителями педагог
проводит через родительские объединения
(комитеты, советы, общества, собрания),
которым определяются главные направления
деятельности. Совместная деятельность
школы и семьи направлена на развитие
у детей нравственных качеств, физического
здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического
восприятия.
1.3. Содержание и
стили воспитания в семье.
Составными частями содержания
семейного воспитания являются известные
общие направления воспитательной
деятельности: физическое, нравственное,
умственное и др.
Физическое воспитание в
семье основывается на поддержании здорового
образа жизни, включает в себя четкий распорядок
дня, регулярные физические упражнения
и занятия спортом, систематическое закаливание
организма.
Умственное воспитание предполагает
постоянный интерес всех членов семьи,
прежде всего родителей, к занятиям, стимулирование
потребности ребенка в их приобретении
и обновлении. Развитие интеллектуальных
способностей является центральной задачей
семейного воспитания. Усиление роли родителей
в умственном воспитании детей, по мнению
современного американского педагога
Г. Драйдена, должно стать одним из главных
направлений в развитии современного
образования.
Нравственное воспитание в
семье- закладывает фундамент духовного
мира личности, ее поведения.
Эстетическое воспитание призвано
формировать понимание прекрасного в
окружающей жизни, ценить его, развивать
таланты и способности.
Трудовое воспитание создает
одну из самых надежных гарантий успешного
преодоления трудностей, ожидающих каждого
человека на его жизненном пути. Важно,
чтобы ребенок осознал, что только в труде
можно правильно познать себя и окружающую
среду.
Несомненно, что семейное воспитание
во всех его формах – это не легкий упорный,
повседневный труд, а успех этого дела
во многом зависит от ясного понимания
его целей и содержания, от осознания
его возможностей.
При этом важно правильно выбрать
тот или иной стиль воспитания, соответствующий
конкретной ситуации, сложившейся в семье.
Характер семейного воспитания
может быть различен. Обычно выделяют
следующие три типа семейного воспитания:
- Демократический;
- Авторитарный;
- Либеральный.
Демократический
стиль характеризуется стремлением
родителей мотивировать свои
поступки и требования, прислушиваться
к мнению детей, учитывать их
позицию, развивать способность
к самостоятельным суждениям.
Авторитарный
стиль характеризуется строгостью,
жесткой требовательностью к
детям. Принуждения, угрозы рассматриваются
в качестве главных методов
воспитания. Для обеспечения повиновения
детей используется мотив страха. А.С.
Макаренко давал такую оценку этому стилю,
который он называл «стилем подавления»
: «Если отец дома всегда рычит, всегда
сердится, за каждый пустяк раздражается
громом.., на каждый вопрос отвечает грубостью,
каждую вину ребенка отмечает наказанием,
то это и есть авторитет подавления…»
Либеральный
стиль отличается стремлением
предоставить детям возможно
большую свободу, терпимостью ко всем
их поступкам, всепрощением. Продуктом
этого стиля является недисциплинированность,
безответственность в характере детей.
В своем стремлении завоевать любовь ребенка
такие родители порой не замечают , что
формируют в нем эгоиста и лицемера.
Однако результаты семейного
воспитания зависят не только от его стиля.
Независимо от применяемого стиля на эффективность
семейного воспитания влияет и такой фактор,
как степень организованности супружеских
отношений.
Неблагоприятная с этой точки
зрения семья, где нет согласия между родителями,
оказывает негативное воздействие на
интеллектуальное. Речевое и нравственное
развитие ребенка. Установлено ,что дети,
выросшие в конфликтной семье, оказываются
плохо подготовленными к семейной жизни,
их семьи часто распадаются.
Именно с конфликтностью семей
связан известный парадокс семейного
воспитания, когда в семьях у родителей
с высшим образованием и достатком растут
«трудные дети», а в малообеспеченных
семьях, у родителей без высшего образования
вырастают хорошие дети. Таким образом,
обнаруживается, что стрессовые условия
в семье не могут быть компенсированы
ни семейным достатком, ни уровнем образования
родителей.
Конечно, аномалии в развитии
ребенка могут возникать не только под
влиянием семейных условий. Как отмечалось
выше, сами эти условия являются результатом,
не только внутренних, но и многих внешних
по отношению к семье, побочных факторов.
Тем не менее установлено, что
в семьях с ненормальными отношениями
супругов вдвое чаще встречаются дети
с аномалиями психики.
1.4. Историческое
развитие социальной помощи семье.
Социальная помощь зародилась
много столетий назад, еще во времена первобытной
общины. В тоже время начинает зарождаться
помощь семье и детям.
В этот период в основном преобладала
взаимопомощь.
У южных славян ранее других
славянских племен сформировался институт
усыновления внутри родовой общины. Принимали
в семью сироту пожилые люди, когда им
уже было трудно справляться с хозяйством
или которые не имели своих собственных
детей. А еще раньше сироты являлись, по
сути, рабами, то есть во время столкновениями
между племенами мужчин, которые попали
в плен убивали, а женщин и дети входили
в одну из семей племени победителей. Таким
образом им сохранялась жизнь.
Другой формой помощи была мирская
помощь. Например ребенку-сироте назначали
«общественных родителей», которые брали
его на прокорм.
На более поздних этапах развития
Руси, незадолго до принятия христианства,
начинает оформляться институт вдов. Ранее
вдовы, после смерти мужа, были обязаны
последовать вслед за ним. Теперь же они
выделялись как особые субъекты. Они обмывали
и одевали умерших, а в качестве дара получали
вещи умершего, а община предоставляла
им землю.