Профессиональная компетентность специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:44, реферат

Краткое описание

Практическое обучение, являясь центральной частью профессиональной подготовки обучающихся, направлено на понимание ими социальной значимости выбранной профессии, на совершенствование профессиональных знаний и умений, на формирование системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимости и взаимосвязях технологических явлений и процессов, на развитие профессионально важных качеств личности, приобретение опыта творческой деятельности в рамках специальности, т. е. на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов.

Содержание

Введение____________________________________________ стр. 3-4
1) Теоретические основы и подходы определения понятия профессиональная компетентность______________________ стр. 5-7
2) Виды и структура профессиональной компетенции________ стр. 8-13
3) Особенности профессиональной компетенции в профессии
ветеринара_____________________________________________ стр. 14-20
Заключение____________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

компетентность .docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение____________________________________________ стр. 3-4

  1. Теоретические основы и подходы определения понятия профессиональная компетентность______________________ стр. 5-7

2) Виды и структура   профессиональной компетенции________ стр. 8-13

3) Особенности профессиональной  компетенции в профессии 

ветеринара_____________________________________________ стр. 14-20

Заключение____________________________________________ стр. 21-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Возрастающие темпы развития науки,  производства и культуры, модернизации общественного сознания и отношений приводят к необходимости  подготовки компетентных специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно фиксируется компетентностный подход в образовании. Специалист должен успешно выполнять профессиональные функции в быстро развивающихся экономических условиях, быть конкурентоспособным, повышать квалификацию в течение всей профессиональной деятельности. Проведенные исследования по данной теме, показывают, что многие работодатели, помимо функциональных знаний и умений, выделяют у специалистов такие необходимые качества, как умение самостоятельно решать поставленные производственные задачи, нести персональную ответственность за результаты труда, владеть компьютерной грамотностью, а также быть мобильным, трудолюбивым, добросовестным. В учреждениях образования должны создаваться условия для формирования социально и профессионально значимых качеств личности. В процессе профессионального образования особая роль принадлежит практическому обучению, основными организационными формами которого являются лабораторные и практические занятия, учебно-исследовательская работа, курсовое и дипломное проектирование, практики. Практическое обучение, являясь центральной частью профессиональной подготовки обучающихся, направлено на понимание ими социальной значимости выбранной профессии, на совершенствование профессиональных знаний и умений, на формирование системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимости и взаимосвязях технологических явлений и процессов, на развитие профессионально важных качеств личности, приобретение опыта творческой деятельности в рамках специальности, т. е. на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов. Сегодня остается актуальной проблема выбора методов практического обучения, обеспечивающих формирование у обучающихся профессиональной компетентности, выявление их дидактических возможностей и характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы и подходы определения понятия профессиональная компетентность.

Вопросы профессиональной компетентности специалиста рассматриваются в  работах как отечественных, так  и зарубежных ученых, например, И.А. Зимней, Джона Равена, Ю.Г. Татура, М.П. Чошанова. Однако подходы к трактовке  и определению понятия профессиональная компетентность весьма различны.

Термины «компетенция» и  «компетентность» широко используются в последнее время в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в высшей школе. В то же время анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по этой проблеме показывает всю сложность, многомерность и  неоднозначность трактовки самих  понятий «компетенция» и «компетентность».

Рассмотрим определения  понятия профессиональная компетентность в работах исследователей и в  справочной литературе.

По мнению Е. И. Огарева, компетентность - категория оценочная, она характеризует  человека, имея в виду уровень развития его способности высказывать  квалифицированные суждения, принимать  адекватные и ответственные решения, приводящие к рациональному достижению поставленных целей. Иную трактовку  понятия «компетентность» дает М. А. Чошанов. Он считает, что компетентность одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и  служит связующим звеном между ее компонентами. Н. В. Кузьмина рассматривает  профессиональную компетентность как  осведомленность и авторитетность, рассчитанные в первую очередь на продуктивное формирование личности другого  человека.

Н.И. Запрудский под профессиональной компетентностью понимает систему  знаний, умений и навыков, профессионально  значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня. В модель профессиональной компетентности он включает познавательные мотивы, ранее  усвоенные профессионально значимые знания, избыточные или «несвоевременные»  знания, аспекты подготовки, подлежащие усвоению, результативные диагностики  и самодиагностики.

Варданян Ю. В. считает, что  профессиональная компетентность специалиста  с высшим образованием - это сложная  единая система внутренних психических  состояний и свойств личности специалиста: его готовности к осуществлению  профессиональной деятельности и способности (то есть умения и возможности) производить  необходимые для этого действия.

