Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:12, доклад
Россия XXI столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности. Претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Меняются личностные эталоны и идеалы.
Введение.
Россия XXI столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности. Претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Меняются личностные эталоны и идеалы.
Педагогика,
как и другие человековедческие
дисциплины, отвечает на создавшуюся социальную
ситуацию пересмотром, казалось бы, незыблемых
категорий, к числу которых относятся
социализация и воспитание. Основанием
для такого пересмотра являются современные
знания о сущности социализации и воспитания,
их соотношении и процессуальных характеристиках,
феноменологических новообразованиях
(адаптивность и неадаптивность, конформность,
личный опыт, субъективность и духовность
личности, самореализация, личностный
рост и др.). Сегодня педагог имеет возможность
ближе познакомиться с наиболее выдающимися
персоналиями (3. Фрейд, П. Сорокин, Э. Берн,
К. Роджерс, В. Франкл, М. Бубер, М. Мид и
др.), вписавшими в теорию социализации
и развития личности основные страницы.
Расширившееся смысловое пространство
является исходной посылкой для рассмотрения
факторов, механизмов и условий социализации
и воспитания личности, научное осмысление
которых позволит педагогу вводить своего
воспитанника в сложный и противоречивый
мир с наибольшими приобретениями в физическом
и психическом здоровье, интеллектуальном
и эмоциональном развитии, а также с расширенными
возможностями в саморазвитии, самореализации
и самоутверждении.
Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы
влияют на социализацию как прямо, так
и опосредствованно через четвертую группу
- микрофакторы. К ним относятся факторы,
непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют,
- семья и домашний очаг, соседство, группы
сверстников, воспитательные организации,
различные общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.
Об этносе, или нации
Этнос (или нация) - исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).
Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.
Биологическая
составляющая в психологии отдельных
людей и целых народов
Признание
биологической составляющей этнической
принадлежности, не сопровождаемое утверждениями
о превосходстве одной расы над
другой, одного народа над другими (что
является расизмом, шовинизмом, фашизмом),
лишь констатирует глубинные основания
этнических различий, но не утверждает
преобладания этих различий в психике
и поведении конкретного
В
современных модернизированных
странах национальная принадлежность
человека в большой мере, а нередко
и главным образом
То
есть этнос, нация, - явление историко-социально-
Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).
Витальные особенности социализации
Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия.
Например,
в Уганде, где мать постоянно носит
младенца на себе и дает ему грудь
по первому требованию (это характерно
для многих африканских и ряда
азиатских культур и
Тесная
связь физического развития с
пищей видна на примере Японии.
Когда вследствие стремительного экономического
развития и определенной американизации
образа жизни японцы существенно
изменили рацион питания, значительно
изменилось их соматическое развитие:
старшие поколения значительно
уступают младшим по показателям
роста и веса. В то же время
сохранение в рационе питания
японцев большой доли морепродуктов
можно считать одной из причин
того, что у них самая большая
продолжительность жизни. Предполагать
это позволяет аналогичная
В
ситуации, когда в развитых странах
резко уменьшилась в связи
с научно-техническим
Недостаточность этих условий в России привела к высокой детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых - с правильным телосложением, с соответствием роста и веса - было всего 8,5% всех школьников с I по XI классы. У 40-45% школьников отмечались отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. 25-35% имели хронические заболевания. Наконец, лишь 12-15% юношей могли быть признаны абсолютно годными для службы в армии.
О менталитете этноса
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом.
Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущие этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире.
Так,
исследования показали, что у народов
Севера, сформировавшихся и живущих
в специфических природно-
Другой пример. Финны стали употреблять в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. Исследователи объясняют это следующим образом. В течение многих столетий финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что человек добывает все необходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же - творение природы - можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека.
И еще одно свидетельство проявления менталитета в культурных установках, свойственных представителям различных наций. Исследование, проведенное в пяти европейских странах в конце 80-х гг. XX в., выявило весьма любопытную ситуацию. Среди англичан оказалось наибольшее число равнодушных к искусству и больше всего приверженцев «строгих наук» - физики и химии. Близкими к англичанам в этом аспекте оказались немцы. А вот среди французов, итальянцев, испанцев (народов романской группы) людей, высоко оценивающих искусство, намного больше тех, для кого приоритетны физика и химия. Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.
Конкретизируя
это положение, можно говорить о
том, что менталитет этноса во многом
определяет: отношение его представителей
к труду и специфические
В целом менталитет характеризует оригинальность культуры того или иного этноса. Как писал французский этнолог Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается, прежде всего, в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинакова в разных культурах».
Менталитет и стихийная социализация.
Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Об этом свидетельствуют следующие примеры.
В процессе полоролевой социализации влияние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны относительны, т. е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужественности» и «женственности» показала американский антрополог Маргарет Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т. е. феминизированы по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т.е. маскулинизированы. У Чамбула картина, обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.
Информация о работе Проблемы социализации в России и за рубежом