Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:12, реферат

Краткое описание

Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. Но какие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза, педагога и ученого как носителей научного знания, культурно - педагогического опыта общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
1. Педагогические ценности в структуре профессионально – педагогической культуры…………………………………………………………………………5
1.2 Цели педагогического образования………………………………………..8
1.3 Классификация педагогических задач…………………………………….10
2. Технология педагогической деятельности преподавателя высшей
школы……………………………………………………………………………12
3. Понятие педагогического творчества………………………………………15
3.1 Особенности педагогического творчества………………………………..16
Вывод…………………………………………………………………………....17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Миляуша (МТП-12-01).doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Уфимский государственный  нефтяной технический университет

 

Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью

 

 

                

 

Реферат на тему:

Профессиональная  культура преподавателя

высшей школы  и условия ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студ. гр. МТП 21-12-01                                                Хамадиева М.М.

Проверил: кандидат соц. наук, доцент                                            Махов А.А.

 

 

Уфа 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…………3

1. Педагогические ценности  в структуре профессионально  – педагогической культуры…………………………………………………………………………5

1.2 Цели педагогического образования………………………………………..8

1.3 Классификация педагогических  задач…………………………………….10

2. Технология педагогической  деятельности преподавателя высшей 

школы……………………………………………………………………………12

3. Понятие педагогического  творчества………………………………………15

3.1 Особенности  педагогического творчества………………………………..16

Вывод…………………………………………………………………………....17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие высшей школы невозможно без осознания  огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Характерные для  современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. Но какие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза,  педагога и ученого как носителей научного знания, культурно - педагогического опыта общества.

В общей и  профессионально - педагoгической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

К сожалению, имеющиеся  научно-педагогические  исследования, передовой педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям профессионально-педагогической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это,  на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза как фактора формирования личности специалиста, недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно - воспитательного процеcca в вузе.

Необходимость повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов; сменой общеобразовательных парадигм, подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Педагогические ценности в структуре профессионально- педагогической культуры

 

Признание профессионально-педагогической культуры сложным социально-педагогическим явлением обусловливает обращение к анализу ее различных сторон. Изучение профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в аксиологическом аспекте раскрывает ее содержание, основу которого составляют педагогические ценности. Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально - педагогической деятельностью преподавателя высшей школы. Педагогические ценности объективны, так как складываются исторически в ходе развития общества,  системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий. В процессе подготовки и  осуществления  педагогической  деятельности  преподаватель  овладевает педагогическими ценностями,     субъективирует их.   Уровень  субъективации педагогических ценностей – это степень реализации идеально  ценностного, трансформации потенциального в актуальное.  Он является показателем личностно - профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности.

Педагогические  ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров,  с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.  Вплетение общечеловеческих ценностей  –      добра и красоты, справедливости и долга,  равенства и чести –  в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования.

Субъективное  восприятие и присвоение преподавателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется его личностными  качествами, направленностью профессиональной деятельности,   профессионально - педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, его внутренний мир.

Степень присвоения личностью педагогических  ценностей зависит от активности его педагогического сознания, так как установление ценности той или иной педагогической идеи,  педагогического явления происходит в процессе оценки.

Критерием оценки является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать и не совпадать с выработанными и признанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях,  содержании,  субъекте и объекте педагогической деятельности,  т.е. обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

Многообразие  видов деятельности преподавателя  высшей школы стимулирует развитие его индивидуальности.  Каждый преподаватель актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и те педагогические ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми. Индивидуализированный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи  и отношения составляет его профессиональное Я.

Профессиональное  сознание направлено на анализ разных сторон Я личности преподавателя, его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т.е. внутренне мотивированного значения для субъекта того или иного действия, поступка.

Учеными предложена следующая классификация узкопрофессиональных педагогических ценностей:

-   ценности,  раскрывающие профессиональный статус педагога;     

- ценности,  показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;

- ценности, отражающие цели педагогической деятельности. Педагогические ценности в данном случае группируются исходя из удовлетворенности преподавателя педагогической работой и возможности его; самореализации в ней, что, на наш взгляд, не отражает всего многообразия профессиональной деятельности педагога.