В исследованиях Н.С. Розова проблема профессиональной компетентности специалиста рассматривалась как  совокупность 3-х аспектов:

1) смыслового - включающего  адекватность осмысления ситуации  в общем культурном контексте,  т.е. в контексте имеющихся  культурных образцов понимания,  отношения, оценки;

2) проблемно-практического  - обеспечивающего распознание ситуации, адекватную постановку и эффективное  выполнение целей, задач, норм  в данной обстановке;

3) коммуникативного - концентрирующего  внимание на адекватном общении  в ситуациях культурного контекста  и по поводу таких ситуаций  с учетом соответствующих культурных  образцов общения и взаимодействия. Подход Н.С. Розова лежит в  основе разработки Государственного  образовательного стандарта для  специалиста любого профиля, т.к.  отражает одноименные аспекты его подготовки.

В словаре С.И. Ожегова  «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

А.И.Турчинов понимает под  компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности.

С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится  к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены  благодаря обучению. Компетенция  не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого  поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с  общей способностью «мобилизовать  в определенной ситуации приобретенные  знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю.

  Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, А.И.Турчинов, В.А. Кальней, Н.С. Розова, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетенция» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность специалиста эффективно выполнять профессиональную деятельность.

 

 

 

 

  1. Виды и структура  профессиональной компетенции.

Для более глубокого определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды.

В общем смысле выделяется три основных вида компетенций: учебно-познавательные – то есть способности к познавательной деятельности, постановка целей и  планирование, анализ, рефлексия и  саморегуляция, решение проблем  и задач и так далее; информационные – то есть все способности, связанные  с поиском, отбором, обработкой, анализом и интерпретацией информации; и коммуникативные, связанные с взаимодействием с другими людьми и определяющие способность сотрудничать с ними, выполнять различные социальные роли и так далее.

В корпоративной практике используется такая классификация  компетенций:

1.    Ключевые или  базовые, корпоративные компетенции  – то есть те, которые наличествуют  или должны наличествовать у  всех сотрудников организации,  независимо от уровня и специфики  работы, чтобы тем самым обеспечивать  конкурентоспособность компании  и реализацию ее стратегических  целей. Эти компетенции вытекают  из ценностей компании и ложатся  в основу используемой в ней  модели компетенций. Обычно их  насчитывается от 5 до 10.

2.    Управленческие (менеджерские, лидерские) компетенции  – те, которыми необходимо владеть  руководителям организации разных  уровней, в чьем подчинении  находятся другие сотрудники. Это  могут быть, например, стратегическое  мышление, управление бизнесом, работа  с персоналом и так далее.

3.    Профессиональные (технические) компетенции – те, которыми должны обладать сотрудники, которые работают на тех или  иных конкретных должностях. Эти  компетенции ложатся в основу  профилей компетенций для разных  категорий и ролей сотрудников.

А.К.Маркова в своих работах связывает профессиональную компетентность с аспектами зрелости специалиста и выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1.      Специальная,  или деятельностная профкомпетентность  характеризует владение деятельностью  на высоком профессиональном  уровне и включает не только  наличие специальных знаний, но  и умение применить их на  практике.

2.      Социальная  профкомпетентность характеризует  владение способами совместной  профессиональной деятельности  и сотрудничества, принятыми в  профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.      Личностная  профкомпетентность характеризует  владение способами самовыражения  и саморазвития, средствами противостояния  профессиональной деформации. Сюда  же относят способность специалиста  планировать свою профессиональную  деятельность, самостоятельно принимать  решения, видеть проблему.

4.     Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших  составляющих профкомпетентности А.К.Маркова  называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Можно сказать, что каждый из описанных выше видов компетентности включает в себя такие общие межпрофессиональные  компоненты:

- в специальной компетентности  — способность к планированию  трудовых процессов, умения работать  с компьютером, с оргтехникой,  чтение технической документации, ручные навыки;

-  в личностной компетентности  — способность планировать свою  трудовую деятельность, контролировать  и регулировать ее, способность  самостоятельно принимать решения;  способность находить нестандартные  решения (креативность), гибкое теоретическое  и практическое мышление, умение  видеть проблему, способность самостоятельно  приобретать новые знания и  умения;

-  в индивидуальной  компетентности — мотивация достижения, успеха, стремление к качеству  своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

По мнению А.К. Марковой, существует еще один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать  «экстремальной профессиональной компетентностью» - готовность к работе во внезапно усложнившихся  условиях. Люди, владеющие этим и  близкими этому качествами, более, чем  другие готовы к смене профессии, к переучиванию, им меньше грозит безработица.

Также изучением видов  профессиональной компетенции занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

•  социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);

•  социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного  в профессиональную группу);

•  аутопсихологической (самопознание,   самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

Информация о работе Профессиональная компетентность специалиста