Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.………….………………………………..……………………..……….5
1.1.Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка...….…..5
1.2. Роль педагога-воспитателя в формировании
эмоционального благополучия детей дошкольного возраста……………….....8
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.…………….………...10
2.1. Организация работы педагога-воспитателя.…………………………...….10
2.2. Тесты для определения эмоционального благополучия ребенка в
группе детского сада..………..........................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ docx.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5 

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.………….………………………………..……………………..……….5

1.1.Определение  и сущность эмоционального благополучия  ребенка...….…..5

1.2. Роль  педагога-воспитателя в формировании 

эмоционального  благополучия детей дошкольного  возраста……………….....8 

ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.…………….………...10

2.1. Организация  работы педагога-воспитателя.…………………………...….10

2.2. Тесты  для определения эмоционального  благополучия ребенка в 

группе  детского сада..………..........................................................................21 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

     В последние годы, как свидетельствуют  специальные экспериментальные  исследования, происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы  дошкольного воспитания, разрабатываются  оригинальные методические материалы c учетом ФГТ.

     На  фоне этих прогрессивных изменений  развитию эмоциональной сферы ребенка  не всегда уделяется достаточное  внимание в отличие от его интеллектуального  развития.

     Однако, как справедливо указывали Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, только согласованное  функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

     Формирование  «умных» эмоций, коррекция недостатков  эмоциональной сферы должны рассматриваться  в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У  ребенка, обделенного заботой и  вниманием, нет второй возможности  для нормального роста и здорового  развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно  уделять первостепенное внимание.

     Проблема  эта условно рассматривается  в двух направлениях: правовом и  педагогическом.

     Правовое  направление включает законодательное  обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

     Педагогическое  направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей  атмосферы, стиля жизни, общения  в семье и в образовательном  учреждении. Таким образом, в системе  дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая  создать оптимальные условия  для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это  диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ, как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности педагога.

     Поэтому актуальность проблемы эмоционального благополучия детей дошкольного  возраста и роль детских образовательных  дошкольных учреждений в обеспечении  положительного эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики.

Цель  контрольной работы: эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду.

     В соответствии с объектом и предметом  исследования нами были поставлены следующие  задачи:

1. Выявить теоретические основы проблемы эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы его психологического здоровья.

2. Отобрать тесты для определение эмоционального благополучие детей.

     Структура и объем контрольной  работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, основной части, списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1.Определение  и сущность эмоционального  благополучия ребенка. 

     Эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в  процессе деятельности ребенка и  являющийся важным регулятором поведения  и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец).1

     Эмоции  изменяются на протяжении всей жизни  человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка  начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

     Эмоции  ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих  возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

     Проблема  эмоций считается приоритетом психологической  науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.

     Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная  жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и  все высшие человеческие чувства  развиваются в процессе воспитательно-образовательных  воздействий.

       Согласно исследованиям Л.А. Абрамян,  М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «  эмоциональное благополучие »  можно определить как устойчивое  эмоционально-положительное самочувствие  ребенка, основой которого является  удовлетворение основных возрастных  потребностей: как биологических  так и социальных.

     А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

     Ключевым  словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или  «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим  благополучием.

     Только  согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

     Выделяются  три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и  низкий.

     Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем  и поддерживающем типе взаимодействия.

     Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание  вступать в общение, взаимодействовать  длительное время; успешное участие  в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными  способами выражения своего внутреннего  состояния и т.д.

     Используя методы исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах, ученые выяснили, что оно проявляется  не только в преимущественном положительном  фоне настроения, но и в стиле  переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого  в совместную деятельность, отношении  к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки  с близким взрослым, переживании  семейной ситуации.

     В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое  чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение  к миру.

     В дошкольном возрасте эмоциональное  благополучие обеспечивает высокую  самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в  семье и вне семьи.

     Таким образом, каждая ступень развития ребенка  как индивида и личности должна быть прожита полноценно, тем самым закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В противном же случае имеют место и негативные последствия.

     Так, ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация (недостаточность слуховых, зрительных и тактильных ощущений) приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.

     Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное  удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей.

1.2. Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. 

     Воспитание  через эмоциональное воздействие  – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается  не в том, чтобы подавлять и  искоренять эмоции, а в том, чтобы  надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

     Стоит подчеркнуть, что решающая роль в  создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.

     Планируя  свою работу, педагоги дошкольного  возраста стремятся не только научить  чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку  в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.

     Общаясь с малышами, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется  к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

     Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное – не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.

     Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое  отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься.

     Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости  от их содержания, звонко и четко  имитируя голоса животных, если они  встречаются в тексте. Когда же воспитатель разговаривает с  детьми сухо, равнодушно, монотонно, невыразительно читает обычно веселые, живые, радостные  потешки, стихи, они относятся к  занятию безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, выполнять предложения воспитателя.2

Информация о работе Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