С учетом того,  что педагогические ценности,  являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования, мы разделяем их на следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные.

Общественно-педагогические ценности функционируют в масштабе всего общества и концентрируются  в общественном сознании в форме морали,религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила,     регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.

Профессионально-групповые  ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов (учителя школ,  колледжей,  лицеев,  преподаватели вузов).  Эта совокупность носит целостный характер и выступает как познавательно - деятельностная система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью.

Индивидуально-личностные ценности  –    это система  ценностный ориентации личности, сложное социально – психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность. 

Каждый преподаватель, ассимилируя общественно - педагогические и профессионально - групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей,  элементы которой принимают вид аксиологических функций. (концепция, связанная с формированием личности специалиста,     представления о технологии построения учебно-воспитательного процесса в высшей школе, о специфике взаимодействия со студентами,  о себе как о профессионале и др.). 

Интегративную аксиологическую  функцию мы связываем с индивидуальной концепцией смысла профессиональной педагогической деятельности как стратегией деятельности и жизни преподавателя.

Критерием развития личности преподавателя как профессионала, показателем его педагогической культурности и является сформированность ценностей - целей.

 

1.2 Цели  педагогического образования.

 

Цели педагогического  образования определяются мотивами,              которыми конкретизируются потребности, занимающие доминдарующее положение в иерархии потребностей данной деятельности и составляющие «ядро» личности преподавателя как мастера-профессионала. К таким потребностям мы относим потребности саморазвитии, самореализации и в развитии других. В сознании преподавателя понятия «личность будущего специалиста»  и «профессионал»  приобретают телеологический характер,  а соответствующие концепции связываются с аксиологическими функциями, определяющими состояние всех других аксиологических функций.

Основой построения индивидуально-личностных концепций целей профессионально-педагогической деятельности служит научно- обоснованная качественно-описательная модель деятельности специалиста-профессионала, разрабатываемая на основе государственных профессионально-образовательных стандартов.

Проведенное исследование позволило представить, как преподаватели оценивают значимость психолого-педагогических знаний.

Результаты даны в таблице1                                                      

      Таблица 1

 Оценка преподавателями вузов значимости психолого-педагогических знаний (в % к числу отвечавших).

Из таблицы  видно,  что почти  80  % преподавателей всех кафедр достаточно высоко оценивают значение психолого-педагогических знаний для построения своей деятельности. Настораживает,  однако,  то обстоятельство,  что только  14,4 % преподавателей специальных и общетехнических дисциплин и  19,5 % социально-гуманитарных дисциплин испытывают потребность в серьезной психолого – педагогической подготовке.

Процесс решения педагогической задачи,  таким образом, состоит из последовательных действий: педагогического анализа задачи,   конструирования и прогнозирования системы решения, оценки ее функционирования, организации и коррекции решения.  В свою очередь каждый этап представляет собой совокупность частных задач, имеющих свою  внутреннюю специфику и логику решения.

 

1.3 Классификация педагогических задач.

 

Важным является вопрос классификации педагогических задач.                Он проанализирован в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л.Ф.Спиринаидр.

По временному признаку педагогические задачи подразделяются на

стратегические,  оперативные,  тактические. 

Стратегические задачи, вытекая из общей цели образования, существуют в виде идеальных представлений о качествах человека, результат  образовательного процесса и т.п. Они задаются извне, отражают объективные потребности общества,  определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

Тактические задачи –  это конкретизация стратегических задач в реально педагогическом процессе,  они соответствуют тому или иному этапу стратегической задачи. 

Оперативные задачи  –    это задачи текущие, ближайшие, встающие  перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Технология педагогической деятельности преподавателя высшей школы

 

Педагогическая  деятельность преподавателя вуза – это творческая деятельность по профессиональной подготовке будущих специалистов и самосозидание. Она выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в самовыражении,   в личностной самореализации и процессе профессионально - педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности преподавателя.

Раскрывая личностный смысл самореализации, важно отметить роль внутренней потребности личности в активно  развитии. Самореализация осуществляется в адаптивной, репродуктивной,  эвристической и креативной формах.

Информация о работе Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее реализации