Профессиональная карьера учителя информатики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:52, реферат
Краткое описание
Актуальность исследования. Современный этап развития образования в России характеризуется появлением новых тенденций, закреплением новых норм и смещением акцентов на формирование свободной и творческой личности, умеющей самостоятельно строить свою жизненную и профессиональную биографию. Рыночная экономика предъявляет жесткие требования к выпускнику школы, осуществляющему свой профессиональный и социально - нравственный выбор. Помочь ему в этом выборе призван учитель, успешный в педагогической деятельности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Сущность и содержание понятия «профессиональная карьера».
Глава 2. Виды и этапы становления профессиональной карьеры учителя информатики.
Глава 3. Технология проектирования профессиональной карьеры учителя информатики.
Глава 4. Экспериментальное обоснование технологии проектирования профессиональной карьеры учителя информатики.
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………
Вложенные файлы: 1 файл
ФГБОУ ВПО
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНЖЕНЕРНО
– ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Газалиев Али Имангазалиевич
Выпускная квалификационная
работа
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Научный руководитель -
к.п.н. доцент Гамзаева Мадина
Вагидовна
Махачкала 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Сущность и содержание понятия
«профессиональная карьера».
Глава 2. Виды и этапы становления профессиональной
карьеры учителя информатики.
Глава 3. Технология проектирования
профессиональной карьеры учителя информатики.
Глава 4. Экспериментальное обоснование
технологии проектирования профессиональной
карьеры учителя информатики.
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап развития
образования в России характеризуется
появлением новых тенденций, закреплением
новых норм и смещением акцентов на формирование
свободной и творческой личности, умеющей
самостоятельно строить свою жизненную
и профессиональную биографию. Рыночная
экономика предъявляет жесткие требования
к выпускнику школы, осуществляющему свой
профессиональный и социально - нравственный
выбор. Помочь ему в этом выборе призван
учитель, успешный в педагогической деятельности.
В настоящее время сложилась
ситуация, при которой учителя, преподаватели
и руководители образовательных учреждений
вынуждены выполнять свои функциональные
обязанности в неизвестных ранее экономических,
социальных и психологических условиях,
вызванных переходом к рыночной экономике,
недостаточным финансированием, непоследовательностью
и необязательностью реформ в области
образования, которые проводятся на государственном,
региональном и муниципальном уровнях
на протяжении последних десяти лет.
Актуальность данной проблемы
обусловлена, прежде всего, тем, что на
современном этапе возникли новые условия
педагогической деятельности: снижение
социального статуса педагога, усложнение
его профессиональной деятельности, появление
новых функций в должностных обязанностях.
Карьера - это динамическое
явление, то есть постоянно изменяющийся
и развивающийся процесс. Карьера может
рассматриваться как в узком, так и в широком
смысле. В широком смысле понятие “карьера”
определяется как “общая последовательность
этапов развития человека в основных сферах
жизни (семейной, трудовой, досуговой)”.
Карьера - это не только продвижение по
службе.
Процессная сущность карьеры
отражена в большинстве определений этого
понятия о чем красноречиво свидетельствуют
используемые в них термины “движение”,
“продвижение”, “рост”, а также подтверждается
этимологией слова “карьера” (что в переводе
с итальянского означает “бег”).
Таким образом, карьера - это
процесс профессионального роста человека,
роста его влияния власти авторитета,
статуса в среде, выражений в его продвижении
по ступеням иерархии, квалификационной
лестницы, вознаграждения, престижа.
Так под карьерой понимают “активное
продвижение человека в освоении и совершенствовании
способа жизнедеятельности, обеспечивающего
его устойчивость в потоке социальной
жизни” карьеру трактуют как движение
человека в пространстве организационных
позиций , предполагающие последовательную
смену функций статуса , социально-экономического
положения . То есть карьера это процесс
движения по пути овладения некими ценностями,
благами признанными в обществе или организации.
В узком
смысле карьеру связывают с
трудовой деятельностью человека,
с его профессиональной жизнью. Под
карьерой понимают целенаправленный
должностной и профессиональный рост,
“поступательное продвижение по служебной
лестнице, изменение навыков, способностей
квалификационных возможностей и размеров
вознаграждения, связанных с деятельностью
работника”. Все это имеет отношение к
организационному аспекту карьеры.
Сложившиеся в условиях традиционной
системы психолого-педагогические принципы,
подходы к профессиональному становлению
учителя недостаточно полно и адекватно
отражают динамику его развития в новых
условиях, не связывают изменения в процессе
деятельности педагога с ориентирами
его карьерного роста, что затрудняет
решение возникающих проблем в его жизнедеятельности.
