Проблемное обучение как технологический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:50, реферат

Краткое описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Содержание

Введение.…………..………………….....………. .......... 3
Проблемное обучение. Основные понятия..…….. ... .…4
Методы и виды проблемного обучения..........................7
Заключение.…………..………………….................….…12
Список литературы .…………..…………………. .… .…13

Вложенные файлы: 1 файл

2007_pedagogika_referat.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования Ставропольского  края

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования.

        

Ставропольский государственный  педагогический институт

факультет «искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Педагогика»

на тему:

Проблемное обучение как технологический  процесс 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса группы И2И

Жуковская Екатерина

Проверила:

Колпачева О. Ю.

 

 

Ставрополь, 2013 г.

Содержание

 

  1. Введение.…………..………………….....………. .......... 3
              1. Проблемное обучение. Основные понятия..…….. ... .…4
    1. Методы и виды проблемного обучения..........................7
  1. Заключение.…………..………………….................….…12
  1. Список литературы .…………..…………………. .… .…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вся жизнь человека постоянно  ставит перед ним сложные и  неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас  действительности есть ещё много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более  новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Успех проблемного обучения школьника достигается главным  образом на уроке, когда учитель  остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно  доказывает современная психология и педагогика.

Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного  обучения.

Творческие способности  реализуются через проблемную деятельность.

Психологической основой  концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного  процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в  проблемном обучении человека.

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.

В 20 столетии идеи проблемного  обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной  практике. Значительный вклад в раскрытие  проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Леренер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемное обучение. Общие понятия

 

 

Технология проблемного  обучения получила большое распространение  в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись  в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку  предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались  в практическую деятельность - труд.

Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного  обучения позволили разработать  общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные  термины и понятия:

  • проблемный подход (Т.И.Шамова), принцип проблемности (В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
  • проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
  • проблемное обучение как тип обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

Целевые ориентации

  • Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
  • Повышение прочности знаний.
  • Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
  • Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

 

Концептуальные  положения (по Д. Дьюи)

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
  • Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
  • Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
  • Условиями успешности обучения являются:
    • проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
    • активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
    • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

 

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут  быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям.

 

По содержанию решаемых проблем  различают три вида проблемного  обучения:

  • решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;  
    в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; 
    в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
  • создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций:

  • педагогическую
  • психологическую

Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается      деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью  активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта  познания.

Создание психологической  проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут  создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

 

  • I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
  • II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
  • III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
  • IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
  • V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
  • VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

  • построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа средств);
  • отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
  • учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
  • наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень  усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

  • Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
  • Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
  • Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
  • Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

 

 

Методы и виды проблемного  обучения 

 

Методы проблемного обучения. Можно говорить о шести дидактических  способах организации процесса проблемного  обучения, представляющих собой три  вида изложения учебного материала  учителем и три вила организации  им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотри их.

1. Метод монологического  изложения

Учитель сообщает факты в  определенной последовательности, дает им необходимые пояснение, демонстрирует  опыты с целью их подтверждения. Использование средств наглядности  и технических средств обучения сопровождается поясняющим текстом. Учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не приводятся, сразу сообщается правильные окончательные выводы.

Информация о работе Проблемное обучение как технологический процесс