Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:53, доклад
Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие.
Подготовила :студент 3 курса: Галагуи А.А.
Специальность «Социальная педагогика и самопознание»
Факультет философии и политологии
КазНУим.аль-Фараби
Научный руководитель:д.п.н.профессор:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.
Под профессиональной деформацией понимаются деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков.[1]
Одним из стимулов появления деформации могут стать стресс и депрессия, в основе которых лежит феномен "эмоционального сгорания" личности.
По мнению Г.А. Макаровой, синдром эмоционального выгорания является одним из аспектов профессиональной деформации личности и представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения.
Каждый человек включен в
систему определенных отношений
и выступает носителем
Феномен профессиональной деформации имеет место и в сельских школах. Именно поэтому мы решили изучить проявление профессиональной деформации и уровень эмоционального выгорания педагогов в сельских школах.
Нужно отметить,
что исследований, касающихся психологических
проблем сельских педагогов, крайне
мало, несмотря на то, что сельские школы
по своему количеству превосходят городские,
а в имеющихся работах
А.К. Марковой, В.А. Мижериковым, М.Н. Ермоленко, В.А. Сластениным и др. Выделяются положительные особенности профессиональной деятельности учителей сельской школы:
К отрицательным
характеристикам
Нами было проведено исследование, целью которого было изучение подверженности профессиональной деформации работников педагогической сферы сельской школы.
Исследование проводилось на базе средней школы №3 имени М.В. Ломоносова города Сарыагач.
В исследовании принимали участие учителя количестве 20 человек, при содействии педагога-психолога Мырзабековой Н.М.
Возраст опрошенных 22-65 лет
Опыт работы колеблется от года до 40лет.
Испытуемые получали инструкции и бланки ответов.
После проведения
тестирования, данные тестов, были
обработаны и сведены в
Для выявления подверженности
профессиональной деформации у педагогов,
принявших участие в
Опросник на «выгорание» (MBI).
Авторы – американские психологи К. Маслач и К. Джексон. Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления «эмоционального выгорания». Адаптация использованного варианта методики в исследовании была произведена Н.Е. Водопьяновой [2].
В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Исследуемым необходимо было ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Всего опросник имеет три шкалы:
1.«Эмоциональное истощение», которое проявляется в переживании сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.
2.«Деперсонализация» проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (ученикам).
3.«Редукция личных достижений» проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим).
По данной методике было выявлено:
1.Эмоциональное истощение
Низкий уровень – 28%
Средний уровень – 55%
Высокий уровень – 17%
2.Деперсонализация
Низкий уровень – 72%
Средний уровень – 28%
Высокий уровень - 0
3. Редукция личных достижений – 48 (макс.)
Низкий уровень – 6%
Средний уровень – 17%
Высокий уровень – 77%
Большие значения по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют высокой степени выгорания, а по шкале «персональных достижений» — наоборот: низкие значения свидетельствуют о высоком уровне выгорания. Соответственно чем ниже человек оценивает свои возможности и эффективность, чем меньше творчески он включен в достижение результата, тем больше степень выгорания.
По результатам исследования
можно сделать следующие выводы
1. Теоретический анализ
2. Обнаружены различия в количественных значениях исследуемых показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта между выборками сельских и городских учителей, говорящие о том, что
именно сельским учителям в большей степени, чем городским, свойственно общее ухудшение состояния, которое начинает затрагивать круг неформального общения
3. Общим для проявления синдрома выгорания учителей села является вклад признаков эмоционального дефицита, напряжения, резистенции и эмоционального истощения в общий суммарный показатель, что можно считать закономерным.
Таким образом, диагностическое исследование подтвердило предположение о том, что качественные и структурные показатели эмоционального выгорания имеют определенные особенности у учителей, работающих в условиях села.[5]
Синдром выгорания как многомерный конструкт, включающий в себя эмоциональное, физическое и умственное истощение, проявляющееся как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения в профессиях социальной сферы.
На наш взгляд, профессиональные деформации неизбежны, в современных условиях но при использовании разнообразных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Поскольку генезис синдрома носит индивидуализированный характер, определяемый различиями личностных характеристик, то необходимо выявление личностных особенностей педагогов, что позволит определить оптимальную стратегию психологической помощи.
В плане профилактики синдрома выгорания педагогов сельских школ следует большое внимание уделить:
1. Организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье.
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Таким образом, чтобы не сгореть на работе педагогам сельских школ необходимо:
1. Эмоциональное общение
Когда учитель анализирует
свои чувства и ощущения и делится
ими с другими, вероятность "выгорания"
значительно снижается, или этот
процесс не так явно выражен. Поэтому
рекомендуется, чтобы педагоги в
сложных рабочих ситуациях
2. Использование «тайм-аутов»
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок.
3. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Одним из
способов предохранения от
В целях снижения доли деформации среди педагогов сельских школ необходимо проводить профилактические мероприятия постоянно и ежегодно проводить диагностику уровня эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов. А так же способствовать повышению внутренней личностной ответственности педагогов за свое профессиональное здоровье. Так как быть профессионально здоровым это означает производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной деятельноcти .
Список литературы
http://www.psyinst.ru
Информация о работе Профессиональная деформаци педагогов сельских школ