Проблема восприятия патриотизма у студентов-историков педагогического вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:19, статья

Краткое описание

Представление о патриотизме у студентов достаточно узкое и стереотипное. Данный стереотип сформулирован в нормативно-правовом документе «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» (от 21 мая 2003 г.), он гласит, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1; С. 48.]. В нем же прописано, что «патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности» [1; С. 53.]. Реализуется ли это на практике?

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема восприятия патриотизма у студентов.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Проблема восприятия патриотизма у студентов-историков педагогического вуза

О.В. Грищенко, студ.

Федеральное государственное автономное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» Школа педагогики

Уссурийск, Россия

 

На сегодняшний день существует множество точек зрения по поводу проблемы патриотизма и его воспитания. И при таком разнообразии мнений и определений, будущие учителя истории должны сформировать свое представление о проблеме, так как им непосредственно предстоит сталкиваться с этим в процессе обучения  школьников.

А. И. Солженицын дает такое определение патриотизму: «это нравственный и политический принцип, социальное чувство, берущее своё начало в национализме». Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым даёт положительную характеристику. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей родине, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными. Так, в зависимости от платформы взглядов, на которой стоит высказывающий оценку, один и тот же человек может подходить, а может не подходить под определение патриота [2; С. 31.].

Основываясь на высказывании А. И Солженицына, мы провели письменный опрос 70 студентов исторического факультета с 1 по 4 курсы, спросив, что такое патриотизм для вас?

52 студента из опрошенных  считают, что патриотизм – это  не что иное, как любовь к  Родине: чувство любви и уважения  к своей Родине, стране. 9 человек определили патриотизм, как преданность или верность Отечеству. 6 студентов заключили, что патриотизм – чувство гордости и уважения, испытываемое к своей стране; 2 человека сделали вывод, что патриотизм всего лишь глупость (при этом один студент согласился с тем, что нужно воспитывать патриотизм, пояснив «чтобы порядок был в стране» - парадокс); и 1 студент, вспомнив цитату Сэмюэля Джонсона, написал, что «патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Из опрошенных 56 студентов считают себя патриотами, 12 так не думают и двое не определились. Таким образом, совокупное мнение опрошенных  предложили считать патриотизм чувством любви и уважения, преданности, верности и гордости за свою Родину, Страну, Отчизну. Конечно, в данное определение не входят 4% придерживающихся обратного мнения, но значительное большинство рассматривают патриотизм именно так.

Можно сделать вывод, что представление о патриотизме у студентов достаточно узкое и стереотипное. Данный стереотип сформулирован в нормативно-правовом документе «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» (от 21 мая 2003 г.), он гласит, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1; С. 48.]. В нем же прописано, что «патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности» [1; С. 53.]. Реализуется ли это на практике?

 В данный момент  средства массовой информации  являются неотъемлемой частью  нашей жизни, оказывая свое влияние  на многие ее сферы. Вследствие  этого мы спросили студентов, какую роль в патриотическом воспитании, по их мнению, играют СМИ? Ответы прозвучали разные. 30 человек считают, что СМИ играют важную или даже огромную роль, так как «дети зачастую «привязаны» к телевизору и верят ему больше, нежели родителям», «люди много времени уделяют средствам массовой информации, практически все новости узнавая из них». 23 студента ответили, что СМИ вообще не играет никакой роли или играет, но совсем незначительную: «СМИ играют малозначительную роль, т.к. мало поднимают дискуссионных вопросов на тему патриотизма». 8 человек не определились с ролью СМИ, но заключили, что они «рассказывают о выдающихся патриотах и показывают фильмы на патриотические темы». 9 из опрошенных высказались об отрицательном влиянии: «СМИ развращают нравственность молодежи, убивают остатки гордости за страну», «высмеивает государственную власть, выставляя ее в невыгодном свете».

Мы так же задавали студентам вопросы, касающиеся воспитания патриотизма в школе. 77% опрошенных считают, что в школе недостаточно внимания уделяется воспитанию патриотизма или же вообще не уделяется: «сейчас всех мало волнует воспитание патриотических чувств и школу тоже». 89% студентов уверенны, что чувство патриотизма воспитывать нужно – «если в стране будут патриоты, она не погибнет», «нужно воспитывать патриотизм, чтобы выросло поколение готовое «поднять» страну».

В нашем понимании патриотизм, о котором пишут студенты, должен закладываться еще с рождением ребенка, если можно так выразиться «с молоком матери», поскольку нужно трепетно и с гордостью относиться к стране, в которой ты родился, стране, в которой живут твои родители, где находится родной дом,  родные и близкие сердцу люди. Но более широкое представление и понимание того, что такое патриотизм и зачем он необходим должно формироваться в школе.

На сегодняшний день в школе для патриотического воспитания применяются методы чаще всего словесные, такие как рассказ о событии имеющем патриотический характер, беседа на ту же тему. Реже применяются  наглядные методы воспитания, например поход в музей или изучение государственной символики (герба, флага, гимна и т.д.). Многое зависит и от самого учителя и его личного отношения к проводимой работе.

Помимо работы учителя по воспитанию патриотизма на школьника, на наш взгляд, влияет художественная список литературы. Студентам задавался вопрос: развивается ли патриотическая тема в художественной литературе (входившей в школьную программу) и если да, то приведите пример. Мнения разделились практически поровну, 38 человек считают, что да развивается и 32 человека так не думают. Примеры приводили разные, это были «Слово о полку Игореве», «Тарас Бульба», «Гой, ты Русь, моя родная» С. Есенина, произведения Анны Ахматовой, «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, «Василий Теркин» А.Твардовского, а так же стихи А.С. Пушкина. Но большинство вспомнили в качестве примера произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

 

Список литературы:

    1. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96с.
    2. Солженицын А. И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. 1996. № 12. С. 31.

 


Информация о работе Проблема восприятия патриотизма у студентов-историков педагогического вуза