Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:25, контрольная работа
Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможность реализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, которая бы обеспечивала реализацию вышеизложенных положений.
Введение ……………………………………………………………………..… 3
Проблема неполных семей
Семьи с одним родителем …………………………………………………. 4
Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях ...………….. 6
1.3 Условия воспитания в неполных семья ……………………………….…. 9
2. Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье
2.1 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях .. 12
2.2 Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей ……………………………………………………………… 17
Список использованной литературы ………………………………………… 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Контрольная работа по дисциплине:
Детско – родительские отношения
На тему: “ Проблемы воспитания детей в неполной семье”
Выполнила:
Студентка 4 курса ИППСР
Специальность “Психолого – педагогическое образование”
Данилова Евгения
Проверил:
Преподаватель
Митина М. А
Рязань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..… 3
1.3 Условия воспитания в неполных семья ……………………………….…. 9
2. Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье
2.1 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях .. 12
2.2 Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей ……………………………………………………………… 17
Список использованной литературы ………………………………………… 21
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети - будущие граждане - воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.
Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможность реализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, которая бы обеспечивала реализацию вышеизложенных положений.
К задачам работы можно отнести:
- дать характеристику семье с одним родителем, охарактеризовать причины этого социального явления;
- выявить и описать возможные негативные факторы воспитания детей в неполных семьях;
- обозначить условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях;
- изучить порядок и правила организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.
-показать эффективность работы патриотического воспитания дошкольников, школьников, подростков.
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.
Если в семье один родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем. Вдова, разведенная женщина или не замужняя мать чаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условия жизни. Однако для этого она должна максимально включаться в трудовой процесс, в связи, с чем времени на воспитание детей у неё остаётся гораздо меньше, чем в полной семье.
При воспитании детей перед овдовевшей или разведенной женщиной, незамужней матерью стоят совсем не одинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь независимо оттого, что основа, по существу, одна – воспитанием ребенка в семье занимается только один человек.
Факторы влияющие на воспитание в неполной семье
Для более точной характеристики
неполной семьи необходимо учитывать
следующие факторы, психологически воздействующие
на детей:
1. Кто отсутствует в семье, как долго,
в каком возрасте был ребенок, когда не
стало отсутствующего родителя, был ли
он кем-нибудь заменен, какова была личность
утраченного родителя и какова личность
присутствующего родителя и, главное,
- какова личность ребенка.
2. Каков социальный фон, на котором проходит
жизнь неполной семьи (помогает ли бабушка
с дедушкой, как неполная семья материально
обеспечена, каковы культурные традиции
среды, какими ценностями она живет).
3. Несомненно, важна причина возникновения
неполной семьи.
Психологическое воздействие этих факторов
на ребенка различно от характера ситуации
– умер ли отец от несчастного случая
или совершил самоубийство, находится
ли отец в тюрьме, или уехал он за границу;
произошел развод при взаимном отчуждении
или при отчуждении одного из супругов.
Бесспорно, что лучшие условия для воспитательного
процесса создаются там, где семья полная
и где все её члены взаимно связаны отношением
глубокого понимания, доверия и симпатии.
Но «полнота» семьи сама по себе не служит
надежной гарантией счастья и успеха воспитания.
Она всего лишь создает более выгодную
воспитательную ситуацию или несколько
лучшие предпосылки.
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери». Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998 Таким образом, воспитание ребенка без отца неполноценно.
Одна из проблем неполных семей - совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
2) Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
3) Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
4) Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
5) Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.
6) Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения
Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.
Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается. Клупт М.А. От поколения - к поколению// В кн.: Современная семья. М., 1982. Следует также отметить, что все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.
Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.
В неполной семье складываются специфические
условия для воспитания детей. Распад
семьи отрицательно влияет на отношения
между родителями и детьми, нарушает стабильность
эмоциональной атмосферы. В связи с тем,
что родители сами испытывают душевные
переживания, им обычно не достает сил,
чтобы помочь детям справиться с возникшими
проблемами как раз в тот момент жизни,
когда те особенно нуждаются в их любви
и поддержке.
Даже если мать старается восполнить
отсутствие отца и делает все возможное,
чтобы соединить в себе обоих родителей,
она в принципе не может реализовать одновременно
обе родительские позиции - материнскую
и отцовскую. Понимая, что сыну необходим
отец, одинокая мать сознательно или бессознательно
стремиться компенсировать ребенку его
отсутствие и берет на себя мужские функции
(строгость, требовательность, жесткие
стратегии воспитания). В результате мальчик
лишается не только отца, но, в некотором
смысле, и матери – материнской любви,
терпимости, теплоты. Как известно, именно
эти черты материнского отношения в раннем
возрасте являются главным условием уверенности
ребенка в себе, доверия к окружающим и
общего положительно самоощущения.
Чешский психолог З. Матейчек считает,
что воспитание в неполной семье – это
такое же обычное, нормальное воспитание,
только оно осуществляется в более трудных
условиях. Он утверждает, что более всего
следует учитывать особенности личности
того человека, который остается с ребенком
один. Способность этого воспитателя соответствовать
всем требованиям играет в формировании
личности ребенка значительно большую
роль, чем тот факт, что семья неполная.
Ребенок должен чувствовать, что он может
положиться на каждое слово и действие
взрослого независимо от того, что это
будет: обещание, угроза или откровенный
разговор. Авторитет и уважение нельзя
пробудить упреками или призывами к сочувствию.
Авторитет должен расти постепенно как
результат культурного общения с людьми,
серьёзного, рассудительного, понятного
для ребенка подхода к решению проблем,
вопросов и, прежде всего, - правдивости
и искренности воспитателя.
Кроме этого, нельзя забывать и о том,
что ребенок сам особенностями своего
темперамента влияет на формирования
собственной личности. Ребенок вовсе не
пассивный участник воспитательного процесса.
А жизнь в неполной семье есть такое же
сотрудничество, как и жизнь в семье по
любым критериям полной.
Информация о работе Проблемы воспитания детей в неполной семье