Профессиональная деформаци педагогов сельских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:53, доклад

Краткое описание

Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие.

Вложенные файлы: 1 файл

научная статья Галагуи Арифы продолжение.docx

— 35.97 Кб (Скачать файл)

Подготовила :студент 3 курса: Галагуи А.А.

Специальность «Социальная педагогика и самопознание»

Факультет философии и политологии

КазНУим.аль-Фараби

Научный руководитель:д.п.н.профессор:Мынбаева А.К.

 

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГА  СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.

Под профессиональной деформацией  понимаются деструкции, которые возникают  в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков.[1]

Одним из стимулов появления деформации могут стать стресс и депрессия, в основе которых лежит феномен "эмоционального сгорания" личности.

По мнению Г.А. Макаровой, синдром эмоционального выгорания является одним из аспектов профессиональной деформации личности и представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения.

Каждый человек включен в  систему определенных отношений  и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие.

Феномен профессиональной деформации имеет место и в сельских школах. Именно поэтому мы решили изучить проявление профессиональной деформации и уровень эмоционального выгорания педагогов в сельских школах.

Нужно отметить, что исследований, касающихся психологических  проблем сельских педагогов, крайне мало, несмотря на то, что сельские школы  по своему количеству превосходят городские, а в имеющихся работах подчеркиваются существенные различия условий профессиональной деятельности сельских и городских педагогов

А.К. Марковой, В.А. Мижериковым, М.Н. Ермоленко, В.А. Сластениным и др. Выделяются положительные особенности профессиональной деятельности учителей сельской школы:

    • возможность уделить больше внимания учащимся, поскольку педагогическое общение продолжается и за порогом школы;
    • более высокий социальный статус по сравнению с учителями городских школ;
    • большая информированность сельских учителей о жизни детей вне школы, по сравнению с городскими.

К отрицательным  характеристикам профессиональной деятельности сельских учителей относятся:

    • затрудненность самообразования, обмена опытом между учителями;
    • дефицит педагогических кадров, приводящий к «многопредметности» учителя; большие временные затраты на организацию внеклассной работы и классное руководство (из-за недостаточного количества на селе внешкольных детских учреждений.[3]

Нами  было проведено исследование, целью  которого было изучение подверженности профессиональной деформации работников педагогической сферы сельской школы.

Исследование проводилось  на базе средней школы №3 имени  М.В. Ломоносова города Сарыагач.

В исследовании принимали  участие учителя количестве 20 человек, при содействии педагога-психолога Мырзабековой Н.М.

Возраст опрошенных 22-65 лет

Опыт работы колеблется от года до 40лет.

Испытуемые получали инструкции и бланки ответов.

 После проведения  тестирования, данные тестов, были  обработаны и сведены в таблицы  показателей. 

Для выявления подверженности профессиональной деформации у педагогов, принявших участие в исследовании, нами были использованы следующая методика:

Опросник на «выгорание» (MBI).

Авторы – американские психологи  К. Маслач и К. Джексон. Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления «эмоционального выгорания». Адаптация использованного варианта методики в исследовании была произведена Н.Е. Водопьяновой [2].

В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Исследуемым необходимо было ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Всего опросник имеет три шкалы:

1.«Эмоциональное истощение», которое проявляется в переживании сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

2.«Деперсонализация» проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (ученикам).

3.«Редукция личных достижений» проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим).

По данной методике было выявлено:

 1.Эмоциональное истощение

Низкий уровень – 28%

Средний уровень – 55%

Высокий уровень – 17%

2.Деперсонализация 

 Низкий уровень  – 72%

 Средний уровень  – 28%

 Высокий уровень  - 0

3. Редукция личных  достижений – 48 (макс.)

 Низкий уровень  – 6%

 Средний уровень  – 17%

  Высокий уровень  – 77%

Большие значения по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют высокой степени  выгорания, а по шкале «персональных  достижений» — наоборот: низкие значения свидетельствуют о высоком  уровне выгорания. Соответственно чем  ниже человек оценивает свои возможности  и эффективность, чем меньше творчески  он включен в достижение результата, тем больше степень выгорания.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ литературы  позволил выявить проблему, заключающуюся в недостаточности знаний о специфике развития синдрома эмоционального выгорания педагогов сельской местности.[4]

2. Обнаружены различия в количественных значениях исследуемых показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта между выборками сельских и городских учителей, говорящие о том, что

именно сельским учителям в большей степени, чем городским, свойственно общее ухудшение  состояния, которое начинает затрагивать  круг неформального общения

3. Общим для проявления синдрома выгорания учителей села является вклад признаков эмоционального дефицита, напряжения, резистенции и эмоционального истощения в общий суммарный показатель, что можно считать закономерным.

Таким образом, диагностическое исследование подтвердило  предположение о том, что качественные и структурные показатели эмоционального выгорания имеют определенные особенности  у учителей, работающих в условиях села.[5]

Синдром выгорания как  многомерный конструкт, включающий в себя эмоциональное, физическое и  умственное истощение, проявляющееся  как следствие продолжительных  и интенсивных стрессов общения  в профессиях социальной сферы.

        На наш взгляд, профессиональные деформации неизбежны, в современных условиях но при использовании разнообразных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Поскольку генезис синдрома носит индивидуализированный характер, определяемый различиями личностных характеристик, то необходимо выявление личностных особенностей педагогов, что позволит определить оптимальную стратегию психологической помощи.

    В плане профилактики синдрома выгорания педагогов сельских школ следует большое внимание уделить:

1. Организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье.

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений  психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата  в коллективе, оптимизацию труда  педагога.

Таким образом, чтобы  не сгореть на работе педагогам сельских школ необходимо:

1. Эмоциональное общение

Когда учитель  анализирует  свои чувства и ощущения и делится  ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому  рекомендуется, чтобы педагоги в  сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти  для него разумное решение возникшей  у него проблемы.

   2. Использование «тайм-аутов»

Для обеспечения психического и физического благополучия очень  важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок.

  3. Профессиональное развитие и самосовершенствование.

     Одним из  способов предохранения от синдрома  эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы,  где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

       В целях снижения доли деформации среди педагогов сельских школ необходимо проводить профилактические мероприятия постоянно и ежегодно  проводить диагностику уровня эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов. А так же способствовать повышению внутренней личностной ответственности педагогов  за свое профессиональное здоровье. Так как быть профессионально здоровым это означает производительно и творчески работать, обладать способностью  самому находить в себе резервы эффективной деятельноcти .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания

http://www.psyinst.ru

  1. Даринский А.В. Пути совершенствования системы повышения квалификации учителей сельских школ //Советская педагогика. - 1984, № 8. - С. 18-24
  2. Мардер Л. Игры в самих себя // Первое сентября. Изд. дом "Первое сентября"– 2005. – №75. – с. 30-33

 

  1. Казыханова Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя
  2. сельской школы: Дис. … канд. пед. наук - Казань, 1994. - 132 с.
  3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272с.
  4. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства - М.: «Академия», 2001 - 480с.

 

  1. Колмогорова Л.С., Акименко Н.К. Профилактика эмоционального выгорания как составляющей психического неблагополучия педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6-2. - с. 175-177.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональная деформаци педагогов сельских школ