Анализ работ, посвященных исследованиям
особенностей профессиональной деятельности
учителя (К.А.Абульханова-Славская, Т.К.Ахаян,
Б.П. Белозерцев, Г.А Бордовский, З.И.Васильева,
В.Г. Вершловский, Ф Н.Гоноболин, Б.С Гершунский,
В А Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.В.Кирьякова,
А.Н.Ксенофонтова, Н.В.КузьминаА.Н.Леонтьев,
А.К.Маркова Н Ф.Радионова, А.П.Тряпицына
В.А.Ядов), доказывает сложность и многоаспектность
профессионального становления учителя
в процессе проектирования профессиональной
карьеры.
Вопросы карьерного развития
активно разрабатываются на уровне теории
и практики проектирования (Анисимов В.Н.,
Десслер Г., Поршнев А.Г., Романов В.А., СотниковаС.И.,
Туренко Б.Г., Якокка Ли).
На уровне школы рассматриваются
отдельные аспекты профессиональной карьеры
учителя (Д Дрейфус, Конаржевский Ю.А.,
Крэмер-Хэйон Я., Магальник Л .А., Симановская
О.М., Ушаков K.M., Фесслер Р.).
Решение проблемы проектирования
профессиональной карьеры учителя информатики
невозможно без преодоления противоречия
между необходимостью формирования последовательного
восхождения педагога к профессионализму
и недостаточной разработанностью технологии
проектирования профессиональной карьеры
в ходе его самоопределения и дальнейшего
карьерного развития. Это противоречие
обусловлено несоответствием между необходимостью
учета изменений внешних условий и внутренних
установок самого учителя и недостаточным
уровнем развития у педагога навыков самоанализа,
планирования и рефлексии.
Исходя из поставленной проблемы
исследования, нами была определена тема выпускной
квалификационной работы «проектирование
профессиональной карьеры учителя информатики».
Потребность в системном исследовании
проектирования профессиональной карьеры
учителя информатики в процессе его профессиональной
деятельности послужила основой для определения
цели, объекта и предмета нашей работы.
Цель исследования
- изучить и экспериментально
обосновать технологию проектирования
профессиональной карьеры учителя информатики.
Объект исследования
- профессиональная карьера
учителя информатики.
Предмет исследования
- проектирование профессиональной
карьеры учителя информатики.
Гипотеза исследования заключается в том, что проектирование
профессиональной карьеры учителя информатики
будет эффективным, если:
- определена основа, отражающая
сущность, содержание и структуру профессиональной
карьеры учителя информатики;
- будет разработана технология
проектирования профессиональной карьеры
учителя информатики.
Задачи исследования:
- Изучить сущность и содержание
понятия «профессиональная карьера».
- Рассмотреть виды и этапы становления
профессиональной карьеры учителя информатики.
- Разработка технологии проектирования профессиональной карьеры учителя информатики.
- Экспериментально обосновать
технологию проектирования профессиональной
карьеры учителя информатики.
Методологической
основой данного исследования явились:
- теории проектирования
профессиональной карьеры (Абрамова И.Г.,
Абульханова - Славская И.Г., Богданов A.A.,
Бобрышев Д.Н., Семенцев С.П., Вебер М., Выготский
JI.C., Конаржевский Ю.А., Короткое Э.М., Кричевский
В.Ю., Леонтьев А.Н., Мароши М., Мескон М.,
Мясищев В.Н., Патралов Б.С., Петровский
A.B., Роговцева Н.И., Роджерс К., Розанова
В.А., Рубинштейн С.Л., Сухобская Г.С., Тейлор
Ф.У., Файоль А., Хекгаузен X., Якунин В.А.);
- теории развития профессиональной
карьеры (И.Г. Абрамова, С.Г. Вершловский,
В.Г. Воронцова, Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова,
И.А. Колесникова, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина,
O.E.Лебедев, А.П. Тряпицына).
Проверка гипотезы и решение
поставленных задач потребовали привлечения
и использования следующих методов педагогического
исследования: изучение и анализ литературных
источников; наблюдение, посещение и анализ
уроков по данному предмету, беседы с администрацией
и учителями, анкетирование учителей и
учащихся; анализ результатов переводных
и выпускных экзаменов, выполненных учащимися
самостоятельных работ; педагогический
эксперимент; анализ результатов опытно-экспериментальной
деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается
в том, что:
- рассмотрена сущность и содержание
понятия «профессиональная карьера»;
- рассмотрены виды и этапы становления
профессиональной карьеры учителя информатики;
- разработана технология проектирования
профессиональной карьеры учителя информатики;
- экспериментально обоснована
технология проектирования профессиональной
карьеры учителя информатики.
