Проблемы духовно-нравственного
воспитания в условиях
университетской образовательной среды
Ориентация студентов на фундаментальные
начала духовно-нравственных ценностей,
которые имеют непреходящее значение,
является одним из главных направлений
отечественного образования. Но в
современных условиях существующая социально-политическая
обстановка значительно усложняет воспитательный
процесс в вузе, тем не менее даже при всех
недостатках общества ему требуется «достойный
гражданин России». Напомним, что это человек,
обладающий широкими правами, адекватными
Международной хартией прав человека,
знающий свои права и умеющий их защищать,
нетерпимый к любым проявлениям насилия
и произвола, человек, чувствующий неразрывную
связь с Отечеством, берущим на себя ответственность
за его судьбу, помогающий конкретными
делами стране стать сильнее и богаче.
Вот почему сегодня в основополагающих
государственных документах задачи воспитания
гражданина выдвигаются на первый план,
поскольку от сформированной гражданственности
молодежи выраженными духовно-нравственными
ценностями в большой степени зависит
формирование в России гражданского общества
и правового государства, ее продвижение
в число передовых стран мира.
Значимость заявленной темы осознавалась
многими поколениями людей, но последние
годы эта проблема не решалась в нашей
стране по целому ряду причин, связанных
с кризисными явлениями в обществе и государстве.
Инновационное осмысление основ духовно-нравственного
воспитания, включая ее важнейший компонент
– нравственность – является актуальной
задачей настоящего и будущего системы
университетского образования.
В образовательной университетской среде
происходит станов-ление личности, приобретение
ею социального опыта, влияющего на формирование
общественно значимых ценностей, поскольку
именно система ценностей является ведущей
подструктурой личности. Ценностные ориентации
определяют поступки студента, его жизненные
планы, социальную активность, реализацию
своего потенциала, планирование конкретной
деятельности.
В свою очередь духовная сфера психики
обеспечивает такое качество личности,
как духовность. В.И. Слободчиков и Е.Н.
Исаев рассматривает духовность как родовое
определение человеческого способа жизни,
связанное со смыслом собственного существования.
Самым тесным образом с нравственной и
духовной сферой связано такое понятие,
как интеллигентность, то есть совокупность
качеств личности, выделяющих человека
подлинного и последовательного носителя
культуры. К числу основных признаков
интеллигентности относят следующие интеллектуальные
и нравственные качества человека:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- признание безусловного приоритета истины;
- упорство в достижении и объяснении истины;
- обостренное чувство социальной справедливости;
- способность к состраданию;
- приобщенность к достижениям к мировой
и национальной культуры;
- отвержение нетерпимости и вражды в национальных
отноше-ниях;
- следование в своей деятельности велениям
совести;
- идейная принципиальность в сочетании
с терпимостью к позиции других;
- тактичность и личная порядочность;
- безусловная вежливость, уважительное
ведение полемики.
Ю.Г. Фомин считает, что становление интеллигентности
сту-дентов и выпускников вузов – это
одно из возрождающихся направ-лений влияний
образования на личность.
В структуре уровней нравственного развития
личностей, предложенной Л. Колбергом,
особенно, на наш взгляд, следует обратить
внимание на уровни автономной морали,
формирования устойчивых моральных принципов
и на мировоззренческий уровень. Именно
эти уровни нам следует развивать в образовательной
среде университета.
Особую роль в этом процессе принадлежит
преподавателю, куратору, наставнику,
которые сами должны представать в качестве
образца в самых разнообразных ситуациях,
причем, каждый преподаватель сам вправе
выбирать формы и методы решения данной
проблемы. Следовательно, речь идет о том,
что, прежде всего, нужно развивать и формировать
личность студента, подразумевая при этом
под понятием «личность» приобретение
человеком в течение всей жизни тех социальных
свойств и качеств, которые характеризуют
его как носителя прогрессивных тенденций
общественных отношений эпохи, тех нравственных
требований, которые общество предъявляет
человеку.
Последние социологические исследования
студентов свидетельствуют о том, что
вектор ценностных ориентаций современного
студенчества существенно изменился.
Профессионализм преподавателя, всегда
занимавший первое место в рейтинге, уступило
место таким личностным качествам преподавателя,
как порядочность, доброта, совестливость,
эмпатия, толерантность. Гибкая личность
преподавателя должна включать в себя
непременно и такие качества, как педагогический
такт и педагогическая этика или педагогическая
деонтология. Именно поэтому наиболее
приемлемой на современном этапе является
технология педагогики сотрудничества,
главной целостно-смысло-вой сутью которой
считается равенство преподавателя и
студента, понимаемое не в смысле одинаковости
или равноценности знаний и опыта, а равенство
в праве каждого познавать мир без ограни-чений.
Только при условии, что сам преподаватель
является носителем истинно гуманистической
культуры, его деятельность будет основываться
на принципах равноправия, плюрализма
и толерантного отношения.
В контексте выбранной темы необходимо
заметить, что воспи-тание человека культуры,
интеллигентного с развитыми духовно-нравственными
ценностями, невозможно без осознания
педагогом и студентами важности общения
друг с другом на основе нравственных
ценностей. Речь идет в данном случае о
равноправном, уважительном стиле общения
между участниками образовательной среды
университета, то есть стиля, который способствовал
бы становлению личности, формированию
ее интересов и способностей, закладыванию
основ духовно-нравственной культуры.
