Профессиональная ориентация школьников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:31, реферат

Краткое описание

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников - А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Содержание

1. Социально-экономические и исторические
предпосылки развития профориентации 3

1.1. Основные структурные компоненты
процесса профориентации 4 - 6


2. Основы организации и планирования
профориентационной работы 6
2.1. Организационные принципы и варианты
профориентационной работы 6 - 8
2.2. Показатели и оценка эффективности
профориентационной помощи 8 - 9


3. Личностная диагностика в системе
профориентации 9 - 12

4. Профессиональное консультирование 12 - 13

Заключение 13 - 14

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональная ориентация школьников на современном этапе.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образованиЯ «Белорусский Государственный  Педагогический Университет имени Максима Танка»

 

Факультет социально-педагогических технологий

 

Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

 

 

     ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ                          

 

                                                Реферат

                                                студентки 4 курса, 43 группы

                                                Герасимович Татьяны Игоревны

 

                                  

                                                 Руководитель:                                                                                                                              

                                                 доцент Полещук Юлия Анатольевна

 

                                            

   

 

                                                   Минск 2012

Содержание

 

1. Социально-экономические и исторические

предпосылки развития профориентации                                        3           

 

    1. Основные структурные компоненты

процесса профориентации                                                                 4 - 6

 

 

2. Основы организации и планирования 

профориентационной работы                                                                  6                                                   

2.1. Организационные принципы и  варианты 

профориентационной работы                                                          6 - 8

    1. Показатели и оценка эффективности

профориентационной помощи                                                         8 - 9                                                

 

 

3. Личностная диагностика  в системе 

профориентации                                                                                      9 - 12

 

4. Профессиональное консультирование                                 12 - 13

 

Заключение                                                                                       13 - 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономические  и исторические предпосылки развития профориентации

 

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в  выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей  педагогике особенно актуализировались  с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников  - А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему  социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических  мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная  профессия соответствует интересам  и склонностям человека, находится  в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются  в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе  выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют  проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Подготовка к выбору профессии  важна еще и потому, что она  является неотъемлемой частью всестороннего  и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в  единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного  процесса. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в  развитии каждого человека, так и  в функционировании общества в целом.

 

 

1.1. Основные структурные компоненты  процесса профориентации

Профессиональная  ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве .

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая  деятельность различных государственных  и общественных организаций, предприятий  учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование  процесса профессионального и социального  самоопределения школьников в интересах  личности и общества.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение  – ознакомление учащихся и выпускников  учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями  различных профессий, потребностями  в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного  роста и самосовершенствования  в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует  у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит  осознание ими социально-экономических  потребностей и своих психофизиологических возможностей .

Профессиональное просвещение  имеет своей целью сообщение  школьникам определенных знаний о социально-экономических  особенностях, психофизиологических требованиях  тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению  начинается ознакомление детей и  подростков с профессиями, с потребностями  конкретного района, города в рабочих  руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная диагностика  осуществляется специалистами по отношению  к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики  изучаются особенности высшей нервной  деятельности человека, состояние его  здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональное консультирование – оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах  специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между  требованиями, предъявляемыми человеком  к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько  типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более  глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями  трудоустройства, повышения профессионального  мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью  определение возможных областей деятельности, в которых ученики  могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение  не одной какой-либо профессии, а  группы родственных профессий. Медицинская  профконсультация устанавливает степень  соответствия здоровья человека требованиям  профессии.

Профессиональный отбор  направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние  специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие  человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать  семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Профессиональная адаптация  – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем  правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной  школы формируется положительное  отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда  для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней  школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений  о труде взрослых. Ученикам предоставляется  возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в  сфере промышленного и сельскохозяйственного  производства. На ступени полной средней  школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации  и автоматизации. Старшеклассники  принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко  определяются мотивы учебной деятельности.

Психологическая поддержка – методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

 

2. Основы организации и планирования  профориентационной работы

2.1. Организационные принципы и  варианты профориентационной работы

 

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального  самоопределения человека, важно  в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) школьники, выбирая себе профессию и место  в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в  этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.д.

 В профессиональной  ориентации есть группа принципов,  тесно связанных и во многом  пересекающимися с общепедагогическими  принципами. Это следующие принципы:

- связь профориентации  с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей  оказание помощи человеку в  выборе его будущей профессии  в органичном единстве с потребностями  народного хозяйства в квалифицированных  кадрах;

- связь профориентации  с трудовой подготовкой школьников  – это принцип, предусматривающий  хорошую постановку трудового  воспитания и обучения. В отрыве  от трудовой подготовки профориентация  приобретает черты абстрактности,  оторванности от практики, от  общих задач трудового и профессионального  становления личности;

- систематичность и преемственность  в профориентации обеспечивает  профориентационная работа с  1 по 11 классы при условии обязательной  преемственности этой работы  из класса в класс;

- взаимосвязь школы, семьи  и общественности в профориентации  учащихся предусматривает тесный  контакт по оказанию помощи  школьникам молодым людям в  выборе профессии. При этом  предполагается усиление целенаправленности  и координации в совместной  деятельности;

Информация о работе Профессиональная ориентация школьников на современном этапе