Практическая значимость исследования состоит в том,
что разработанная в выпускной квалификационной
работе технология проектирования может
быть использована учителями, общеобразовательных
учреждений.
Список литературы
Александрова М.В. Методологические
основы карьерного роста педагога [Текст]:
монография / М.В.Александрова; Новгородский
государственный университет имени Ярослава
Мудрого.- Великий Новгород, 2007.
Александрова М.В. Проектирование
карьеры в России: состояние и проблемы
/ М.В.Александрова // Модернизация профессионального
педагогического образования: организационно
педагогический: сб. научн. статей / сост.
и научн. ред. Г.А.Федотова; Новгородский
государственный университет имени Ярослава
Мудрого.- Великий Новгород, 2005.
Александрова М.В. Пректирование
карьеры учителя как проблема организационно-педагогического
сопровождения его профессионального
роста / М.В.Александрова // Наставник 11.
Рейтинговая оценка работы ученика и учителя
/ Великий Новгород, НРЦРО, 2007.
Андреев В.И. Педагогика творческого
саморазвития. -Казань: Изд - во Казанского
университета, 2002. - 567 с.
Асмолов А. Г. Психология личности.
М.: Изд-во МГУ, 1990.
Вульфов Б.З. Профессиональная
карьера учителя // Мир образования.- 1996.-
N 1.- С. 48-51.
Гинзбург М.Р. Психология
личностного самоопределения: Автореферат
дис. д-ра психол. наук. М.,1996.
Дергач А.А. Кузьмина
Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин
профессионализма. М., 1997.
Егоршин А. П. Модель
рабочего места и карьеры // Кадры. - 1996.
- № 12.
Есаулова М. Б., Лобанова
Н.Н. Самоанализ профессиональной педагогической
деятельности. — СПб., 1999.
Жилина А.И. Теория
и практика управления профессиональной
подготовкой и карьерой руководителей
системы образования: Моногр./ А.И. Жилина.-
СПб. : ИОВ РАО, 2001 (Профессионалы в упр.
образованием XXI века). Кн.2. - 2002.- 360 с.
Исаев И.Ф. Теория и
практика формирования профессионально-педагогической
культуры преподавателя средней школы.
Белгород, 1993, с.
Коджаспирова Г.М. Культура
профессионального самообразования педагога.
Пособие / Под ред. Ю.М. Забродина/. М., 1994.
Колесников Ю., Кобзева
В. Карьера: суть, планирование, мотивация//
Служба кадров. 1997. № 5.
Кузьмина Н.В. Профессионализм
личности преподавателя и мастера производственного
обучения. М., 1990.
Лифинцева Н.И. Формирование
профессионально-педагогической культуры
учителя. М.; Курск, 2000.
Маркова А.К. Психология
профессионализма. М., 1996.
Молл Е. Планирование
своей карьеры руководителя // Вопр. психологии.
- 1998. - № 3.
Погребняк Е.В. Развитие
профессионализма учителя: сущностный
аспект / Теоретические и прикладные аспекты
личностно-профессионального развития:
материалы IV Всероссийской научно – практической
конференции с международным участием:
в 2 ч. – Омск, 2011. – Ч. 2. – С. 63 – 66 (0,25 п.л.).
Плотников А. Планирование
и управление служебной карьерой//Кадры.
1996. № 11.
Профессиональная
деятельность молодого учителя (Социал.
пед. аспект) М.: Педагогика, 2000.
Радионов В.Е. Теоретические
основы педагогического проектирования:
Автореф. д-ра пед.наук / Спб.,1996. - 37 с.
Симановская О.М. Организационно-педагогические
условия управления профессиональной
карьерой учителя средней общеобразовательной
школы: Автореф. дис. канд. пед. наук/Рос.гос.
ун-т.- 1998.
Симен - Северская О-В.
Педагогическая компетентность и профессионализм
учителя. М, 2002.
Ситник А. Профессиональная
культура учителя (исторические аспекты
проблемы) // Школа, 1998,№ I.
Скок Г.Б. Как проанализировать
собственную педагогическую деятельность.
М., 2000.
Сотникова С.И. Управление карьерой:
Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.
Комаров Е. Управление карьерой.
Часть 1, 2//Управление персоналом , №1, 1999
стр. 28
Поляков В.А. Технология карьеры
/ ЭКО. -1996. - №1.
Трошина К. Карьера и мотивация
- 1998. - №12.
Мотивация и деятельность. Хекхаузен.Х.
СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 2006. - №6.
Якунин В.А. - Педагогическая
психология – 2002. - №1.
Информация о работе Профессиональная карьера учителя информатики