В свою очередь нужно отметить, что духовно-нравственная
культура студентов является сложной
инте-гральной системой его личностных
качеств, которые в современной социокультурной
среде принято считать нормативными.
Осуществление идей духовного развития
возможно только при наличии определенной
культурной среды университета. Именно
она создает многообразие зон развития
и ситуации выбора, определяя возможность
творческого саморазвития и особую студенческую
культуру.
Среди факторов духовно-нравственного
воспитания выделяют высоконравственную
среду, гуманные взаимоотношения участников
педагогического процесса, учет индивидуальных
особенностей студентов, учет жизненного
опыта, здоровый психолого-педагогический
климат, здоровый климат в семье, учет
особенностей социальной среды.
Одним из важнейших педагогических факторов
развития сту-дента как человека с развитыми
духовно-нравственными ценностями является
совместная деятельность преподавателя
и студента, направленная на решение конкретных
практических задач.
Сотрудничество всех участников педагогического
процесса является смыслом совместной
деятельности, наиболее высоким уровнем
которого служит творческое сотрудничество,
позволяющее наиболее полно реализовать
имеющийся потенциал участников общения.
Наиболее эффективная личностно-развивающая
стратегия педагогического взаимодействия
направлена в первую очередь на развитие
и саморазвитие субъектов взаимодействия,
на создание условий для самореализации
и самоопределения личности и на установление
субъект-субъектных отношений.
Мы считаем, что наиболее эффективным
способом создания успешного педагогического
взаимодействия является обучение в рамках
проектной деятельности, поскольку именно
коллективная работа способствует развитию
нравственных ценностей студентов.
Наш опыт преподавания свидетельствует,
что входной тест для изучения исходного
уровня обученности должен содержать
аспект личностной характеристики студента.
Уже их первые ответы в данном тесте помогают
преподавателю успешно пройти пропедевтический
и начальный уровни общения. Знание характерологических
особенностей студентов помогает преподавателю
в выстраивании образовательной траектории
группы. Мы считаем поэтому, что главной
задачей преподавателя со студентами
первого курса является создание благоприятного,
благожелательного и комфортного климата
в студенческой группе, то есть мы считаем
для себя важнейшей задачей сформировать
коллектив из академической группы студентов.
Самостоятельная работа, данная студентам
в первые дни занятий и требующая совместного
обсуждения, решения и представления с
указанным сроком исполнения, проявляет
имеющиеся уже у преподавателя характеристики
(о которых они написали в своем тесте).
Проведение анкетирования через каждые
два месяца обучения позволяет преподавателю
выяснить те трудности, которые испытывают
студенты как при изучении дисциплины,
так и при общении между собой и с преподавателем.
В течение последующего обучения мы работаем
со студентами над выполнением проектов,
носящих творческий характер (начиная
с составления библиографии и заканчивая
презентацией крупных проектов в различных
формах исполнения – альбомы, стенгазеты,
рисунки, таблицы, рефераты и др.- в конце
каждого семестра обучения).
Наш многолетний опыт подтверждает эффективность
выбран-ной нами стратегии развития педагогического
взаимодействия как основы решение проблем
духовно-нравственного воспитания. Изменение
и расширение ролей преподавателей (от
источника информации до научного консультанта,
научного руководителя и, главное, фасилитатора
обучения) лишь углубляют нашу уверенность
в правильности избранной нами тактики.
Поворот к студенту – это не просто слова,
это сегодняшняя реальность и сегодняшнее
требование, без которого невозможна успешная
педагогическая профессиональная деятельность.
Нам близки слова академика Д.С. Лихачева,
который говорил, что главной заботой
государства должна быть культура в самом
широком ее понимании – образование, наука,
искусство, отношение к друг другу и к
природе, культура, как глубинное основание
общественного устройства и всего социально-экономического
развития.
Заявленная тема позволяет нам дать свой
ответ на вопрос, каким должен быть выпускник
университета – это должна быть интеллигентная
личность, востребованная на современном
рынке труда, с отчетливо сформированными
понятиями духовно-нравственной культуры.
Литература
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах,
таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс,
2006.-256с.
2. Нигматов З.Г. Концептцально-программное
обеспечение патриотического воспитания
учащейся молодежи // Патриотическое воспитание
учащейся молодежи в системе непрерывного
образования: Межвуз. науч.-практ. конф.
Казань: РИЦ «Школа», 2004.-158с.-С.12-24.
3. Педагогические теории, системы, технологии.
М.: Академия, 2003.-512с.
4. Ратнер Ф.Л. О значении воспитания в образовании
личности специалиста // V Спиридоновские
чтения: Актуальные проблемы современной
экономики России: Сб. статей междун. научн.-практ.
конф. Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2007.-672.-С.642-644.
5. Ратнер Ф.Л. Формирование отношений творческого
сотрудничества между обучающими и обучающимися
решения // Интеграция образования, науки,
культуры: Россия - Германия»: Матер. междун.
научн.–практ. конф., 17-19 сентября 2007 в
СГПУ. Самара: Изд-во СГПУ, 2008.-452с.-С. 310-313.
6. Уроки Лихачева. СПб: Издат. дом «Бизнес-пресса»,
2006.-158с.
7. Фазылзянова Г.И. Педагогические условия
ориентации студентов на духовно-нравственные
ценности средствами народного искусства.
Дисс…уч.степ.канд.пед.наук. Казань, 2004.-220с.
8. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения:
деятельностный под-ход. М.: Издат. центр
«Академия», 2007.-240с. |